Описание
Рецензии

Сериал И была война
Актеры:
Анна Ковальчук, Алексей Панин, Алексей Булдаков, Анатолий Кузнецов, Борис Клюев, Анатолий Котенёв, Виктор Проскурин, Сергей Рубеко, Наталья Худякова, Михаил Дорожкин
Режисер:
Алексей Феоктистов
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 3
(05.05.2012)
Рейтинг:

Сюжет повествования разворачивается в сердце нашей Родины, в период самых ранних, почти невежественных дней Великой Отечественной войны. В тот момент, когда в стране царила смятение и непонимание, когда обстановка была наполнена робкой тревогой и отсутствием четкого представления о масштабах происходящего, казалось, что этот страшный, продолжительный кошмар растянется на невообразимое количество лет.
Два юных, полных надежд и невинности молодых человека, столкнулись с беспрецедентно сложной и трагической ситуацией, требующей от каждого немедленного и осознанного выбора. Неожиданное, как удар молнии, объявление о начале войны застало их врасплох, лишив возможности спокойно обдумать последствия и прийти к логичному заключению. У них практически не было ни минуты на размышление, каждая секунда была на счету. Они с мучительной тяжестью сердец прощались с любимыми, с привычной, убаюканной мирной жизнью, со всеми устоявшимися, казалось бы, незыблемыми привычками, и, облачившись в строгие военные мундиры, каждый из них, погрузившись в глубокие раздумья, пытался найти в себе силы принять решение, соответствующее их моральным принципам, в этот критический для нашей страны, наполненный отчаянием и неопределенностью период.
Один из них – молодой человек, воплощающий собой дух истинного патриотизма, активный комсомолец и неутомимый энтузиаст, воспринимал защиту Родины не просто как обязанность, а как священный долг, который он, как истинный сын страны, должен выполнить, если потребуется, не щадя собственной жизни. Он, не колеблясь ни минуты, в первых рядах записался в добровольное ополчение, готовясь к самопожертвованию, и, с бесстрашным сердцем, отправился на передовой, демонстрируя преданность и готовность к величайшему испытанию. А другой – молодой человек, находящийся в состоянии постоянных, мучительных сомнений и нерешительности, несмотря на свой возраст, позволявший находиться в действующей армии, был морально не готов к ужасам войны, к необходимости смерти и, тем более, к бесконечным сражениям и убийствам. Он ощущал животный страх, отчаянное стремление избежать участи, но выбор был сделан за него: его направляли на ускоренную военную подготовку, а затем – на передовую, где время и судьба, казалось, должны были окончательно расставить его и каждого из них по их местам, определив их дальнейшую судьбу и направив по индивидуальным, во многом трагическим, дорогам.
Этот фильм, экранизация романа Ивана Акулова «Крещение», под сильнейшим разочарованием оставил меня. Режиссер Алексей Феоктистов, сценарист и оператор Олег Ихлов, в сочетании с художником Виктором Дроздовым и продюсерами Владиславом Ряшиным, Борисом Клюевым и Алексеем Терентьевым, создали нечто, заставившее меня ощутить глубокий стыд за представленное зрелище. Неужели, учитывая живую память ветеранов Великой Отечественной войны, нельзя было проявить больше уважения к истории и к памяти предков?
Актерский состав, включающий таких известных личностей как Сергей Назаров, Кирилл Дарин и Анна Ковальчук, вызывает лишь вопросы. Особенно поражает контраст в возрасте актеров – Анатолия Котенева, 79 лет, и Анатолия Кузнецова, 50 лет. Как может один из них сражаться в ополчении? Подмена реальности, кажущаяся нарочитой, подрывает доверие к происходящему. Да и в целом, несмотря на обилие звезд, игра кажется неубедимой – словно актеры просто отрабатывают свою зарплату, не вкладывая в роль искренних эмоций. Отсутствует и массовка: немцы, русские солдаты, патрули, даже взвод – все это отсутствует, заменяясь десятком картонных немцев, игрушечными гранатами и нелепым мотоциклом на гусеничном ходу. Единственным, кто, кажется, искренне проявил себя, – это Анатолий Кузнецов, исполняющий роль, где его опыт и игра кажутся наиболее правдоподобными.
Сценарий, основанный на романе Акулова, представляется фрагментарным – всего три серии, и только около трети книги. По всей видимости, бюджет был ограничен, что и привело к некачественной реализации. Отсутствуют консультации, что проявляется в неточностях: начальник станции с двумя шпалами называет себя капитаном, комполка бежит самостоятельно, игнорируя приказы, обращается к личному составу, используя устаревшие термины, не соответствующие 1941 году. Все это создает ощущение искусственности и некомпетентности.
Озвучка немцев, с жутким славянским акцентом, вызывает подозрения, а игра молодых актеров кажется слишком современной, что создает ощущение, будто они не понимают контекст происходящего.
В целом, фильм производит впечатление плохого кино, сделанного на крайне ограниченном бюджете и без должной подготовки. Это позор для истории, достойный только негативной оценки. Рекомендую воздержаться от просмотра – это потерянное время и испорченные впечатления.
С сожалением наблюдаю, что значительное количество киностудий, к сожалению, склоняется к созданию безликих, шаблонных экшн-проектов, ориентированных исключительно на быстрый оборот и легкую наживу. К сожалению, подобные попытки часто остаются незамеченными, вызывая лишь мимолетное, формальное удовлетворение. Однако, когда подобная тенденция проникает в столь значимый и ответственный жанр, как историческая драма, особенно когда речь заходит о событиях Великой Отечественной войны, это вызывает нескрываемое разочарование.
В этих проектах, увы, зачастую отсутствует необходимая глубина, призванные придать произведению подлинный вес и эмоциональную окраску. Преобладают лишь поверхностные, упрощенные образы, лишенные достаточного психологизма и драматической насыщенности, свойственных достойным историческим полотнам. Эту “полукустарную поделку” сложно назвать чем-то привлекательным, не вызывающей ни искреннего сопереживания, ни восхищения талантом авторов и исполненности актеров. Впечатление, которое оставляет этот проект – это, как ни странно, ощущение, что перед нами лишь очередной, бессодержательный продукт массового производства.
Примитивизм, в своей наиболее грубой и неумелой форме, кажется здесь доминирующим принципом, пронизывающим абсолютно все аспекты – от замысловатого, или, скорее, его отсутствия, сценария, до зачаточной проработки персонажей, атмосферности декораций, а также – к сожалению – диалогов и, в частности, специальных авторских акцентов, которые должны были добавить проекту оригинальности. Проект, по сути, не способен удержать внимание зрителя, не способствует возникновению побуждения к продолжению просмотра до финальной сцены. Игра актеров, увы, вызывает стойкое ощущение, будто актеры просто старались как можно быстрее завершить свою смену и вернуться к своим повседневным делам. В итоге, проект был реализован крайне неудачно, и я, с глубоким сожалением, категорически не рекомендую его к просмотру. Это, без сомнения, поразительный пример небрежности и отсутствия художественного видения.
С первых минут просмотра этого проекта, посвящённого драматическим событиям войны, меня охватило необъяснимое ощущение глубочайшего разочарования, словно мы были подвергнуты тщательно спланированной ловушке. Производство, с самого начала, было пронизано абсолютно беспрецедентным уровнем некомпетентности, и эта трагедия разворачивалась с поразительной отрывочностью, вызывая лишь нескрываемое удивление над небрежно выполненной работой актеров. Их игра, без сомнения, оставалась далекой от профессионализма, лишь подчеркивая её бескомпромиссную некомпетентность.
Кинематографическая составляющая проекта, к сожалению, не содержала ни малейшего намека на изящество или художественную ценность. Чрезвычайно примечательно, что некомпетентность актеров была очевидна не только на глаз, но и вызывала глубокое беспокойство. Кажется, авторы, совершенно пренебрегая любыми профессиональными стандартами, решили сосредоточиться исключительно на достижении максимального зрительского внимания, не задумываясь о художественной правде и достоинстве. Результатом стало создание произведения, настолько скучного и бездарного, что подобрать к нему адекватное описание представляется невозможным.
Особенно оставляет глубокое впечатление полное и абсолютное игнорирование авторами исторических реалий эпохи. Эта грубая небрежность проявляется не только в диалогах, которые лишены всякой связи с исторической достоверностью, но и в самом повествовании, которое лишено какого-либо уважения к прошлому. В какой-то момент возникает отчаянное ощущение, будто этот “шедевр” был создан не талантливыми кинематографистами, а, скорее, американскими энтузиастами, в духе классического Голливуда, где, по сути, всё сводилось к радикализму и погоне за рейтингами, где важна была лишь скорость снятия, а не содержание. В этом проекте русская армия представлена в манере героев фильмов Рембо-3 и подобных им картин – без всякой логики и привязки к реальным событиям.
До этого момента я никогда не позволял себе писать негативные рецензии, но этот сериал спровоцировал во мне неконтролируемый прилив критики. Рука сама потянулась к клавиатуре, и, к сожалению, вот что получилось: одна из десяти – оценка, которую я, с чувством глубокой печали, считаю справедливой.
Рекомендуем к просмотру