Описание
Рецензии

Сериал Иван Грозный (2009)

Актеры:
Александр Демидов, Иван Макаревич, Мария Шашлова, Олег Малахов, Александр Андриенко, Александр Серов-Останкинский, Сергей Удовик, Сергей Аброскин, Виктор Запорожский, Зоя Кайдановская
Режисер:
Андрей Эшпай
Жанр:
исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 16 (14.09.2011)
Рейтинг:
5.34
6.90
Известь, данная названием, намекает на глубокое погружение в судьбу одного из самых значительных, а при этом и неоднозначных, фигур российской истории – царя Ивана IV, известного впоследствии как Иван Грозный. Этот человек, несомненно, обладавший колоссальной волей и стратегическим умом, оставил после себя огромный след в истории, однако истинная хроника его жизни, особенно обстоятельства его ухода из этого мира, до сих пор окутана тайной и порождает множество дискуссий. Начало сериала знакомит зрителя с фигурой его отца, великого князя Василия III. В рамках сложного и трагического поворота событий, Василий, руководствуясь, возможно, придворными интригами или личными убеждениями, принимает решение о расставании со своей супругой, Соломонией. Её отправляют в монастырь, из-за неспособности родить наследника, что вызывает в ней глубочайшее негодование и проклятия, обращенные против его и всей его будущей династии. В то время, царь, стремясь укрепить свою позицию, заключает брак с прекрасной Глинской, значительно моложе своей супруги. Вскоре после этого Глинская становится беременной, а представители духовной элиты того времени, волхвы, предсказывающие будущие события, предвещают царю рождение здорового сына. Однако, они негласно намекают на недолгую жизнь самого монарха. Пророчество сбылось: Василий III скончался, а наследник, рожденный здоровым и, как показало время, быстро развивающийся, оказался в центре бурных событий. После ослабления центральной власти и появления неспособного к активному управлению наследника, в придворных кругах развернулась ожесточенная борьба за опекунство. Мать ребенка, проявляя поразительную стойкость и преданность, отчаянно пыталась сохранить жизнь сына, и на протяжении нескольких лет ей это удалось, несмотря на постоянную угрозу. Однако, в конечном итоге, её жизнь была прервана действиями предательски настроенных бояр, ставших воплощением политической интриги и коварства. В дальнейшем, молодому царю предстоит пережить ещё немало опасных эпизодов, попыток сломить его дух и моральный облик. Тем не менее, он с достоинством переносит все испытания, ведь он был рожден с сильным телом и крепким духом, готовым не только к исполнению обязанностей главы государства, но и к сложнейшим политическим испытаниям.
После премьеры этого захватывающего сериального полотна моя прежняя уверенность в отечественном кинематографе обрела неоспоримый аргумент в свою пользу. Изначально, восприняв эту работу как очередной продукт современной телевизионной индустрии, в духе многочисленных серийных проектов, я рассчитывал на определенную дозу искажений исторических фактов, типизацию персонажей и, возможно, политизированный подход к освещению событий. Однако, учитывая недавний, поразительно удачный сериал “Девять жизней Нестора Махно”, я был весьма удивлен и восхищен, насколько проницательно и умело создатели “Ивана Грозного” избежали этих распространенных сюжетов. И, признаться, мои прежние предубеждения, связанные с каналом “Россия”, были быстро развеяны. Пожалуй, благодаря своему опыту работы над столь впечатляющим, на мой взгляд, сериалом, авторы смогли создать действительно достойную историческую драму, лишенную излишней упрощенности и шаблонности, а также уязвимости перед предсказуемыми, мыльной операными тропами. Сериал представлял собой обстоятельное и детальное повествование о жизни великого русского царя, о его судьбе и правлении, предлагая зрителю глубокое погружение в эпоху. События разворачиваются с поразительной динамикой, не оставляя ощущения, что это просто видео-адаптация книги по истории. Напротив, давно позабытая история обретает форму, и те эпизоды, которые когда-то казались нам эпизодичными и неясными, приобретают совершенно реалистичный облик, наполняя повествование достоверностью и глубиной. Интрига, как и полагается хорошей исторической драме, начинается уже в первой серии, когда царь Василий Иванович, с жестокостью и силой, постригает в монахини свою бесплодную жену Соломонию, а затем следует ее проклятье на потомство бывшего супруга. И в этом повествовании акцент на трагизме человеческих отношений, на горечи одиночества и бессилии, чувствуется с первых кадров. В сериале представлен невероятный каст великолепных актеров, каждый из которых, безусловно, заслуживает особого внимания и восхищения. Зоя Кайдановская, исполнившая роль Елены Глинской, матери Ивана, матери его будущего царя, воплощает образ человека, полного противоречий, "той польской сучки", показанный с особой уверенностью и художественной правдой. Овчина-Телепнев (его блестяще сыграл Эдуард Трухменев), прекрасный и дерзкий возлюбленный Софьи, сумел передать всем своим обликом обаяние средневекового рыцаря, за что ему, несомненно, отдельное спасибо. Иван Макаревич, в котором я, к моему удивлению, не обнаружил в нем прежнего, мажорного образа, актер сумел создать совершенно иной, очаровательный и блистательный образ. Я искренне надеюсь, что он уже уверенно движется к признанию в отечественном кинематографе, к Олимпу, где его талант, несомненно, будет оценен по достоинству. Мария Шашлова, воплотившая образ царицы Анастасии, невероятно женственная и симпатичная актриса, сумела создать образ, который, как мне кажется, легко полюбить навсегда, не найдя успокоения ни с кем более. Эта царица была той силой, которая сдерживала внутреннюю жестокость Грозного, эта сила, эта противоречивость стали важным аспектом ее образа. Иван Жидков, изобразивший друга отроческих лет Ивана, Федора Воронцова, также продемонстрировал убедительную игру, его игра была полна сомнений, надежд и, возможно, страха перед надвигающейся судьбой. И кто его знает, не было ли эти убедительно ясные глаза, уверяющие в преданности царю перед казнью, лишь тщательно продуманной актерской игрой? Убедительна игра Александра Ивашкевича, который сыграл роль Андрея Курбского — приближенного, разочаровавшегося в Иване, его ужасной кровожадности, предателя. Впрочем, все так же непонятно, как мизантроп Курбский мог посчитать благородством перейти на сторону врага, критиковать издалека действия Ивана, и бросить свою семью и слуг на предсказуемую расправу мстительного правителя? И, в завершение, Александр Демидов - Грозный, великолепно показал душевные муки героя, искалеченную психику, превратившуюся в болезнь, после гибели Анастасии. Цель показать зрителю Грозного более человечного, чем мы его представляем из книг, достигнута, что является важным аспектом художественного замысла. Невзгоды, которые выпали на долю Ивана, были невероятно тяжелы, и совладать с таким грузом почти невозможно, особенно когда нет близких и любимых, а лишь враги и предатели. Но столь спокойным и мягким, как актер, царь не был первоначально, и в этом потеря реализма, но и плюс художественного повествования, потому что за такого нежного и уязвимого Грозного явно переживали все зрители. Меня картина заставила задуматься о закономерности детерминизма, о том, как определенная причина может влиять на отдельное событие. Не будь бы столь жестока к Грозному жизнь, не стал бы он таким свирепым правителем, не завоевал бы те многие территории, не держал бы вольнолюбивый народ в безропотном подчинении. Историческая парадигма потребовала именно такого правителя, и не имел права он быть добрым и спокойным, его судьба – крах личного счастья ради крепкой державы. И странной мне показалась еще одна вещь – за грехи покалеченного судьбой царя расплачивались его страна в дальнейшем. Слепая вера людей в то, что возмездие придет, оправдалась, и смута захлестнула суеверный люд. Со времен "Дворцовых переворотов" мне не доводилось видеть столь масштабного отечественного исторического проекта. Надеюсь, наш кинематограф и в дальнейшем представит нам историю России, а это бесценный материал для съемок. К счастью, достойных людей у нас достаточно.
Просмотрев все эпизодии этого амбициозного проекта за впечатляющие два дня, я была буквально захвачена его непрерывным, манящим повествованием. Предыдущие мои представления о фигуре Ивана IV, основанные на существующих документальных и академических материалах, оказались кардинально неадекватными. Иван Грозный, воплощенный актером Демидовым, предстает перед зрителем как совершенно уникальная, глубоко многогранная личность, обладающая поразительным, почти нереальным притягательным качеством. Осознание его преклонного возраста, которое внезапно всплыло в сознании, вызвало у меня неподдельный удивленный шок. Пожалуй, это – одна из самых ярких иллюстраций мастерства, воплощенного в игре актера. По окончании просмотра я ощутила непреодолимое желание погрузиться в архивные материалы, касающиеся ключевых действующих лиц этой исторической драмы, стремясь получить максимально полное представление об их мотивации и окружении. Погружение в детали и нюансы этой истории, безусловно, обогащает восприятие. Наивысшей ценностью данного фильма, на мой взгляд, является возможность для зрителя самостоятельно формировать собственные, осмысленные выводы, критически оценивать представленные факты и интерпретации, и, как следствие, проникнуться глубоким размышлением о сложной и противоречивой личности, оказавшей столь значительное влияние на ход российской истории. Фильм, по сути, предоставляет плодотворную почву для развития собственных размышлений, позволяя понять и воспринять Ивана Грозного как сложный и неоднозначный символ, запечатленный в контексте шестнадцатого века, с его драматичными противоречиями и неразрешимыми парадоксами. Поздравляю режиссера и исполнителя главной роли - это просто блестящая работа, наполненная глубиной, драматизмом и неповторимым мастерством!