Описание
Рецензии

Сериал Хлеб
Актеры:
Владимир Кошевой
Режисер:
Тамара Бочарова
Жанр:
документальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 4
(15.10.2014)
В повседневной рутине, в неспешном ритме жизни, существует предмет, настолько привычный и фундаментальный, что мы часто не придаем ему должного внимания. Хлеб – эта скромная, но невероятно важная составляющая каждого стола, символ жизни и благополучия, пронизывающий тысячелетия культурных традиций. Мы, без сомнения, потребляем его бесчисленное количество раз, не задумываясь о его непростом пути от зерна до нашей тарелки, но ведь столь же важно и логично было бы проникнуться историей этого продукта, осознать глубину его влияния на формирование человеческой цивилизации.
Представьте себе: ежедневно, под каждый прием пищи, мы, невольно, погружаемся в мир хлеба. Но кто же, в зачало своей деятельности, вдохновил человека на создание этого волшебного продукта? Кто же первым пришел гениальная идея выпекать из древней муки, создавая из скромного зерна нечто столь значимое и питательное?
Этот документальный сериал – поистине уникальная возможность погрузиться в увлекательное путешествие по истории хлеба, чтобы открыть для себя тайны его происхождения. Мы рассмотрим не только этипы эволюции этого продукта, но и проникнем в суть тех культурных и социальных процессов, которые тесно переплетены с его историей. Какова была, собственно, традиция подачи хлеба к каждому приему пищи? Какие исторические предпосылки обусловили этот ритуал? Как же хлеб – столь обыденный и повсеместный – на протяжении веков оказывал колоссальное влияние на культурное развитие и формирование национального самосознания целых народов? Мы исследуем корни этой традиции, её влияние на искусство, литературу, религию, а также попытаемся спрогнозировать, каким будет будущее этого незаменимого продукта в контексте современных глобальных тенденций. Этот сериал – не просто история, это окно в душу человечества, позволяющее увидеть, как обыденность может скрывать за собой бесценные знания и невероятную глубину повествования.
С замиранием сердца, предвкушая возможность ознакомиться с отечественным документальным проектом, я погружаюсь в первую серию, и напрасно. Впечатление от просмотра отравлено ощутимыми напряжениями, искусственными передергиваниями и манипулятивным сведениям исторических сведений, явно сконструированных для достижения заранее заданного, пропагандистского результата. Фильм, кажется, адресован тем, кто, не обладая систематическим образованием, не имеет ни малейшего представления об исторических процессах, не знаком с основами сельскохозяйственной науки, не усвоил базовые концепции теории Мальтуса или теорий Маркса и Адама Смита. Не говоря уже о значительно более специфических знаниях, таких как этнографическая психология, история письменности, альтернативные экономические или духовные системы, различные оздоровительные системы или философия солнечного единства. По сути, спорные интерпретации и домысливания выстраиваются буквально в каждой пятой фразе повествования. Применяется метод "пришивки ушей к хвосту" с поразительной настойчивостью.
Неопровержимо, что фильм в значительной степени опирается на зарубежный исторический материал, что, в свою очередь, косвенно намекает на заинтересованные заказчики, определявшие его содержание. В отношении истории России проявляется заметная поверхностность, упуская из виду важнейшие нюансы и контексты.
Например, один из аргументов, призванный "развенчать" определенные факты, – упоминание о лебеде, добавляемом в хлеб в самые трудные времена, – не учитывает, что эта птица, по сути, являлась постоянным компонентом крестьянской кулинарной традиции и обладала значительной питательной ценностью. При этом, учитывая безграничное количество заброшенных, заросших полей и пустошей, существовавших на территории России, вполне возможно было бы направить средства, изначально выделенные на военные приготовления, на создание эффективной системы орошения обширных участков Сахары.
Тем не менее, фильм содержит значительное количество исторических фактов и демонстрирует ряд ценных исторических реликвий. Таким образом, он представляет собой потенциально доступный ресурс для тех, кто способен критически отделять аргументы и выводы от самих фактов, и, будучи особенно внимательным, рассматривать данные факты в контексте, критически сопоставляя их с другими, более авторитетными источниками. Необходимо помнить и о том, что авторы проекта, а возможно, и их заказчики, явно преследуют цели, связанные с продолжением знаменитого Хьюстонского проекта и его дальнейшей эскалации – так называемого Даллаского проекта.
В заключение, данный фильм, безусловно, может служить отправной точкой для развития собственного, самостоятельного критического образования, но его бездумное и слепое потребление представляется крайне опасным и контрпродуктивным.
Рекомендуем к просмотру