Описание
Рецензии

Сериал И примкнувший к ним Шепилов

Актеры:
Юрий Васильев, Сергей Лосев, Юрий Митрофанов, Анатолий Васильев, Анна Носатова, Валерий Жаков, Ирина Цывина, Ирина Чериченко, Виктор Балабанов, Михаил Самохвалов
Режисер:
Алексей Гирба, Игорь Ветров
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
сериал полностью из 4 (21.09.2012)
Дмитрий Шепилов – личность поистине многогранная и выдающаяся, воплощение яркого интеллекта, глубокого экономического понимания, искусного государственного деятеля и отважного борца за свои убеждения. Его имя, несмотря на сложную и не всегда благосклонную судьбу, стало узнаваемым и, в особенности, запомнилось благодаря знаменитой, впоследствии ставшей крылатой, фразе – «И примкнувший к ним Шепилов». Жизнь Шепилова, безусловно, не могла быть отмечена спокойствием и предсказуемостью; он прожил в эпоху бурных перемен и серьезных потрясений, отмеченную взлетами и драматическими падениями. Его карьерный путь, начавшийся стремительно и с поразительной легкостью, был внезапно и столь же молниеносно прерван. После завершения тяжелейшей Великой Отечественной войны, ему выпала уникальная возможность – звание главного редактора всесоюзной газеты «Правда». Эта судьбоносная встреча, внимательно отмеченная Сталиным, открыла ему двери в самые высокие эшелоны власти. Шепилов был возведен в ранг члена Центрального Комитета партии, а затем, последовательно, занимал ключевые посты в Политбюро ЦК КПСС, а также возглавлял внешнеполитический аппарат страны в качестве министра иностранных дел. Однако, в 1957 году, обстоятельства сложились настолько стремительно и непредсказуемо, что Шепилов оказался в эпицентре политического заговора, направленного против фигуры Никиты Сергеевича Хрущева. Это предприятие, продиктованное, вероятно, непониманием его идей и политики, не достигло своей цели и обернулось для Шепилова катастрофой. После неудачной попытки свержения Хрущева, он был последовательно демонтирован с всех занимаемых должностей, исключен из престижных рядов партии, лишен жилого помещения и отправлен на службу в отдаленную республику Киргизию, где провел остаток своих дней. Созданный на основе детального изучения архивных документов июньского (1957) заседания Пленума ЦК КПСС, дополненного автобиографическим повествованием Шепилова – «Непримкнувший» – а также свидетельствами его близких родственников и друзей, сюжет кинематографического произведения представляет собой обстоятельное и многослойное исследование трагической и неоднозначной фигуры одного из самых значимых деятелей советской эпохи.
С самого юных лет я всегда испытывал настороженное отношение к интерпретациям истории, осознавая, что неизбежно найдутся критики, не согласные с представленными трактовками. Я сам являюсь частью этого круга, и эта моя позиция сформировалась благодаря примеру моего отца. Несмотря на то, что он не был историком, он имел глубокий интерес к прошлому, постоянно изучал книги, и, обсуждая с ним темы, такие как деятельность Ленина, я обнаруживал различные, зачастую спорные, версии событий, включая критические замечания о его отношении к русскому народу и о совершенных им поступках. Хотя изначально я не мог принять его рассказы как абсолютную истину, впоследствии, благодаря рассекреченным документам КГБ, я понял важность критического мышления и анализа информации. Уже с детства я привык к тому, что историки, собираясь на обсуждение спорных вопросов, часто не соглашались друг с другом, и это было особенно заметно в их преклонном возрасте. Эта интеллигентная среда, в которой каждый видел историю по-своему, заинтересовала меня, особенно знакомство с работами Дмитрия Трофимовича Шепилова, который, на мой взгляд, являлся важной частью нашей культурной памяти. Однако, было очевидно, что авторы проекта имели определенную предвзятость, ведь эти представители, обладавшие логикой и здравым смыслом, выдвигали обоснованные аргументы. Впрочем, реальность часто отличалась от представленной картины. Сценарий фильма, изображающий Никиту Сергеевича в негативном свете, вызвал у меня недоверие. Я старался анализировать проект, сравнивая его с другими источниками информации. По моему мнению, данный проект не представлял собой полноценного исторического исследования, требующего консультаций с экспертами в данной области. Особенно не соответствовал историческим фактам странный значок, которым был награжден Никита Сергеевич, не имеющий отношения к указанному историческому периоду (в то время как международная ленинская премия была получена им в 1959 году). Не менее вызывающим представлялся факт, что у маршала Жукова отсутствовала звезда героя СССР, в то время как её носил Иван Серов, что выглядело нелогично. Такие несоответствия вызывали у меня разочарование. Хотя фильм изначально имел определенную популярность, со временем я стал его критически оценивать. Ужасно подобранный актерский состав, включавший в себя, например, неподходящего Жукова и молодого Микояна, усугубляли мои сомнения. Обман и конспирация фактов, которые, на мой взгляд, проявлялись в фильме, были неприемлемы. Важно отметить, что в фильме Маршал Жуков активно поддерживал Никиту Сергеевича, в то время как воспоминания Шепилова показывали другую картину событий. В фильме создавали впечатление о Жукове как о благодетеля, хотя я уважал его лично, но при этом считал, что необходимо сохранять объективность. Отношение к истории, представленное в фильме, в значительной мере отличалось от моего. Мне понравилось, что в нем отражено, как война отсеяла наилучшее поколение, но при этом многие талантливые руководители, благодаря приобретенному опыту, стали ценными активами для страны. Также, не стоит забывать о конфликтах между старыми большевиками и Сталиным, не отходящими в свое время от лидера. И, конечно, я признаю, что где бы я ни был, всегда найдется что-то, что не согласуется с моим представлением об истории. Несмотря на все это, я считаю, что исторический проект должен быть тщательно проверен, и к нему нужно относиться критически, понимая, что он не является источником достоверной информации.