Описание
Рецензии

Сериал Крейцерова соната

Актеры:
Олег Янковский, Александр Трофимов, Ирина Селезнева, Дмитрий Покровский, Алла Демидова, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Калягин, Михаил Глузский, Раднэр Муратов, Сергей Скрипкин
Режисер:
Софья Милькина, Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1987
Добавлено:
сериал полностью из 2 (05.01.2018)
В свете современной кинематографии, сериал «Крейцерова соната» представляет собой глубокое, многогранное исследование фундаментальных моральных дилемм, определяющих человеческие отношения в семейном контексте. Эта работа, с особой остротой и вниманием к деталям, затрагивает проблемы, знакомые каждому, кто сталкивался с тонкостями, сложностями и, зачастую, противоречивостью взаимодействия между близкими людьми. Сюжет сериала, в своей структуре и развитии событий, демонстрирует поразительное сходство с литературным шедевром Льва Николаевича Толстого, чье произведение вынесено в заголовок, служащее своеобразным знаком для зрителя. Мини-сериал, подобно тщательно сконструированному механизму, предлагает зрителю взглянуть на процессы, происходящие внутри семьи, – на способы разрешения конфликтов, заложенных в противоречивых личностях ее членов. Серьезность повествования подкреплена мастерским сценарием, написанным, как известно, известными сценаристами Софией Милькиной и Михаилом Швейцером, произведения которых, созданные в 1987 году, стали отправной точкой для создания этого произведения. Развитие событий в сериале ощущается как неумолимая, непрерывная череда, подобна стремительному движению по рельсам, где ни одна сцена, ни одна деталь не задерживается, не отступает на второй план. Повествование строится вокруг трагической истории, насыщенной сложными переживаниями и драматическими поворотами. Зритель становится свидетелем рокотных столкновений, глубоких разочарований, невыразимых чувств, предательств, коварства и бесчисленных актов мести. В каждой сцене, в каждом диалоге ощущается напряжение, накопленная злость, невысказанная боль, и, одновременно, необъяснимая притягательность, вызывающая неослабевающее желание узнать, как разовьются события, какие свои решения примут герои, и к каким последствиям приведут их поступки.
Фильм этот – нечто вроде размытой, многогранной реликвии, требующей вдумчивого и пристального взгляда. Он не предлагает быстрого, поверхностного развлечения, а скорее заставляет погрузиться в лабиринт человеческих страстей, пороков и трагедий. Онтождественно неоднозначен, подобно заплутавшему в темном переулке путнику, ослепленному лишь бледным светом далекого фонаря. Погружение в эту повесть – словно путешествие в давно минувшие времена, в эпоху, когда устоявшиеся устои, обряды и предрассудки определяли судьбы людей. Возвращение в прошлое, в Россию девятнадцатого века, где железнодорожное полотно связывало отдельные уголки страны, а в купе поезда, казалось, застыла вся сложная и противоречивая душа человеческая. Как часто, в поездах, среди случайных попутчиков, возникали откровенные разговоры – словно прорвавшаяся на свет поверхность давно скрытого озера. Мы могли начать откровенничать даже в маршрутке, в очереди в поликлинике, нередко рассказывая человеку, с которым едва знакомы, всю свою «подноготную». И вот тут проявляется странная особенность человеческой психики: мы не всегда столь же откровенны с теми, кто нам близок – с друзьями, родственниками. А вот такие «знакомства» на час, на два, на сутки порождали желание исповедаться, облегчить душу, расстаться с человеком и больше никогда не пересекаться. Ведь после исповеди, после того, как ты освобождаешь себя от груза пережитого, уходишь, и этого человека, скорректировав, забывают. Именно так и зритель оказался в роли слушателя, внимая монологу Позднышева, попавшегося на удочку обстоятельств в поезде. Этот человек, казалось, был воплощением обычной, ничем не примечательной жизни, пока не решился рассказать свою страшную, горькую историю. И тем не менее, его история оказалась не просто трагедией, а преступлением, совершенным с хладнокровной расчетливостью. Позднышев, сыгранный Олегом Янковским, сумел воплотить в себе всю сложность и противоречивость человеческой природы. Он предстал не только влюбленным юношей, движимым лишь волей сердца, но и мужем, ослепленным страстью, затем – человеком, осознавшим всю тяжесть своих поступков, и наконец – убийцей, чье сердце было отравлено ненавистью и обидой. Его рассказ, вплетенный в атмосферу угнетающей тишины и неторопливости, раскрывает глубину человеческих пороков. Рассказ Позднышева - это не просто эмоциональный взрыв, вызванный внезапной ситуацией; это накопленный гнев, обида, разочарование, выплеснувшиеся наружу в один роковой момент. Его истории, словно невидимые нити, ушли в прошлое. Сцена отпевания супруги главного героя, развернувшаяся в той же церкви, где они когда-то венчались, вызывала не только сожаление, но и задумчивость. Экранизация Швейцера, “очень близкая к тексту”, создана как спектакль для двоих — писателя и актера. Он отличается тщательной проработкой деталей, угнетающей атмосферой, насыщенной флешбэками. Эта повесть, по сути, - вечная история о любви, ненависти, предательстве и искуплении, история о том, как один роковой поступок может разрушить всю жизнь человека. Словно на мольберте, в деталях собрана мощь человеческой судьбы.
В переосмыслении трагедий Шекспира, в частности, произведений, посвященных Отелло и Позднышеву, зачастую упускается из виду тонкая, но существенная параллель. Схожесть заключается лишь в необратимых, катастрофических последствиях, которые стали результатом человеческих ошибок. Эпоха Шекспира была отмечена фигурами героев, движимых импульсами страсти, совершавших отчаянные поступки, пропитанных мужеством и, зачастую, не подверженных рациональному анализу. Публика, в свое время, по-особому откликалась на Отелло, доверявшего интуиции и чувству, в противовес Яго, руководствующемуся исключительно холодным расчётом. В отличие от этого, творчество Толстого ознаменовало собой сдвиг в понимании человеческой личности, кардинальную трансформацию системы ценностей и изменившееся отношение к людям. Убийство, некогда воспринимавшееся как эпическая трагедия, в эпоху Толстого превратилось в более сдержанную, но не менее болезненную реальность. Люди, казалось, «мельчали», впитывая в себя атмосферу всеобщего безразличия, что отражало общее утончение и, как следствие, обедневание душевных качеств. Писатель, остро чувствуя назревавшие перемены, стремился привлечь внимание общественности к этой острой проблеме, осознавая её потенциальную опасность. Бесспорно, он заметил угасание сострадания, рост бездушия, но при этом сохранял веру в возможность исправления ситуации. Искусно соблюдая нормы приличия, стремясь сохранить уважение окружающих, герой совершает ужасный поступок, превращаясь в убийцу, однако общество, в отместке, не только не осуждает его поступок, но и даже оправдывает его. Тем не менее, сам человек не утратил в себе остатки совести и глубоко осознает всю чудовищность совершённого, понимая, к каким ужасным последствиям привело его решение. За это прозрение, к сожалению, пришлось заплатить непомерной ценой, и, возможно, было бы мудрее не допускать подобных крайностей. Фильм, который мы увидели, ярко продемонстрировал актуальную проблему – это, прежде всего, бездушие, искажённая система ценностей, когда, стремясь соответствовать внешним условиям, нарушаются фундаментальные внутренние принципы. Возможно, это происходило из-за страха перед открытой чувствительностью, которую воспринимали как уязвимость, а равнодушие – как надежная броня, этакая удобная защита. Толстой, несомненно, стремился пробудить в людях совестливость, вызвать чувство справедливости, защитить молодое поколение от этой моральной болезни – и, был ли этот призыв только для своего времени? Нельзя учиться принимать людей с их убеждениями, не навязывая свою точку зрения чрезмерным давлением. Только совесть может стать мощным катализатором для позитивных перемен в обществе. Чтобы изменить мир к лучшему, необходимо изменить отношение людей к себе, к окружающим, создать примеры для подражания – примеры доброты, красоты, чистоты. Это, бесспорно, сложная и длительная работа, но она, несомненно, оправдывает себя. Акт насилия, даже будучи направленным на уничтожение врага, не способен убедить, ведь от человека отнята жизнь, другие люди становятся несчастными. Не стоит застревать в обидах прошлого, пытаться уничтожить "врагов" – стоит прозреть, задуматься о настоящем и будущем. Режиссер, искренне проникшись убеждениями писателя, сумел, несмотря на сложность произведения, — это, по сути, мощный призыв к народу, — экранизировать и перенести этот призыв на экран в том виде, в котором он задуман автором. Получилась эта "доверительная беседа" с зрителем, которую невозможно оставить без внимания. Толстой, безусловно, "мыслил верно", его нравственные посылы были, хоть и слегка наивными, но чрезвычайно правильными. Воззвать к совести – задача не из легких, ибо общество «зачерствело» настолько, что очень трудно добраться до его души. Но даже попытка – это шаг в правильном направлении, и яркий пример того, какие трагические последствия несет в себе насилие.
Этот цикл эпизодов, известные как советские многосерийки, которые сегодня, порой, воспринимаются как мини-сериалы, на самом деле, представляли собой поистине выдающиеся кинематографические произведения. Особенно хочется отметить их великолепные экранизации, каждая из которых, обладая своим неповторимым колоритом и поразительной художественной ценностью, заслуживает особого внимания. Считаю, что данное произведение, принадлежащее гению Льва Николаевича Толстого, обладает непреходящей силой, способной глубоко тронуть читателя своей искренностью и проникновенной человечностью. При этом, несмотря на то, что мы рассматриваем именно экранизацию, она, к счастью, не уступает в качестве многим современным попыткам воплотить на экране великие литературные шедевры. Автор сумел в своем произведении создать поистине уникальную, неосязаемую жизненную основу, тщательно исследовав проблему выбора жизненного смысла и затрагивая сложность человеческих взаимоотношений. В целом, я с большим удовольствием смотрел эту экранизацию, и, кстати, впервые я увидел ее примерно десять лет назад. Повторный просмотр, который я совершил недавно, позволил мне осознать необходимость поделиться своими впечатлениями на уважаемом сайте. Первоначально, я воспринял видение режиссера на произведение с некоторой долей скепсиса, оно казалось мне не совсем верным, не соответствующим моему собственному пониманию и интерпретации произведения. Однако, со временем, я пришел к осознанию того, что авторы смогли невероятно ярко и глубоко раскрыть сюжетную канву, с поразительной точностью уловить дух происходящего. Фильм, безусловно, обладает исключительной оригинальностью. Две части, которые сегодня, по распространенному мнению, представляют собой отдельные серии, на самом деле, являются взаимосвязанным, единым кинематографическим полотном, а разделение хронометража на эпизоды было произведено давно и не имеет отношения к современным практикам создания контента. На мой взгляд, авторы сценария сумели максимально точно воспроизвести замысел Толстого, воплотить его в жизнь в той форме, в которой он был изначально заложен в литературном произведении. Я не могу назвать эту экранизацию лучшей из тех, что мне довелось увидеть, однако она безусловно заслуживает высокой оценки. Актерская игра в этом проекте просто феноменальна – она исполнена на высшем уровне. Сюжетная составляющая реализована с исключительным мастерством, главная мысль сериала была представлена тонко и искусно. В целом, созданный проект представляется чрезвычайно умным и интеллектуально насыщенным. В эпоху, когда нас захлестывает поток бессмысленных и скучных экранизаций, эта работа, к счастью, не дает заскучать благодаря своему глубокому смыслу и яркой интеллектуальной нагрузке. И, наконец, я оцениваю эту экранизацию еще и за великолепную актерскую игру, за естественность и правдивость воплощенных персонажей – это, безусловно, критически важно. Я настоятельно рекомендую эту экранизацию всем поклонникам сериалов и фильмов, где зритель испытывает не только развлечение, но и возможность сопереживать героям, понимать их мотивы и анализировать сложные жизненные ситуации, стремясь докопаться до истины. Приятного просмотра, уважаемые зрители!