Описание
Рецензии

Сериал Иероглиф дружбы
Режисер:
Елена Масюк
Жанр:
отечественные, документальные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 4
(27.08.2014)
На протяжении тысячелетий, отсчитываемых с момента зарождения, Китай представляет собой уникальный, не имеющий себе равных в своей самобытности культурный феномен, выдержавший испытание временем на протяжении целой эпохи – почти четырех тысячелетий. Его наследие, охватывающее бесчисленные поколения, стало источником ряда изобретений, которые, как ни парадоксально, оказали колоссальное, почти непоправимое влияние на траекторию развития всей человеческой цивилизации. Среди этих выдающихся достижений выделяются, пожалуй, четыре наиболее значимых: появление бумаги, позволившего революционизировать систему хранения и передачи информации; создание компаса, открывшего горизонты познания и навигации; открытие пороха, кардинально изменившего ход военных конфликтов; и, наконец, изобретение книгопечатания, ускорившего распространение знаний и интеллектуального прогресса.
История Китая – это летопись непрекращающихся завоеваний и политических трансформаций, в ходе которых он вбирал в себя культуру множества агрессивных народов, словно гигантский гуманоид, поглощая в себя различные цивилизационные коды. И в этой связи возникает фундаментальный вопрос: является ли Китай способен на истинную, искреннюю дружбу с другими государствами, или же его стремления к укреплению влияния и власти всегда оставались лишь одним из инструментов в вечной борьбе за право существования его культуры, его народа, его государственного суверенитета на мировой арене, где, как известно, доминирует закон силы?
Фильм Елены Масюк, "Иероглиф дружбы", в сокрушительной манере обнажает темные, порой откровенно манипулятивные стороны взаимоотношений Китая и Советского Союза, а впоследствии и России. В рамках этого фильма очевидно, что «дружба» Китая с СССР больше напоминала сложную, многогранную, и порой весьма дисбалансную игру, в которой приоритет всегда оставался за Пекином. Существовал ли Китай на протяжении всей своей истории в качестве стратегического партнера Советского Союза, а теперь и России, или же его политическая стратегия всегда основывалась исключительно на собственных, часто весьма прагматичных, интересах? Понимание этого вопроса становится все более актуальным, учитывая противоречивые исторические эпизоды и события, которые живо и наглядно отражены в рамках каждой из четырех серий данного сериала. В каждой из них ведется детальное повествование о различных "дружеских" ситуациях, возникших в контексте взаимоотношений Китайской Народной Республики и Российской Федерации, и на фоне этого, увы, неровного баланса, Россия, похоже, вынуждена уступать свои позиции могущественному китайскому "дракону".
Неудивительно, что данный сериал был намеренно запрещен к показу на центральных телеканалах – произошло ли это действительно из-за серьезных недостатков или же это, возможно, очередной тщательно спланированный фейк, заказной Госдепартаментом США, с целью посеять разлад в отношениях между двумя, казалось бы, "дружественными" державами, ослабить их позицию на мировой арене и, как следствие, укрепить свои собственные геополитические амбиции? Вопрос о достоверности представленных в фильме фактов и мотивов его создания остается открытым и, вероятно, потребует дальнейшего, вдумчивого и критического осмысления.
В этом документальном проекте, посвященном сложной и трагической связи между Россией и Китаем, сквозь призму истории, разворачивается повествование о периоде, отмеченном ожесточенным противостоянием и, увы, неизмеримой жестокостью. Иосиф Виссарионович Сталин, будучи еще живым, уже закладывал фундамент отношений, когда его первое приветствие Мао Цзэдуну, ощущалось как искреннее выражение готовности к сотрудничеству. Однако, этот эпизод, как и многие другие, был лишь иллюзией, напоминанием о хрупкости поддержки, которую можно получить от других государств.
На смену Сталину, с его суровым величием, приходит Никита Сергеевич Хрущёв, и его визит в Пекин 1959 года становится воплощением обмана. Напудренные речи, показные улыбки, поездка на багряных верблюдах – все это, по словам Хрущёва, было “напускным”, “сладковато приторным”, “пылью, заброшенной в глаза советскому народу”. Он, человек проницательный и острый на язык, видел в этом искривление истины, попытку прикрыть реальную напряженность между двумя державами.
Хрущёв, со своей вожачьей хитростью и аналитическим складом ума, чувствовал, как возрастает психологическое давление от Мао Цзэдуна, чья позиция, основанная на глубокой неприязни, постепенно выливалась в открытую вражду. Он понимал, что смена власти, как и перераспределение “кусков пирога”, неизбежна, и в этот момент действовать нужно было решительно.
В эпицентре трагедии оказался Доманский остров, затерянный в море, – символ уязвимости, где разворачивались жестокие сцены противостояния. Несколько групп незаряженных пограничников, столкнувшись с беспрекословной атакой китайских солдат, представили собой живой щит, отчаянно пытаясь предотвратить безжалостное и беспорядочное расстрел.
Их смерть – это погружение в бесчисленные слои насилия и жестокости, где враги вырезали все, что можно было отрезать, уродствовали тела, подобно животным, и забрали их в мешках, как доказательство своей силы и безразличия.
Эти фотографии, сохраненные в архивах КГБ под грифом “секретно”, – это не просто документы, а непосредственное доказательство бесчеловечности, жестокости, накопленной через десятилетия противостояния. Их просмотр вызывает не только отвращение, но и глубокое ощущение отторжения, кажется, что кровь предков наполняет сердце токсичным отравой.
Фильм, несмотря на объемность и детализацию, оставляет ощущение бесполезности, как будто есть неизвестный фактор, который делает историю неясной, запутанной, непривычной. Но хотя наслаждение от просмотра не приходит, история остается в памяти, напоминая о том, что человечество неизменно способно на наивысшие проявления верности и жестокости.
Рекомендуем к просмотру