Описание
Рецензии

Сериал История Дании / Historien om Danmark

Актеры:
Ларс Миккельсен, Кимми Фальстрем, Эри Александр, Йенс Хансен, Стефан Мёльхолт, Нильс Демп, Рубен Ингеманн Дженсен, Кристиан Ааруп, Ивонн Андерсен, Каспер Арвад
Режисер:
Томас Роджер Хенриксен, Йонас Фейгтеборг-Фёрсто, Бенджамин Холмстин
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Дания
Вышел:
2017
Добавлено:
1-5 серия из 10 (15.10.2018)
Рейтинг:
8.40
Исключительно примечательное повествование, охватывающее ход формирования одной из самых древних европейских государств, которое, несмотря на значительное влияние центральноевропейских цивилизаций, сохраняет в своей сущности неповторимый, почти мифологический дух истинных скандинавских викингов. История Дании представляет собой сложный и захватывающий лабиринт, сотканный из бесчисленных эпох и событий. На протяжении тысячелетий, эта земля, являющаяся ядром современной Дании, была оплотом для самых разных народов – от крепких германских племен до утонченных галлов, а также многочисленных скандинавских воинов, обладающих недюжинным мужеством и воинским мастерством, дальновидных монархов, заложивших основы сложной политической системы, и, конечно, талантливых художников, ремесленников и творцов, чье искусство и мастерство украшали древние города и поселения. Каждый новый, тщательно исследованный фрагмент этого сложного исторического полотна – это не просто отрывок из прошлого, а, скорее, фундаментальная историческая страница, которая с исключительным вниманием к деталям раскрывает сложные и не всегда очевидные аспекты судьбы столь загадочного государства, чье влияние на геополитическую карту Европы было ощутимым с самых первобытных времен и продолжает оказывать непосредственное воздействие на современный мир, являясь ключевым игроком в многовековых противостояниях и балансе сил. Этот нарратив – своеобразный гид по самым важным вехам истории Дании, позволяющий читателю понять, как формировался национальный характер и как государство вписывалось в общий европейский контекст.
И, конечно, придя к заключению о том, что роль переводчика, хоть и казалась весьма рутинной и, откровенно говоря, «намыленной», заслуживает внимания и, смею предположить, требула более глубокого осмысления. Не менее важно было бы подвергнуть критическому анализу и идеи, лежащие в основе созданного текста, ведь, как мне представляется, поверхностное восприятие вопроса могло привести к неверным выводам. Я, в свою очередь, испытывал серьезные сомнения относительно истинных мотивов обитателей прошлого, тех мамонтов, о которых так часто говорили, изображая их как невинных созданий, «мирно пасущихся в ожидании, что их придут съесть». Кажется нелогичным полагать, что существо, находящееся в непосредственной близости от потенциальной угрозы, испытывало искреннее удовольствие от преследования и, как следствие, уничтожения. Более того, опираясь на анализ обстоятельств, стало очевидно, что всякий прогрессивный дух, всякая инновация, оказывалась в Дании благодаря внешней, иностранной поддержке. Я предположил, что формирование датического менталитета коренилось в процессе беспрекословного, практически некритичного принятия чужого опыта, и что эта тенденция сохранялась и в современности, проявляясь в активном, не обоснованном заимствовании американской культуры. Особый интерес для меня вызвала ситуация, сложившаяся во время посещения престижного музея Moesgaard (по поводу которого, как справедливо отмечает один из его ведущих инспекторов в начале сериала). Мне оно показалось, что датчане, в некоторой степени, испытывают комплексы из-за молодости и, как следствие, отсутствия аутентичности их культуры. Эта тенденция проявлялась в их склонности избегать прямого упоминания о происхождении многих элементов, формировавших их культурный ландшафт. Например, не было ни единого слова, указывающего на истоки христианства – той самой религии, которая, несмотря на значительное пространство, посвященное ей в залах музея, оказала колоссальное влияние на долгое развитие страны. Вопрос о происхождении их письменности также оставался открытым. Ведь даже руническое письмо, казалось, было лишь адаптированной версией латинского, демонстрируя косвенное влияние. Но фраза, произнесенная мною, – «Дания становится королевством, и Европа рождается» – стала для меня истинным откровением, подкрепленной, как я полагаю, фотографией плаката, являющегося вещественным доказательством этой идеи.
Вам представляется завораживающий, исчерпывающий документальный цикл, известный под названием «История Дании», выполненный в формате классического мокьюментари. Этот проект предназначен для всех, кто испытывает неутолимую жажду знаний об истории, особенно для тех, кто очарован загадками прошлого и стремится постичь сложную и многогранную историю Дании и, шире, всего Скандинавского полуострова. Первая серия погружает зрителя в суровые реалии Ледникового периода, начиная с невероятно отдалённого момента – 23 тысяч лет до нашей эры, и охватывает долгий и насыщенный Каменный век, уступая место эпохе Неолита, отмеченной переходом к земледелию и оседлости. Этот документальный проект наверняка найдет отклик у тех, кто был покорен эпическими масштабами и захватывающей атмосферой сериала «Викинги», а также у ценителей богатого наследия Эдды, Калевалы и других древних сказаний, которые повествуют о мужестве и героизме северных народов. Зрителям, интересующимся сложной и притягательной скандинавской мифологией и литературой, предстоит увидеть историю Дании в новом, научно-популярном свете, где глубокие познания ведущего, подкрепленные экспертными оценками и анализом выдающихся ученых, сплетаются в захватывающее повествование. Ведущим цикла выступил Ларс Миккельсен – харизматичный датский актер, обладающий безупречной репутацией, известный по впечатляющим ролям в таких заметных проектах, как «Убийство», «Шерлок», «Карточный домик», «Те, кто убивают» и «Правительство». Стоит отметить, что Ларс – старший брат знаменитого Мадса Миккельсена, культового исполнителя роли Ганнибала Лектера. Структура цикла представляет собой тщательно продуманный хронологический ряд, охватывающий ключевые периоды развития Дании. В состав входят следующие серии: * **Серия 1: "Каменный век"** – исследование протоисторических слоев датской земли и первых поселений. * **Серия 2: "Время металлов"** – развитие технологий обработки металла и формирование ранних социальных структур. * **Серия 3: "Эпоха викингов"** – знакомство с могуществом викингов, их торговыми путями, морским мастерством и влиянием на формирование датского государства. * **Серия 4: Ранее Средневековье** – анализ развития феодальных отношений, политической ситуации и культурных традиций. * **Серия 5: Позднее Средневековье** – исследование усиления королевской власти, религиозных преобразований и социальных изменений. * **Серия 6: Реформация и Ренессанс** – анализ влияния религиозных реформ, развития науки и искусства. * **Серия 7: Просветление** – изучение периода расцвета датской мысли и культуры. * **Серия 8: Конституция, народ и власть** – обзор развития демократических институтов и формирования национального самосознания. * **Серия 9: Твердая демократия** – анализ укрепления политической системы и развития гражданского общества. * **Серия 10: Благосостояние и холодная война** – исследование экономического развития Дании в период между двумя мировыми войнами и периода «холодной войны». Цикл завершается в 1989 году н.э., оставляя зрителя с осознанием богатой и сложной истории Дании.
Этот монументальный труд, представляющий собой, скорее, обстоятельный очерк, чем глубокое историческое исследование, предлагаемый датскими учеными не стремится к созданию фундаментального трактата. Скорее всего, это служит своеобразной летописью, охватывающей период существования Датского королевства, начиная с эпохи викингов, представленной лишь фрагментарно, и завершая рубежом нового тысячелетия. На протяжении приблизительно тысячи лет, от древности до 1848 года, историческая ткань повествования занимает чуть более половины всего объема, занимая примерно 53% текста, в то время как последние 150 лет, период формирования модернизации, уделено около 48% страницы. Очевидно, что первые, древнейшие главы, вызвали у читателя неподдельный интерес, в то время как вторая, касающаяся правления и политических преобразований в датском парламенте, не столь захватывающе развивает повествование. Особенно заметен контраст в интересности частей. Ирония в том, что в течение последних двух столетий, эпохи политических реформ и изменений, не было зафиксировано ни одного серьезного потрясения, ни единого эпизода, заслуживающего внимания, вроде страстного, кровавого восстания или насильственного свержения монарха. Датчане, демонстрируя несомненную осмотрительность и стремление к прогрессу, пришли к выводу о необходимости принятия конституции, и короли Кристиан IX и Фредерик VIII, следуя примеру своего предшественника, без сопротивления утвердили ее, избежав, таким образом, реки крови и хаоса. Примечательно и то, как датчане восприняли приход немецких войск в 1940 году, демонстрируя поразительную сдержанность и отсутствие сопротивления, столь характерного для многих других стран Европы. Рассказ о датском Сопротивлении, несмотря на его важность, не производил на меня ожидаемого эмоционального воздействия. В конечном счете, это оказался весьма достойный труд, прекрасный отправной пункт для ознакомления с историей Дании, и коллектив историков, занимавшийся его созданием, безусловно, заслуживает высокую оценку – четверку за проделанную работу.