Описание
Рецензии

Сериал Инквизиция / Inquisitio

Актеры:
Орельен Вик, Владислав Галард, Аннелиз Эм, Лула Коттон-Фрапье, Квентин Мерабет, Анн Броше, Филипп Дюкло, Кристоф Флюдер, Ив Жак, Филипп Лоденбаш
Режисер:
Николя Кюш
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Франция
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8 (06.10.2013)
Рейтинг:
7.48
6.60
Из мрачных глубин Святой Инквизиции, под властью Папы Климента VII, в провинциальный городок Карпантру, был направлен отряд из высокоуважаемых инквизиторов во главе с энергичным и непоколебимым Барналем. Его прибытие было обусловлено необходимостью расследования зловещего и, несомненно, дьявольского преступления, в корне потрясшего духовную ткань местной общины. Обстоятельства оказались крайне запутанными и тревожными. Случайным свидетелям, чьи сердца были полны скорби, доложили о жутком зрелище – священник, добросовестный пастырь, был найден в состоянии, свидетельствующем о неминуемой гибели: его тело было возведено на крест, как символ падшего грешника. Параллельно, в то же критическое мгновение, молодой и храбрый Самюэль, в сопровождении своего отца Давида, героически спасли из смертельной опасности жену и младенца несчастного Лекло, чья жизнь оказалась под угрозой. Эта попытка вмешательства, направленная на оказание помощи раненому, неизбежно нарушила древний и священный запрет на врачебную помощь, направленный на христиан, по сути, открывая двери для потенциального злоупотребления и, возможно, развязывая зло. Наконец, когда Самюэль, освободившись от временного убежища, где он только что наблюдал рождение ребенка, заглянул в ближайшую церковную часовню, его взгляд замер от ужаса. Перед ним, в мерцающем свете факелов, на кресте возвышалась трагическая фигура аббата Тюйара – символ не только греха, но и неотвратимой участи, запечатленный в трагическом символе религиозного суда.
Несмотря на то, что российское телевидение зачастую предлагает лишь эпизодические, не всегда прославленные произведения кинематографического искусства, я, пожалуй, могу выразить искреннее восхищение каналом «Культура». В частности, мне кажется, что именно этот канал, в полной мере отвечающий своему названию, является надежным хранителем и популяризатором подлинной культуры, и, к счастью, не подвержен распространению ничтожной, поверхностной "грязи". Именно поэтому, я воспринимаю «Культуру» как своего рода площадку для тестирования, где мною, к великой радости, был предложен шанс оценить столь значимое произведение – французский 8-серийный фильм «Инквизиция». Сравнивая этот фильм с подобными произведениями, невольно вспоминается культовый художественный фильм “Имя Розы”, вышедший на экраны в 1986 году и основанный на одноименном романе итальянского писателя Умберто Эко. Сюжет этой драматичной истории, подобно “Инквизиции”, разворачивается в эпоху, когда в Европе действовала особая церковная инстанция – «инквизиция», созданная католической церковью и представлявшая собой своеобразный, весьма грозный суд. В знаменитом фильме, францисканский монах, в исполнении великолепного Шона Коннери, расследует ряд таинственных смертей, происходящих в северном итальянском бенедектинском монастыре. «Инквизиция» сразу же привлекает внимание, поскольку в ней поднимается тема деятельности столь неоднозначных фигур, как церковные судьи. Великий инквизитор Барналь, прибывший в городок Карпантра для расследования жестокого преступления, является символом этого процесса. Перед церковью, жестоко распят священник, и это лишь одна из череды злодеяний, с которыми сталкивается увлеченный захватывающим сюжетом зритель. Как это всегда было, так и сейчас, вся эта палитра злодеяний порождена борьбой за власть, и в данном случае, противостоят друг другу два Папы – римский и авиньонский. Святые отцы не гнушаются никакими средствами, вплоть до насылания чумы. К сожалению, в сериале очень отчетливо показана эта "религиозная грязь". Просматривая фильм, неизбежно возникают вопросы о том, как отличить подлинную веру и Бога от деяний насквозь лживых и циничных церковных служителей. Невольно задумываешься, что, возможно, Бога нет. Но, к счастью, в самые судьбоносные моменты Он, Великий и Всемогущий, проявляет себя. Особо хочется отметить изображение еврейства в «Инквизиции». Наблюдается достаточно трусливое и неправедное положение еврейского народа. Видны отчаянные попытки отдельных людей спасти свои жизни, забывших, кажется, не только общинные интересы, но и о Боге. Каждый из Пап отчаянно борется за власть, пытается всеми средствами очернить конкурента и доказать народу, что именно он является истинным Папой. Обвинения в ереси, сжигание ведьм на кострах, казни евреев – всё делается для того, чтобы утвердить авторитет и в итоге властвовать единолично. Несмотря на присутствующую в сериале жестокость и множество злодеяний, сюжет захватывает внимание. Привлекает и отличная игра актеров, и хорошая режиссура, и операторская работа. В фильме нет явных промахов, но и грандиозных взлетов тоже нет. Французские кинематографисты, создавшие «Инквизицию», сделали вполне достойное, добротное кино, выполненное на высоком уровне. Важно помнить, что инквизиция, в свою очередь, была ужасным, бесчеловечным явлением, уничтожившем не только великого ученого Джордано Бруно, но и множество простых людей. На кострах сжигались лютеране, состоятельные горожане, якобы ведьмы и даже дети.
Эпоним “инквизиция” уже давно приобрел оттенок предостережения, став громоздким метафоматическим обозначением для обозначения человека, пропитанного коварством и манипуляциями, не знающего моральных границ в погоне за собственной выгодой, и порой прибегающего к весьма изощренным и жестоким методам достижения своих целей. Несомненно, отблеск средневековой инквизиции оставил глубочайший, болезненный шрам в коллективном сознании человечества, вызывая обоснованную тревогу. Именно поэтому просмотр фильма “Инквизиция” сопровождался ощутимым напряжением и нетерпением. Вопрос о том, что ожидать от событий, запечатленных в истории, когда столь радикальные меры, как сожжение женщин исключительно из-за цвета их волос – преимущественно рыжего, и суеверные обвинения в колдовстве, при которых даже исцеляющий лекарь становился подозреваемым – стали обыденностью. Несмотря на все это, я сумела досмотреть фильм до финальных титров, во многом благодаря захватывающему сюжету и мастерской игре актеров. В конечном итоге, я испытывала предвкушение, желая увидеть торжество добра над злом – справедливости, которая, как мне казалось, должна восторжествовать. И, в конечном итоге, победа всё же состоялась, хотя и представляется мне весьма относительной. Несомненно, злодеяния были наказаны, и, казалось, справедливость, в некоторой степени, восторжествовала. Однако, существование справедливой правосудия в мрачном, затянутом в болото интриг и политических распрей Средневековье, действительно, представляло собой крайне непростую задачу. Вкратце, фильм повествует о деятельности инквизитора Барналя, которому Папа Климент VII поручает распутать клубок дьявольских преступлений, произошедших в Карпантре – где священника распят на кресте. По мере развития повествования становится очевидным, что эта череда злодеяний – лишь отражение ожесточенного противостояния двух претендентов на папский престол: Римского и Авиньонского. Эти политические игроки действовали за спины Барналя и де Тюрена, используя любые доступные им средства, включая абсурдные обвинения в ереси, массовые сжигания “ведьм”, а также, как ни парадоксально, провоцирование эпидемий чумы, для достижения собственных амбициозных целей. К сожалению, ни один из претендентов так и не смог утвердить свою власть, несмотря на предпринятые, по сути, злодейские меры, направленные на сокрытие преступлений и удержание власти.