Описание
Рецензии

Сериал Хмель
Актеры:
Фёдор Одиноков, Марина Трегубович, Александр Блок, Виктор Трегубович, Алексей Булдаков, Александр Завьялов, Юрий Дубровин, Александр Суснин, Михаил Силантьев, Борис Аракелов, Николай Сытин, Борис Павлов-Сильванский, Валентин Клементьев, Всеволод Кузнецов, Сергей Выборнов
Режисер:
Виктор Трегубович
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1991
Добавлено:
сериал полностью из 2
(15.08.2018)
Рейтинг:


«Хмель» – это захватывающий документальный проект, погружающий зрителя в невообразимую, порой суровую, реальность жизни в бескрайних сибирских тайгах. Эти обширные, простирающиеся до горизонта пространства, кажущиеся на первый взгляд лишенными возможности для личностного роста, самореализации и воплощения самых смелых стремлений, на самом деле скрывают в себе удивительную историю человеческого духа. В этих диких, нетронутых землях, среди вечных снегов и густого, непроходимого леса, вполне возможно обрести гармонию, спокойствие и умиротворение, даже если судьба преподносит нежданные испытания и драматические повороты.
Этот проект, основанный на глубоком исследовании произведений известного писателя Алексея Черкасова, детально раскрывает повседневную жизнь обитателей Сибири, их глубоко укоренившиеся традиции, богатейшие фольклорные сказания и трудовые навыки, прошедшие испытание временем. Сюжет, охватывающий период с начала XX столетия и насчитывающий более ста лет своей продолжительности, берет свое начало в знаменитом романе «Хмель», затем переносится в трагическую атмосферу «Коня Рыжего» и, наконец, уводит нас в мрачные декорации «Черного тополя». Благодаря тщательно проработанному повествованию и визуальному ряду, проект обещает стать не просто развлечением, а глубоким погружением в историю народа, закаленный суровыми природными условиями, но сохранивший в себе несломленный дух и непоколебимую веру в добро. Приятного просмотра!
Наблюдение, которое неизбежно возникает при восприятии этой кинематографической интерпретации, кажется, довольно стандартным – фильм, безусловно, не отличается выдающейся оригинальностью, однако, к большому сожалению, книга, по сути, представляется гораздо более глубоким и захватывающим произведением. Признаться, кинематографическая адаптация, по своей природе, неизбежно уступает в глубине и насыщенности источнику – литературному тексту. И тем не менее, я не могу не отметить, что в сериале пропущен ключевой аспект – истинное раскрытие личности старообрядцев, их непоколебимой веры, фундаментальных принципов, определявших их образ жизни.
Жители этих общин демонстрировали несгибаемость, суровость и непоколебимость в соблюдении своих устоев, существовала четкая, хотя и довольно жесткая, иерархия. Однако, сила старообрядцев заключалась не только в этой внутренней дисциплине, но и в их человеческой сущности, в их безукоризненной честности и готовности поддержать друг друга. Об этом, на мой взгляд, было недостаточно подчеркнуто. Безусловно, их отличала некоторая сложность, но это не определяло их надежность и преданность.
Нельзя не отметить, что в представленной интерпретации старообрядцы предстают в весьма негативном свете. Возможно, изначально была задумана именно такая, провокационная, трактовка, и с высоты своей философской позиции и накопленных знаний, автор стремился не просто изобразить их существование, а рассказать о том, какими они стали, о влиянии жизненных обстоятельств на их формирование. К тому же, выбранный период времени – не далекое прошлое – делает историю особенно актуальной и позволяет детально проследить эволюцию событий. Вероятно, задача авторов заключалась не в поиске какой-либо фундаментальной истины, а скорее в изображении последствий уже сложившейся ситуации, в зеркале истории.
Видна их община – это своеобразный, локальный, "мини-мир" внутри обширной государственной системы, пусть и не обладающий глобального масштаба, но представляющий собой вполне функционирующую модель управления и бытия. Здесь присутствует свой духовный лидер, своего рода "тиран", собственные "политические инстанции" и общинные интриги, которые, к сожалению, не приводят к каким-либо значимым изменениям, а лишь укрепляют сложившуюся систему, не отмеченную прогрессом.
Данная система, по всей видимости, функционирует духовно дефектно, религиозно несоответственно. В качестве примера можно привести ситуацию с Елизаветой Федоровной и ее обителью – её искреннее благочестие и веру контрастирует с поведением некоторых представителей церкви, что позволяет понять разницу между глубокой духовной связью и поверхностным соблюдением ритуалов. В рамках данной кинематографической интерпретации мы видим искаженную тоталитарную модель, где и назвать старцев святыми мне, к сожалению, не представляется возможным. Религиозный подтекст здесь ощущается как запах свечи, а не как искреннее чувство, пронизывающее душу. Попытка "сроднить" их с религиозным контекстом мне показалась неудачной.
Нельзя не отметить, что, возможно, именно из-за подобного подхода, фильм "Хмель" не завоевал широкой известности и не стал частым гостем на экранах. Опасность, которую представляет собой подобная ситуация, заключается в том, что многие религиозные общины, особенно те, что оказались в отдаленных регионах, таких как Сибирь, могут впасть в секту. И, как известно, мысли человека, оставшиеся без надлежащего контроля, могут завести его далеко от истинного пути.
Примеров подобного метаморфоза подверглось немало общин старообрядцев, оказавшихся в Сибири. Ранее представители общин отличались строгостью, однако, после – они стали проявлять жестокость.
Работа получилась одновременно интересной и трудной. Особого удовольствия я не испытал от того, что режиссер выбрал для роли Ефимии свою дочь Марину Трегубович. Я не против семейного сотрудничества, но, к сожалению, девушка не смогла до конца раскрыть потенциал данной роли. Марина – талантливая актриса, однако, в данном фильме чувствовалась нехватка опыта, она лишь начитывала текст. Отец оказал на неё сильное влияние, и, несмотря на это, ее игра не произвела на меня впечатления.
Несмотря на недостатки, отметим прекрасную природу, замечательные образы старообрядцев с их длинными бородами. И, конечно, важны поднятые в фильме важные темы. И мне кажется, что автор хотел донести до зрителя, что данный фильм стоило перенести на современную реальность. К тому же, проект был снят в 1991 году.
Рекомендуем к просмотру