Описание
Рецензии

Сериал Иди и смотри
Актеры:
Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичюс, Владас Багдонас, Юри Лумисте, Виктор Лоренц, Казимир Рабецкий, Евгений Тиличеев, Александр Берда, Г. Вельц, Валерий Кравченко
Режисер:
Элем Климов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
1-2 серия из 2
(09.05.2015)
Рейтинг:


Фильм зиждется на прочном фундаменте документальной точности, отдавая дань памяти «Хатынской повести» Михаила Адамовича. Авторы, с беспрецедентной тщательностью, сконцентрировались именно на тех трагических обстоятельствах и запечатленных событиях, которые в сознании русского народа превратились в нерушимый символ всеобщего горя и нестерпимых страданий, порожденных Великим Отечественной войной.
В центре повествования – Флера, юный мальчик, не достигший шестнадцати лет, чья судьба переплелась с трагедией Хатыни. Он, отыскав среди разбросанных обломков искореженной колючей проволоки, ржавых остатков фашистских пулеметных лент и разбросанных, пронзенных пулями касок, вооружившись старым карабином, отправился вглубь леса, к отрядам партизанских бойцов. В начале кинематографической картины Флера предстает перед зрителем – ребенком, невинным и беззащитным. Однако, пройдя сквозь адский натиск карательной операции, осуществляемой фашистскими захватчиками, его судьба внезапно и кардинально меняется. Он претерпевает невыносимые испытания, видит чудовищную жестокость и бесчеловечность врага, а его нежная, юная, детская внешность, словно под воздействием страшного потрясения, трансформируется в зрелые, глубокие, зачастую пугающе зрелые, черты, а затем, как будто ускоренный процесс старения, облекается в испепеляющие старческие морщины – видимые последствия пережитого кошмара. Этот невозвратный, жестокий процесс трансформации воплощает собой не просто физическое преображение, но и глубокую, невыразимую душевную травму, навсегда отпечатавшуюся в его сознании и облике.
Этот захватывающий сериал под названием «Иди и смотри» оставляет после себя глубокий, неизгладимый след, заставляя задуматься о вечных вопросах человеческого бытия. Это не просто кино, а сложная, многогранная история, которая, несомненно, заслуживает пристального внимания каждого зрителя.
С самого начала меня поразила невероятная атмосфера, пронизанная вниманием к деталям. Признаться, я ожидала, что в военной драме, особенно в таком масштабе, найдется место для штампов и клише, но это не так. Авторы проделали колоссальную работу, создав правдоподобный и душевный мир. Мне особенно запомнилась тщательная проработка мест действия - от обломков колючей проволоки и ржавых пулеметов, до простреленных гильз, в которых, словно сквозь время, пульсирует тяжесть пережитых трагедий. Музыкальное сопровождение добавляет фильму еще больше глубины и эмоциональной окраски – например, запоминающаяся музыка Моцарта, звучавшая после приветствия нацистов, лишь усиливает ощущение тревоги и надвигающейся опасности.
Сюжет картины строится вокруг истории Флеры, молодого парня, который, во время своего поискового путешествия, находит ценный артефакт – ржавый карабин. Его путь – это путь становления, путь взросления, полный испытаний и опасностей. Он сталкивается с фашистами, сражается за свою жизнь и за справедливость, но главное – он не теряет человечности, не поддается насилию и не опускается до уровня своих врагов. Эта история наполнена сильным патриотическим духом, заложенным в каждом кадре.
Но больше всего меня тронула сцена, где Флера, уже взрослый, расстреливает фотографию Гитлера в детстве. Этот момент – не просто акт насилия, это символ нравственного выбора, напоминание о том, что даже в самые темные времена можно сохранить человечность и не опуститься до уровня злодея.
Нельзя не отметить, что фильм поднимает острые, сложные вопросы, касающиеся героизма и фашизма, о том, что движет людьми, и о том, как легко можно ошибиться и выбрать не тот путь. В частности, поход Флеры в Хатынь, который я посетила несколько раз, оставил во мне глубокий эмоциональный след. Этот эпизод – иллюстрация ужасов войны, в который я впервые погрузилась через призму художественного кино, сочетая в себе элементы документальной хроники. Операторская работа бесподобна, актеры играют блестяще, а фильм пронизан искренностью и отсутствием нарочитой драматизации.
Этот сериал – настоящий шедевр отечественного кинематографа, который, несмотря на свою лаконичность (всего две серии), вмещает в себя целую жизнь. Он заставляет задуматься о вечных вопросах, о природе человеческого бытия и о цене, которую люди готовы заплатить за свою свободу и независимость. И хотя просмотр не будет лёгким и беззаботным – он определенно стоит того, чтобы его увидеть.
Этот неординарный телепроект, «Иди и смотри», резко контрастирует с привычным на телеэкранах обликом – с преобладанием жизнеутверждающих драм и легких комедийных ситуаций. Он представляет собой глубокое и сокрушительное исследование ужасов, которые несет в себе война. Признаться, он вызывает восприятие, отличающееся от стандартного. Несомненно, хочется искренне восхищаться смелыми решениями, острыми и сложными для осмысления темами, и заслуженно ставить ему высокие оценки. Шокирующие и, одновременно, подлинные обстоятельства, воссозданные на экране, оказываются поразительно убедительными. И, впрочем, задумывались ли мы когда-либо о том, каким образом протекает современная война и каковы ее последствия? Данный сериал позволяет взглянуть на этот феномен в его трагической реальности, на белорусском фронте. Проекты, основанные на реальных исторических событиях, встречаются крайне редко, и те, что существуют, зачастую не способны передать всю глубину и сложность чувств, связанных с этими событиями.
Мне посчастливилось случайно наткнуться на эту работу. Просто включив телевизор, я увидел рекламный ролик, транслируемый на одном из федеральных каналов, и, разумеется, я не мог упустить возможность ознакомиться с проектом, особенно учитывая предстоящее празднование Великой Победы. Просмотр занял у меня все свободное время, а после того, как я был поражен увиденным, я сразу же отправился на популярный онлайн-ресурс, чтобы вновь и полностью переосмыслить этот проект. Неоспоримо, я все больше осознавал, что в формате сериала создаются весьма качественные произведения искусства. Раньше меня больше привлекали кинотеатры, где демонстрировали масштабные, эпические картины, однако сейчас я, в полном восторге, наблюдаю за тем качеством, с которым создаются сериалы для зрительской аудитории, в особенности учитывая отсутствие какого-либо билета на просмотр. Похвально! Именно так и должны воспитываться патриотическое чувство и представляться современному поколению настоящие герои, прошедшие через горнило войны.
О чем же рассказывает само повествование? В центре внимания – судьба простого мальчика, Флёры, который оказывается втянутым в водоворот военных действий. Он юн, не готов к тому испытанию, которое его ждет на поле боя, и его судьба оказывается в руках трагической и неблагоприятной ситуации. В конечном итоге, пройдя через все ужасы и лишения, связанные с войной, его нежная внешность и светящийся взгляд практически исчезают во времени, превращаясь в лицо старика, на котором застыло нечеловеческое страдание и мучительный вопрос: «ЗА ЧТО?» Авторы сценария, при поддержке режиссера, проследили за развитием событий от начала и до конца на белорусском фронте, опираясь на точные исторические факты. Мне кажется, им удалось создать впечатляющую и достоверную картину. Сценарий опирается на события «Ходынской повести» Алеся Адамовича, а также на рассказы «Я из огненной деревни» Алеся Адамовича, Янки Брыль и Владимира Колесника.
Особого внимания заслуживает внимание к деталям – все вокруг соответствует эпохе, включая оформление, декорации, костюмы и другие элементы. Камера, словно оператор, ведет зрителя внутри событий, погружая его в самую гущу происходящего. Работа Алексея Родинова, безусловно, заслуживает самой высокой похвалы, а его вклад в создание данного проекта трудно переоценить. На самом деле, данный сериал можно назвать больше операторским, чем акторским. В нем мало длинных ролей, большинство исполнителей участвуют в одном эпизоде. Главный герой, Флёра, является единственным, кто движет историю, однако актёрский состав исполняет свои роли достойно. Актерская игра Алексея Кравченко, несомненно, заслуживает особого внимания – его вклад в создание этой сложной роли, требующей прочувствовать все глубины и нюансы переживаний, стал грандиозным дебютом. Наверняка, именно естественность съемок, проходивших в хронологическом порядке, позволила Алексею Кравченко погрузиться в роль и прочувствовать его душу. Более значимую роль, исполненную Ольгой Мироновой, не так легко понять, не вдаваясь в ее описание. В целом, гениальность режиссера Элема Климова заключается в трагическом преображении Флёры, а именно в трансформации его нежного и юного лица в лицо старика, на котором застыло нечеловеческое страдание и мучительный вопрос: «ЗА ЧТО?» Как говорили авторы в интервью, данный формат не подходит для масштабного проекта. Тем не менее, сериал смотрится великолепно.
Этот сериал оставляет после себя исключительно приятные впечатления. Не каждый проект способен на подобное. Особенно это касается исторических проектов. Кажется печальным, что данный сериал не попал в окончательное голосование за звание лучшего в дайджесте «СИЗОНВАР». Я считаю, он понравится многим зрителям и определенно останется одним из лучших в своем жанре. Я настоятельно рекомендую его всем, кто еще не имеет возможности его увидеть. Обязательно включайте «СИЗОНВАР» и наслаждайтесь этим удивительным проектом.
Признаться, я вынес один неоспоримый вывод – этот фильм, безусловно, обладает ощутимой силой. В нем присутствует совокупность элементов, и безупречная актерская игра, захватывающая, без излишней театральности, запечатленная природа, а главное – глубоко проработанная тема, а именно, тема войны. Если бы не последнее, то моя оценка фильма была бы совершенно иной. Ведь в слове “война” заключено столько многогранное значение, что…
Вопросы о войне можно обсуждать бесконечно, однако, при взгляде на экраны, посвященные этому конфликту, мы, как зрители, должны четко осознать, какие именно аспекты этой трагедии мы намерены увидеть и исследовать.
В данном сериале повествование разворачивается на фоне Второй Мировой, однако, глобальные события, масштабные сражения и стратегические решения, к сожалению, здесь практически не затрагиваются. Возможно, фильм стремится к исследованию патриотизма людей, оказавшихся в эпицентре военных лет? Да, вполне возможно, но разве это истинный патриотизм, если в кадре предстают персонажи, обвиненные в предательстве? К сожалению, в повествовании отсутствует какая-либо критика этих действий.
Вместо этого, нам предлагается наблюдать за гуманистическими аспектами человеческой души в условиях невероятного испытания. Но разве грабеж склада Флером и его соратниками – это проявление гуманизма? Хотя, справедливости ради, можно утверждать, что они совершали это, чтобы избежать голода. Но какая цель может оправдать подобное?
Так в чем же, собственно, заключается основная идея этого фильма, что он пытается донести до зрителя? Ответ очевиден – в жестокости, страданиях, боли, насилии и бесчеловечном отношении к другим людям. Множество смертей, ужасающие сцен, разорванные на части тела, разрытая на куски девушка… Да, некоторые могут аргументировать, что это "война" и все это должно быть. Но…
Фильм фокусируется на переживаниях, предательстве, чувстве страха, царящих в сердцах людей. Тяжело принять, как наши герои, поддавшись панике, сдаются, как они превращаются в соперников, убивая друг друга за мизерные, ничтожные блага, как они становятся соучастниками вражеской власти. И снова, это "война", и все оправдания, которые можно выставить.
Каждый человек, совершающий поступок, преступающий определенную грань, превращается в ничтожество, в злодея, в воплощение бесчеловечности. И, возможно, продолжит кто-то говорить: "Это же война…" Всё, что мы видим – это лишь оправдания, предложенные фильмом.
Позвольте спросить, действительно ли мы, зрители, должны поглощать эту гору горя и ужасов? Не подвергают ли мы таким образом невинных детей, воспитывая в них ощущение реальности, не заставляем ли мы их принимать этот кошмар как нечто обыденное, а не как урок истории, который нельзя повторять? Какое влияние оказывает такое восприятие на психику детей и взрослых? Так много зла просачивается в наше сознание, а фильм остается лишенным какой-либо образовательной ценности, не дает нам никакого нового знания.
Позвольте, давайте задумаемся о самих себе. В жизни и так достаточно повседневных трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Каждый раз мы находим в себе силы их преодолеть, каждый раз, даже когда очень тяжело, мы ищем в окружающем нас свет, что-то хорошее, что бы продолжать жить и радоваться жизни, стараемся не сдаваться. Вот эти цели должны быть основной темой в фильмах: радость, благородная справедливость, сильный поступок.
Что мы видим в этом сериале? Чему он вас научил, о чем он вам рассказал? Какую важную для вас вещь вы из него извлекли? Позвольте мне самому ответить на этот вопрос. Итак, немцы – плохие, война – плохая, предатели – плохие, мерзавцы – плохие. Да, думаю, это все, чему фильм нас смог научить.
Я не понимаю, для какой цели снимаются подобные “шедевры зла”, какова их цель, чему должны учить людей. Единственное, что приходит в голову – это то, что подобные фильмы снимать гораздо проще, ведь убить человека на экране намного проще, чем выстроить сложный сюжет, вызвать у зрителя чувство доброты и сочувствия.
В целом, решать вам, стоит ли смотреть этот фильм. Я не стал рассказывать о других аспектах сериала, актерах, музыке, качестве цветов, графике, даже о сюжете. Думаю, для характеристики этого сериала достаточно было того, что я описал выше. А выводы вам делать самим.
Рекомендуем к просмотру