Описание
Рецензии

Сериал Казус Кукоцкого

Актеры:
Юрий Цурило, Елена Дробышева, Илья Любимов, Армен Джигарханян, Чулпан Хаматова, Мария Кузнецова, Лариса Лужина, Анастасия Мельникова, Людмила Полякова, Раиса Рязанова
Режисер:
Юрий Грымов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 12 (04.11.2012)
Рейтинг:
7.46
6.80
Телефильм, предлагая зрителю глубокий разгляд над сложными взаимосвязями человеческих отношений и траекторией национальной судьбы, погружает в атмосферу ключевой эпохи – середины и поздней половины XX столетия. Повествование, словно тщательно вырезанная головоломка, охватывает целый спектр социально-значимых процессов, свойственных этому времени: беспощадную охоту на женщин, совершивших аборты, научные эксперименты, разворачивавшиеся в мрачных лагерных стенах, трагическую кончину Сталина, постепенное ослабление тоталитарного режима после прихода к власти Хрущева, всплеск оптимизма и богемной жизни шестидесятых, жизнь блестящей столичной интеллигенции и бурный расцвет джаза. В центре повествования – Павел Алексеевич Кукоцкий, выдающийся гинеколог своего времени, чья жизнь и профессиональная деятельность представляли собой вызов сложившимся нормам. Кукоцкий, двигаемый глубоким убеждением, инициировал амбициозный проект по противодействию незаконным абортам и неустанно стремился к отмене резонандного распоряжения 1936 года, запрещавшего эту практику. Несмотря на то, что вопрос о допустимости прерывания беременности по-прежнему остается предметом ожесточенных споров и разногласий, отражая фундаментальные моральные дилеммы, для одних это – акт освобождения для нуждающихся женщин, для других – акт насилия над будущим человечеством. В восприятии Кукоцкого, как воплощения добра и справедливости, первая группа видит спасителя, а вторая – жестокого палача, запятнанного злом. Сюжет телефильма, подобно богатой, многослойной картине, не ограничивается только биографией Кукоцкого. Параллельно развивается история его супруги, Елены, чья жизнь внезапно и необратимо омрачена потерей памяти, словно затерявшись в тумане времени. Зрителя ожидает знакомство с ее наследством, доставшимся из далекого Буэнос-Айреса, а также с тяжелой и драматичной историей становления их дочери, сталкивающейся с болезненным процессом взросления, с ее запутанными и запретными увлечениями, включая эротическую связь с еврейскими близнецами. Добавлен элемент напряженной психологической драмы – фигура психопата, увлеченного «черной» музыкой, а также зарисовки жизни утонченных поклонников авангардных композиторов, создавая сложную и многогранную панораму эпохи. И, наконец, в завершении повествования зритель знакомится с загадочным опытом существования загробной жизни, добавляя фильму оттенок мистики и философских размышлений.
Этот сериал, безусловно, занимает особое место в пантеоне кинематографических шедевров, вызывая восхищение своей мастерской реалистичностью и глубоким проникновением в человеческую душу. Моя симпатия к этой работе берет начало с чтения романа Людмилы Улицкой – «Казус Кукоцкого», который, по моему убеждению, является одним из самых ярких и значимых произведений писательницы. Чтение книги сформировало у меня четкое представление о характере и мотивации персонажей, что впоследствии и стало причиной моей длительной задержки с просмотром экранизации, вызванной опасением разочароваться. Однако, буквально с первых мгновений, представленных на экране, я была поражена, и, признаюсь, не смогла отвести взгляд. В первую очередь, хочется отметить актерский состав, который, на мой взгляд, достиг невероятной гармонии и совершенства. Прекрасное сочетание талантливых актеров и безупречного соответствия их игры книжным образам – это редчайший случай, который, как правило, подчеркивает глубину и достоверность повествования. Исключительно умело и проникновенно Чулпан Хаматова воплотила образ Танечки, стремящейся к свободе и не теряющей человечности даже в самых сложных обстоятельствах. Дробышева, сыгравшая роль матери Тани, Елены, продемонстрировала удивительную актерскую силу, сумев передать всю сложность и трагизм ее состояния – от веселой и любящей женщины до человека, потерянного в лабиринтах болезни Альцгеймера. Юрий Цурило в роли Павла Алексеевича, казалось, буквально вырвался из страниц книги, его игра обладает невероятной точностью и глубиной, создавая образ сложного, противоречивого и трагичного героя. Мария Кузнецова безупречно воплотила образ Василисы, а уникальный голос Алексея Баталова, используемый для озвучивания, лишь усиливает атмосферу фильма, добавляя ему особую, почти мистическую, окраску. Сюжет фильма, конечно, содержит определенные изменения по сравнению с оригинальным романом, но эти корректировки, на мой взгляд, не влияют негативно на общее впечатление от просмотра. Особенно хочется отметить углубленное отображение внутреннего мира Елены, очеловечивающее её пустыню сознания, через которую она, в сопровождении близких, совершает своеобразное путешествие. Признаюсь, даже затянутость некоторых сцен не омрачила впечатления, поскольку они являлись необходимым условием для понимания всей сложности и трагизма судьбы героини, а также открывали множество символических слоев повествования, в котором столь важна символика. Актерская игра, развитие личности Танечки, сохраняющей в своей короткой жизни легкость и нежность, и поднимаемые в фильме актуальные темы - легализация абортов, генетические исследования, проблемы морали, семейные конфликты, выбор жизненного пути - приводят в восторг и вызывают искреннее сопереживание. Фильм, по сути, ставит перед зрителем важнейшие вопросы, которые актуальны во все времена. Причем, выбор между "обычной" жизнью и стремлением к вольному плаванию - это вопрос, который ставит перед человеком неизмеримые задачи. Этот фильм - наглядная картина эпохи, отражающая ключевые события 40-80-х годов – войну, кончину Сталина, и множество других проблем, с которыми столкнулось общество того времени. И, конечно, нельзя не упомянуть об основной идее романа и сериала, о «казусе» Павла Алексеевича. Я считаю, что он, сохранив в себе очарование и искренность, не сумел осчастливить главную женщину в своей жизни – Танечку, которая, к сожалению, умерла в роддоме, и, вероятно, Елену, которая затерялась в лабиринтах своего подсознания. Этот фильм - успешная экранизация, созданная с глубоким пониманием и чувством, оставляющая после себя не только восторг, но и небольшую печаль, и полнейшую вовлеченность в атмосферу повествования. Я с уверенностью отрицаю, что просмотр этого фильма можно отложить, и я с удовольствием пересматриваю его снова и снова, вновь и вновь открывая для себя новые грани этой мастерской работы.
Экранизация произведения Людмилы Улицкой, воплощенная в жизнь Юрием Грымовым, представляется мне глубоко значимой и, несомненно, захватывающей. Неизбежно возникают споры о предпочтениях – какую версию, книгу или фильм – считать более проницательной и насыщенной. Я, откровенно говоря, склоняюсь к мнению о книге, которая, будучи удостоенной престижной Букеровской премии, в интерпретации режиссера, безусловно, получила достойное воплощение. Повествование разворачивается в сложном и драматичном переплетении временных эпох – от 40-х до 80-х годов XX века, охватывая ключевые общественно-значимые события того периода. В центре внимания – Павел Алексеевич Кукоцкий, выдающийся гинеколог своего времени, чья деятельность была сосредоточена вокруг разработки масштабной программы по искоренению подпольных абортов и, собственно, борьбы с решением 1936 года, наложившим запрет на подобные процедуры. Мне кажется, что этот телесериал адресован в первую очередь, той аудитории, которая хотя бы раз в жизни имела дело с медициной, понимала ее тонкомысленные аспекты, включая и крайне чувствительную тему абортов. Это произведение, несомненно, затрагивает души тех, кто пережил, если не все «прелести», то, по крайней мере, противоречия существования в Советском Союзе. Актерский состав был безупречен, особенно хочется отметить игру Елены Дробышевой – она сумела передать всю глубину и сложность характера ее персонажа. Показана медицинская тематика с множества точек зрения, затрагивая парадоксальную реальность, когда узаконенное детоубийство, парадоксальным образом, может спасти жизни невинных. В центре повествования – беззащитность женщин в различных жизненных ситуациях, не зависящих от их воли, их право на осознанный выбор, ответственность перед собственной совестью, религиозными устоями, и, конечно, перед неродившимся ребенком – это, несомненно, уникальный случай, когда универсального, однозначно правильного решения не существует. В самом центре внимания – концепция «границ живого и мертвого», что, я убежден, знакомо каждому, кто хотя бы раз столкнулся с подобным “острым опытом”. Каждый, по-своему, решает, где находится эта граница, и какой медицинский работник устанавливает для себя эти рамки. Внутри телесериала находится трогательная история любви главного героя и его супруги, наполненная как радостями, так и горестями. Мне особенно запомнилась следующая фраза: «в любимом человеке достоинства восхищают, а недостатки умиляют» – и это, как ни странно, отражает правду жизни. К сожалению, судьба жены главного героя оказалась трагичной, омраченной страшными потерями памяти, что вызывает сочувствие и размышления. Нельзя не отметить, как интересно и подробно были изображены разные эпохи Советского Союза, в частности, период правления Сталина, который, на мой взгляд, был представлен с достаточной осторожностью и глубиной, ведь тема эта достаточно известна и требует внимательного рассмотрения. Также поразительна история Танечки – ее характер, ее поиски себя, ее великая любовь, ее неординарность и стремление к свободной жизни. Не менее интересно показана Василиса, чье поведение и интонации позволяют узнать в ней бабушку, запуганную, выросшую в рамках и шаблонах, знающую, как правильно и как следует. Несмотря на все достоинства, были и определенные моменты, которые не произвели на меня ожидаемого эффекта – чрезмерно затянутые мистические элементы и потусторонние аспекты. Однако, я считаю, что это мое личное мнение, которое может быть субъективным и, возможно, кто-то увидит все в совершенно ином свете.
Этот телесериал, несомненно, заслуживает звания наиболее значимого достижения отечественной кинотрадиции, однако простое навешивание ярлыка «самого удачного» кажется чрезмерно упрощенным. Слово «картина» – избитый и, если честно, в весьма ограниченных обстоятельствах применимый к современному кинематографу, а уж тем более к широкому спектру телевизионных программ. Тем не менее, неповторимый стиль и виртуозное мастерство Юрия Грымова ощутимы и узнаваемы, несмотря на внушительное количество эпизодов, выходящих на экраны ежегодно. В современной киноиндустрии, где неизбежно происходит сменяемость модных тенденций, зачастую судьба многих мини-сериалов оказывается трагической: они быстро теряют свою актуальность, не доводя дела до завершающего финала, и доступны лишь для кратковременного просмотре, подобно заполнителю пустых рекламных интервалов. "Казус Кукоцкого" представляет собой исключение из этой закономерности. Этот проект вызывает непреодолимое желание погрузиться в него снова и снова, не прерывая погружения, словно загипнотизированный. Причина этого лежит в глубоком взаимодействии высокой литературы и интеллектуально стимулирующего киноискусства. Эта работа, несомненно, является истинной пищей для души, ума и, конечно, для глаз. К сожалению, большинство современных фильмов, даже самых амбициозных, вскоре оказываются забытыми, а многие уже давно стали лишь бледными воспоминаниями. Однако "Казус Кукоцкого" – это произведение, способное оставить неизгладимый след в анналах современной киноистории. Пожалуй, ключевым фактором его успеха является осознанная и активная роль автора оригинального произведения в создании сценария сериала. Сотрудничество писателей и режиссеров – явление, которое, как правило, встречается крайне редко, но именно этот сериал демонстрирует, что подобное взаимодействие следует осуществлять как можно чаще, для достижения максимального эффекта. В данной экранизации задействованы талантливые и востребованные актеры, но, на мой взгляд, в успехе этой работы есть заслуга не только режиссера, но и, прежде всего, сценариста. Мы не только слышим слова, произносимые действующими персонажами и наблюдаем за происходящими событиями, но и, что особенно важно, воспринимаем и интерпретируем всё, что находится «между строк» – скрытые смыслы и нюансы. Хотя, признаться, далеко не всё было раскрыто в полной мере. Именно поэтому желание пересмотреть этот сериал, подобно возвращению к самому первоисточнику, испытывается с такой же страстью и увлеченностью. Неумолимо возникает потребность сосчитать количество белых кошек, обитающих в их доме, узнать, какое именно растение было посажено в тот горшок, который, в итоге, Елена разбила, и, конечно же, выяснить – действительно ли этот горшок был когда-либо уничтожен.