Описание
Рецензии

Сериал Иван Грозный (1944)
Актеры:
Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов, Михаил Названов, Андрей Абрикосов, Александр Мгебров
Режисер:
Сергей Эйзенштейн
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1944
Добавлено:
сериал полностью из 2
(23.01.2018)
Представляем вашему вниманию масштабную историческую реконструкцию, воплощенную в рамках проекта, задуманного в 1944 году. Это развернутый сериал, посвященный одной из ключевых, определяющих фигур в летописи древнерусской государственности – Ивана IV Васильевича, более известному как Иван Грозный. В эпицентре повествования – личность столь противоречивая, чья жизнь и деятельность породили в сознании историков бесчисленные споры и диаметрально противоположные трактовки.
Несмотря на то, что многие историки и исследователи, опираясь на архивные источники и многочисленные свидетельства, характеризуют его как гениального реформатора, мудрого политика, обладающего проницательностью и стратегическим мышлением, чьи действия привели к масштабным, позитивным изменениям во внутренней политике Московского государства, создав прочный фундамент для дальнейшего расцвета Руси, существуют и другие, столь же убедительные точки зрения. В частности, немало исследователей, руководствуясь, например, жестокостью некоторых его деяний и, в частности, знаменитым потешном царствовании, рассматривают Ивана Грозного как фигуру трагическую, страдающую от необузданных страстей, утратившую контроль над своими импульсами и, как следствие, ставящую под угрозу не только собственное благополучие, но и стабильность всего государства, что, в свою очередь, в итоге, привело к глубокому, продолжительному кризису, характеризующемуся политической нестабильностью, элитарными переворотами и, как итог, к драматической смене династической власти. Этот проект стремится не только осветить сложное и многогранное наследие этого выдающегося, но и весьма неоднозначного, правителя, но и, в конечном счете, заставить зрителя задуматься о хрупкости власти, о роли личных качеств монарха в судьбе государства и о вечных вопросах морали и справедливости.
Этот многосерийный фильм, названный "Иван Грозный", – явление, вызывающее одновременно интерес и некоторую досаду. Созданный в 1944 году, он, несомненно, представляет собой историческую реквизит, скорее наглядную демонстрацию эпохи, нежели глубокий анализ личности и событий.
Признаться, просмотр фильма давался мне нелегко. Несмотря на то, что сериал, как правило, не страдает от недостатка материалов, он отличается специфическим подходом. В нем акцент делается не на психологическом портрете Ивана Васильевича, а на наглядном воспроизведении событий, связанных с его правлением.
Во многом это заслуга своего времени – 1944 год. При столь ограниченных технических возможностях, создатели смогли достичь ощутимой наглядности, что, особенно, впечатляет. Актерская игра во многом соответствует стилю постановки, в которой главный герой предстает перед нами, в основном, как волевой и властный государь, а не как сложная, противоречивая личность. Актерская игра в целом достойна похвалы, особенно учитывая непростые условия создания фильма.
Нельзя не отметить атмосферу, созданную благодаря костюмам и декорациям, которые, несомненно, отражают дух эпохи. Этот сериал, как и все фильмы, созданные в период Второго Мирового Войны, является важным свидетельством исторического времени. В нем чувствуется определенная политзированность, но и стремление к правде, выраженное в наглядном воспроизводстве событий.
Несмотря на некоторые несостыковки и некоторую затянутость сюжета, "Иван Грозный" представляет собой ценный исторический реквизит, позволяющий познакомиться с эпохой через глаза создателей. Важно отметить, что в советский период, когда оценка произведения играла особую роль, этот сериал был встречен с большим энтузиазмом и до сих пор пользуется популярностью. И, безусловно, это пример того, как, даже при ограниченных возможностях, можно создать интересный и значимый фильм. Это кино, которое стоит посмотреть, чтобы понять, как создавались фильмы в эпоху, когда главное — не качество картинки, а содержательная идея.
В период Великой Отечественной войны, когда советский народ самоотверженно сражался за свою землю, возникло поистине поразительное явление – масштабное кинопроизводство, посвященное жизни и деятельности Ивана Грозного. Заказ на создание этой кинематографической драмы, вопреки всем обстоятельствам, поступил непосредственно от вождя и учителя нации, товарища Сталина. Время, в течение которого велось изображение этой картины, поразило меня своей парадоксальностью – казалось, что все ресурсы страны, направленные на изгнание вражеских войск с территории Советского Союза и сокрушение немецких захватчиков, были неосознанно перераспределены на столь амбициозный проект.
Режиссерскую ответственность за создание этой монументальной кинокартины, не вызывая никаких сомнений, был возложен на гения советского кино, Сергея Эйзенштейна, лично утвержденного вождем. Фильм, в конечном итоге, обрел значимость, приобрел эпический масштаб и актуальность, отражая сложную и многогранную эпоху. В центре повествования – фигура Ивана IV, представляющая собой одну из самых противоречивых и неоднозначных личностей в российской истории. Подобно тщательно спланированной исторической параллели, фильм, в сущности, сопоставлял монархическое государство времен Ивана Грозного, управляемое верующим правителем, опирающимся на церковные устои, с советской действительностью 1940-х годов, отмеченной атеистическими настроениями и правлением генсека.
Изначально, картина, казалось, была разработана с целью поднять моральный дух населения, сплавить его вокруг общей цели – беспрекословного сопротивления врагу. С мощной идеологической окраской, фильм, безусловно, оказывал влияние на общественное сознание, что, как считал Ленин, являлось одной из ключевых задач кинематографа. В СССР кинематограф использовался как мощный инструмент воздействия на широкие слои населения. Несмотря на некоторую догматичность и акцент на определенных исторических деталях, фильм не лишен биографической подоплеки. Авторы, несомненно, стремились к определенному наращиванию внимания аудитории на тех аспектах, которые представлялись им наиболее благоприятными.
Нельзя не отметить, что это была типичная «заказная» кинокартина, не лишенная своей художественной ценности. Масштабная, театрально-костюмированная постановка, исполненная с колоссальным размахом, с ярким музыкальным сопровождением, написанным самим Сергеем Прокофьевым, фильм производил и продолжает производить сильное впечатление. Созданный в эпоху войны, «Иван Грозный» вызывает ощущение, будто зритель прикоснулся к вехам истории, к грандиозному произведению искусства, представляющему собой сплав живописи, литературы, музыки и театра.
Особенно стоит отметить актерскую игру, в центре которой находился Николай Черкасов, который с поразительной точностью воплотил на экране демонический образ Ивана Грозного, постепенно раскрывая всю сложность и противоречивость его личности. Вначале царь предстает справедливым, добродетельным правителем, но затем, под влиянием обстоятельств, он становится все более жестким и авторитарным.
Созданный в столь трагические времена, фильм является не только историческим документом, но и настоящим памятником искусства, способным тронуть самые потаенные струны человеческой души.
Несомненно, кинематограф, воспевающий исторические эпохи, обладает непоколебимой привлекательностью. Я неизменно испытываю неудержимое влечение к произведениям, в которых переплетаются судьбы выдающихся личностей прошлого, и Сергей Эйзенштейн, безусловно, является одним из тех творцов, чётким ходом мысли, заставляющих меня надолго замирать в предвкушении просмотра. Моя любовь к его творчеству обрела конкретное воплощение, когда я имел возможность посетить его скромную московскую улицу, ощутить атмосферу знаменитой киношколы, покататься по живописным маршрутам на монорельсе, и, недавним открытием для меня, стало погружение в грандиозный мир "Ивана Грозного".
Позвольте мне выразить, что этот фильм, по моему глубокому убеждению, представляет собой настоящий оплот кинематографического мастерства, исключительно совершенный во всех аспектах. Сюжет, хотя и опирается на общеизвестные исторические каноны, обусловленные выбранной тематикой, не лишен глубины и драматизма. А актерская игра, которую мне довелось наблюдать, поражает своей убедительностью и мастерством исполнения.
Нельзя не отметить и великолепную работу операторов, создавших поистине захватывающую визуальную панораму, а композиторы, сумевшие передать всю трагичность и величие ушедшей эпохи, достигли, на мой взгляд, совершенства.
Тем не менее, стоит признать, что "Иван Грозный", созданный в 1944 году, представляет собой произведение, в котором заметно влияние технологических ограничений времени. Некоторые зрители могут найти изображение сцен недостаточно четким и отличающимся от современных стандартов качества. Однако, учитывая исторический контекст создания фильма, сам факт его появления, оказавшегося невероятно сильным и впечатляющим, вызывает особое восхищение.
Судя по всему, авторы глубоко прониклись духом той эпохи, очертаниями персонажей, воссоздали знаковые события, почувствовали величие и трагизм жизни Ивана IV. Эта способность к сопереживанию, несомненно, делает просмотр "Ивана Грозного" незабываемым и доставляет исключительное удовольствие.
В заключение, я безоговорочно рекомендую этот фильм всем, кто ищет историческую кинокартину, созданную на высшем уровне исполнения, где каждая деталь, от сюжета до актерской игры, соответствует максимальным требованиям качества. Особого внимания заслуживает работа Николая Черкасова в роли Ивана IV – эта роль исполнена настолько точно и глубоко, что производит неизгладимое впечатление.
Приглашаю всех зрителей к просмотру! Оценка – полное и заслуженное десяти из десяти!
Рекомендуем к просмотру