Описание
Рецензии

Сериал Хозяйка детского дома

Актеры:
Наталья Гундарева, Любовь Соколова, Владимир Шевельков, Екатерина Дронова, Людмила Полякова, Елена Фетисенко, Ярослав Есиновский, Анна Исайкина, Константин Григорьев, Валерий Баринов, Наталья Рудная, Владимир Заманский, Светлана Садковская, Александр Хотченков, Любовь Омельченко, Алла Котельникова, Евгений Быкадоров, Виктория Духина, Лев Борисов, Галина Морачева, Ира Кособуцкая
Режисер:
Валерий Кремнев
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1983
Добавлено:
сериал полностью из 2 (30.08.2018)
Рейтинг:
8.12
7.80
В стенах учреждения, известного как «Детский Дом», где-то глубоко в прошлом, запечатлелась судьба женщины по имени Александра Ивановна Ванеева. Некоторое время эта фигура оставалась лишь скромной, но крайне уважаемой заведующей, однако мало кто знал, что ее личная история неразрывно связана с самой этой обителью детства. В зрелом возрасте, пронзенная сочувствием и осознанием собственной жизни, Александра Ивановна приняла решение посвятить себя служению детям, оказавшимся в особенно тяжёлых обстоятельствах, нуждающимся в не только физическом, но и душевном согреве. Судьба распорядилась так, что в её заботу попал юный Сережа – мальчик, чья жизнь была наполнена испытаниями. Между ними возникло нечто большее, чем просто привязанность; Александра Ивановна, словно по зову сердца, взяла его под свою опеку, стараясь создать для него атмосферу любви, безопасности и надежды. Её преданность и искреннее желание помочь превратили Сережу в воспитанного, ответственного молодого человека, готового к взлету в большой мир. Прежде чем торжественно обвенчаться с любимым приемным сыном, их планы нарушила внезапно появившаяся женщина, твердо убежденная, что Сергей принадлежит исключительно ей. Эта женщина, пропитанная глубокой привязанностью и не желающая мириться с разлукой, попыталась вернуть сына в свое владение. Однако, Сергей, глубоко тронутый душевной теплотой, которую он получил от Александра Ивановны, и благодарный за предоставленную ему возможность новой жизни, с решимостью отказался от этих предложений, всеми силами избегая встреч с его биологической матерью, стремясь сохранить хрупкий баланс, созданный в его жизни благодаря бескорыстному труду и любви своей опекунницы.
Фильм, поднимающий столь болезненные и, несомненно, сложные вопросы, заслуживает пристального внимания, поскольку затрагивает не только специфические реалии нашей страны, но и фундаментальные педагогические принципы, касающиеся воспитания подрастающего поколения в условиях детских учреждений. Уже в начале повествования зрителя сталкивают с картиной, где воспитанники получали завтрак в виде манной каши. Однако, один из столичных мальчиков, получивший прозвище Толик, отказывался от этого блюда, что вызвало у директрисы, Александры Ивановны Ванеевой (в исполнении актрисы Гундаревой), справедливое, хотя и, возможно, чрезмерно навязчивое замечание, о необходимости предложить ему альтернативное угощение. Несмотря на стремление создателей фильма подчеркнуть, что детский дом должен представлять собой полноценную семью, где каждый ребенок получает внимание и заботу, подход, демонстрирующий некоторую искусственность и, по сути, игнорирующий естественные потребности и индивидуальность. Объектом манипуляций становятся такие понятия, как «лучше» и «хуже», «одинаково» и «неодинаково», что, несомненно, искажает картину, формируя у детей ложные представления о себе и окружающих. Идея "подогнать" каждого под единый стандарт, чтобы обеспечить всем "одинаковое" насыщение, как показывает практика, порождает новые проблемы и, к тому же, не отвечает реальным требованиям к детскому питанию. Своеобразный "моделистский" подход, которым руководствуется Ванеева, обусловлен не только ее искренней любовью к детям, но и, как показывает анализ, заложенными в ней устаревшими взглядами на воспитание, типичными для советской эпохи, когда приоритет отдавался общественным интересам, а личные потребности отодвигались на второй план. Ирония заключается в том, что эта "обет" одиночества, данной Ванеевой, не только не принесет ей счастья, но и, как показывает фильм, может стать причиной для глубокого разочарования и, в конечном итоге, для нанесения душевной травмы. Не стоит забывать и о том, что Марии Тимофеевны, волевого и решительного социального работника, в фильме представлено как модель "незаменимого" специалиста, для которого любое личное счастье является жертвой. Безусловно, ее работа важна и необходима, однако ее чрезмерная убежденность в собственной непогрешимости и неспособности к самореализации, является не менее опасной, чем стремление Ванеевой к идеалу. В частности, эта тенденция проявляется в ее предложении, выраженном в ее типичной фразе: "Лучше тебя никто ничего не сделает". Эта фраза, будучи несомненно, отражением опыта и накопленного социального статуса, обрекает на постоянное одиночество и отрицает возможность самореализации и счастья. С этим не соглашаются, в принципе, все, кто обладает самодисциплиной, умеют отделять личные интересы от общественных потребностей. При этом нельзя не отметить, что в фильме актуализируются не только проблемы воспитания, но и важные социальные подходы, относящиеся к оценке вклада индивида в общественную жизнь, а также к проблеме одиночества. В конечном итоге, каждый из нас должен задумываться о том, что дело не в самом числе подписанных договоров, а в том, что на его счет заработано в общественной жизни, и оценка не всегда справедлива. Эта ситуация демонстрируется одной из самых наглядных и в то же время особенно важных ситуаций – о уходе преподавателя из предприятия. В своем взгляде на тему одиночества, дело не в самом числе "одиноких", а в том, как бы жить в мире, который может предоставить не все возможности. Фильм заставляет задуматься о ценности самой человеческой жизни, а особенно – о том, какие ценности нам надо не "упускать". Таким образом, фильм, привлекающий внимание к сложным и важным вопросам воспитания, социального беспокойства, и представляет особую ценность. Несмотря на то, что в фильме доказано то, что приемы и сценарии выполнены с максимальной ответственностью, но сценарий требует не только активного отклика со стороны зрителя, но и самостоятельной заработки результатов.