Описание
Рецензии

Сериал Гостья из будущего
Актеры:
Наталья Мурашкевич, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Илья Наумов, Елена Метелкина, Евгений Герасимов, Владимир Носик, Татьяна Полосухина, Борис Щербаков
Режисер:
Павел Арсенов
Жанр:
фантастические, отечественные, приключения, семейные
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5
(09.08.2013)
Рейтинг:


Перед вами – захватывающая экранизация знаменитого научно-фантастического романа «Сто лет тому вперед» выдающегося писателя Кира Булычёва. Погружение в этот кинематографический опыт - это не просто адаптация, это – полноценный оскароносный триллер, расширяющий границы воображения. В центре повествования – необыкновенно неординарный эпизод из обыденной жизни школьника Коли, юного ученика шестого "Б" класса, чья рутинная прогулка с целью приобретения привычного домашнего лакомства – кефира – внезапно трансформируется в абсолютно невероятное и дерзкое приключение. В этом невообразимом путешествии зрителя ждет встреча с разношерстной компанией отчаянных наёмников, отчаянно сражающихся с космическими пиратами, застигнутыми врасплох путешествием сквозь отрезки времени, и, конечно же, с самой яркой представительницей будущего – Селезнёвой Алисой, девушкой, сохраняющей неиспорченную искренность детской души, несмотря на удивительный и необъяснимый механизм, обеспечивающий её непрерывное присутствие в прошлом. Этот фильм – настоящий калейдоскоп приключений, в котором смешались элементы научной фантастики, мощного экшена и искренней, трогательной истории о дружбе и необыкновенных, непостижимых событиях.
Два юных одноклассника, впитанные духом приключений, с отчаянным энтузиазмом стремились обрести славу героев в контексте какого-то экстраординарного события. Вероятно, под влиянием возраста, или же, что более вероятно, импульсивной детской непосредственности, они без колебаний пренебрегли всякими сомнениями и открылись для неожиданностей, готовые к каким-то невероятным приключениям.
Один из мальчиков, Фима Королев, подражал, казалось бы, до мозга костей погруженному в мир произведений Майн Рида, не мог оторваться от книги, даже находясь в ситуации, когда предстояло пересечь дорогу. На самом деле, этот юный шпион, как бы скрываясь за именем великого писателя, осуществлял наблюдение за таинственной незнакомкой. Не осознавая, что его подозрительность, связанная с книгой, была гораздо более заметной, чем отсутствие таковой, он усердно пытался раскрыть тайну. В ходе этой бесцельной прогулки он столкнулся с Колей Герасимовым. Коля не проявлял особого интереса к поиску истины в кадрах загадочных вопросов, однако поддался на уговоры своего друга и присоединился к нему в этом предприятии. Тайна заключалась в том, что эта «незнакомка» жила в полуразрушенном доме, давно лишенном обитателей, после выселения прежних хозяев.
Друзья не могли удержаться от желания разобраться в причинах пребывания девушки в этом доме и выяснить, какие у нее цели в городе. Коля и Фима проникли в мрачный, заброшенный дом и начали искать эту девушку. Данная инициатива сама по себе казалась весьма странной, поскольку, по моему мнению, детям должны были обстоятельно разъяснить, что игнорировать опасность, возникающую при исследовании развалин, недопустимо. Это могло привести к серьезным последствиям: в лучшем случае – к перелому ноги, а в худшем – к сценарию любого жуткого фильма ужасов.
С уверенностью можно сказать, что в тот момент, когда друзья были так увлечены поиском девушки, они совершенно не замечали всех тонкостей сюжета. Наблюдение за их поведением вызывало чувство тревоги, поскольку они с готовностью попадали в непредсказуемые ситуации. Коля и Фима так увлеклись поиском девушки, что практически не обращали внимания на окружающие опасности. Коля, изначально не являвшийся инициатором этого путешествия, решил покинуть дом, а Фима мужественно остался в доме на чердаке. Казалось, что именно там должно произойти нечто важное, когда его товарищ спускался по шаткой лестнице вниз. Однако, главным героем серии, неожиданно, стал Коля Герасимов, который торопился домой, чтобы купить кефир. С кефиром и с домом у мальчика в тот день не сложилось. Коля обнаружил лестницу, ведущую в подвал, и последовал по ней. В подвале он наткнулся на неизвестное устройство, похожее на стойку с пультом управления. Недолго думая, он встал на данную конструкцию и нажал на ряд кнопок. Вскоре все вокруг преобразилось, и мальчик оказался в другом здании, в другом времени.
Далее он познакомился с роботом, который измучен своей работой уборщика и мечтает стать поэтом. Он столкнулся с людьми, чья работа заключалась в путешествиях во времени: в прошлое и будущее. Интерес был сильнее, чем страх. Нельзя сказать, что этот мальчик 12 лет, обучающийся в 6 классе, должен был испугаться встречи с роботом и неизвестной штукой, перенесшей его из 20-го века в конец 21-го.
Но Коля не чувствовал ничего, кроме интереса, удивления и беззаботности. Он вообще не отказывался от идеи полета на Марс или Луну, и был готов отдать все, чтобы видеть экспедиции космонавтов с космодрома, и никогда не задумываться о том, что происходит дома.
Вероятно, покупка кефира и спешка домой, оказали на шестиклассника влияние, ограничив его пребывание в родном городе, а другой век и незнакомые люди (преимущественно роботы) снимали все планы. Можно было наслаждаться свободой и многогранностью технического прогресса.
Не зная, какие последствия все это вызовет, Коля радовался каждой минуте в будущем и не стремился вернуться.
Следует отметить, что либо в советские годы было уместно подобное развитие событий, либо современные дни далеки до такой сюжетно-композиционной линии. Во-первых, сам сюжет очень насыщенный и смелый. Разработать концепцию будущего, продумать технические и социальные стороны, а также разобраться в одежде, которая будет актуальна для будущего, – это смелый подход. Во-вторых, отважность и любопытство всегда двигают мир вперед, но не настолько, чтобы маленький мальчик забрался в заброшенный дом, улетел на машине времени и еще в новом веке ходил на экскурсии. Удивительно, что ни капли беспокойства не было в его поведении. Я уже не говорю о страхе или отчаянии, ведь не очень приятно быть застигнутым говорящим роботом, который «исследовал» его как «исследовательский объект» в специальную машину для опознания.
В целом, фильм имеет многочисленную армию поклонников. Создан даже сайт с доменным именем второго уровня, то есть платным. Существуют несколько моментов, которые «вытаскивают» сериал, но их очень мало. Все закрывает ужасная съемка. И это студия Горького, где снимались «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звездам»! Да, конечно, фильм телевизионный, то есть снимался по заказу Гостелерадио, которое никогда не любило разбрасываться «народными» деньгами. Но специалисты, легендарные горьковские специалисты, они-то могли проявить хоть каплю фантазии и сделать хотя бы что-то поприличнее.
Вот, например, Колин полет на флипе над Москвой якобы конца XXI века — как говорится, найдите десять различий с Москвой 1984 года. Я уже не говорю о том, что можно было бы соорудить какой-нибудь примитивный макет с небоскребами — а сделать простую дорисовку на стекле.
Сам флип снимался в таких ракурсах, что сразу можно было определить: вот в этой сцене флип поставили на грузовик, в другой — подвесили к крану, а в третьей вообще использовали миниатюрную модель с пластилиновым Колей внутри. Ах, компьютеров, говорите, тогда не было? А «горьковцы» вообще слышали о таких способах комбинированных съемок, как хромакей, «блуждающая маска», да и просто многократная экспозиция? Черт в экранизации гоголевской «Гость из будущего» – выше всяких похвал!
Фильм безобразно, непрофессионально, цинично затянут. Впервые это бросается в глаза уже в первой серии, когда Коля слишком долго перемещается из одного места в другое. И если бы еще графическое оформление было приемлемым, можно было бы наслаждаться этими картинами. Но такому же вердикту подлежат еще несколько эпизодов:
- долгое блуждание Коли по Институту времени;
- долгое блуждание Коли вокруг автобуса;
- долгую погоню пиратов за Колей, а остальных ребят – за пиратами…
Список можно продолжать. Таким образом, пять серий картины при умелом монтаже великолепно превратились бы в три. Но это означало бы меньший бюджет фильма, что, разумеется, не могло устроить его создателей.
В общем, можно было бы выполнить задачу гораздо достойнее. Пять баллов исключительно за сюжет. Спасибо К.Булычеву.
Этот мини-сериал стал для меня настоящим откровением, яростно привязанным к моим воспоминаниям детства. Помню, 1985 год – канун весенних каникул, я гостил у бабушки, слегка простудился, и футбол, разумеется, меня не пускали. Я сидел дома, проглатывая журналы и энциклопедии, под мерный гул "ящика", и вдруг – рекламный ролик. Это была не просто реклама, а настоящая, грамотно выстроенная феерия, обещающая перемещения во времени и полёт на флипе! Семья у нас была читающая, с огромной библиотекой фантастических романов – и я уже начинал погружаться в мир Булычёва. Я помню "Таинственную Третью Планету" с её гениальной анимацией, и грандиозную повесть "Через Тернии к Звёздам". Были и журналы с рассказами Кира, которые я выписывал на фоне своей небольшей подписки, включая "Уральский Следопыт" с встроенной в журнал книгой! Впрочем, советский народ в то время был самым читающим в мире – это я могу сказать с уверенностью.
Вскоре на экране нашего Panasonic’а появился Павол Арсенов - герой, воплощённый в жизнь неподражаемым Крылатовым. Этот сериал стал настоящим взрывом популярности среди детворы! Дети, родители, пенсионеры – все с удовольствием смотрели эту невероятную историю. Алиса Селезнёва, с её огромными глазами, сразу покорила сердца многих, особенно Коля, что, как мне тогда казалось, был правильным выбором.
В школе разыгравались настоящие представления – шуточки, пародийные реплики, особенно, конечно, робот Вертер, и все эти шутки, как правило, приносили невероятный восторг. Помимо главного героя, нельзя не упомянуть роли второго плана – Бурков, Носик, Талызина, обворожительную Метёлкину и старушку Скворцову. И до сих пор, услышав её реплику, "Стиляги", я не могу удержаться от улыбки!
С годами этот мини-сериал стал частью нашей культуры, и даже, пусть я не разделяю страстное увлечение постмодернизмом, помню его как часть моей собственной истории. Анекдоты, которые я создавал, подобно фольклору, стали неотъемлемой частью моего мира, например, "Алиса сидит в кресле и вдруг слышит звонок телефона, берёт трубку и слышит еле слышный голос - " Алиса, у меня МЕГАФОН, Алиса , ну МЕГА-ФОН у меня!!!".
Наконец, спустя десять лет, я нашёл и прочитал оригинальную книгу, написанную гениальным языком. К сожалению, не было возможности реализовать сценарий, но я уверен, его можно и нужно экранизировать. И, в конечном итоге, особую благодарность я испытываю Арсенову – человеку, который подарил миллионам советских детей яркую феерию, во времена бедности и серости. Ему и за это - честь и хвала!
Внезапно, словно вспышка давно забытого воспоминания, меня охватила глубокая ностальгия по беззаботным дням детства! Пересмотренный фильм «Гостья из будущего» – это, как говорят, «накрыло» по полной программе. Осознание того, что мой ребенок, вероятно, не испытает той же восторженной привязанности к этой истории, как мы когда-то, внесло в мое восприятие легкую печаль. Я, в детстве, зачитывалась приключениями Кира Булычева, наблюдая за ворчанием моей мамы, которая считала мою позднюю любовь к чтению непозволительной роскошью, выключала свет, чтобы создать уютную атмосферу, и терпеливо ждала, пока родители погрузятся в сон, прежде чем, приглушая свет лампы, начинать погружение в волшебный мир книги. Мой ребенок, к счастью, еще не лишен возможности открывать для себя красоту кинематографа, и я буду стараться, чтобы этот фильм, по крайней мере, вызвал у него положительные эмоции. Но, безусловно, нынешнее поколение имеет свои, совершенно иные, интересы, что, по сути, не подлежит никакому сомнению. Я сама испытывала незабываемое удовольствие от просмотра «Гости из будущего», и этот фильм навсегда останется одним из моих любимых.
Этот фильм, созданный в 1984 году кинематографистами именитого им. Горького, представляет собой впечатляющую пятисерийную историю. Его сюжет был вдохновлен фантастической повестью Кира Булычева «Сто лет тому вперед», написанной им в 1977 году. Фильм справедливо признан одним из самых популярных детских художественных фильмов советского и российского кинематографа, заслуженно имеющим статус культового. После выхода в широкий прокат, в детском фольклоре появилось немало анекдотов, основанных на персонажах этого фильма. И юная актриса Наташа Гусева, исполнившая роль Алисы Селезневой – двенадцатилетней школьницы, пользовалась колоссарной популярностью. На протяжении почти тридцати лет, а именно в 2014 году, дата которой будет юбилейной, «Гостья из будущего» часто транслируется по телевидению, преимущественно в период школьных каникул. Сегодня, благодаря достижениям технологий, практически каждый человек имеет возможность наслаждаться любимым фильмом в любое удобное время, не завися от расписания. Это создает ощущение комфорта и позволяет полностью погрузиться в мир кино, просто устроившись поудобнее перед монитором или экраном телевизора.
Я не собиралась начинать эту беседу о детях, о современном поколении, об окружающем их мире, который настолько изменился, что порой вызывает чувство тревоги и тоску по беззаботным дням моего детства, когда все казалось более понятным, спокойным, а дети были просто детьми, сталкиваясь с теми или иными детскими проблемами. Наблюдая сегодня за детьми, я поражаюсь их увлечениям, их общению, всему тому, что занимает их молодые умы. На экране, при просмотре «Гости из будущего», мы видим себя, того, каким мы были в детстве, того, каким нас хотели видеть родители, комсомол, партия.
Сюжет, вероятнее всего, известен многим, но я все же поделюсь им с вами. Мальчик, ученик шестого класса по имени Коля, оказался в будущем, при помощи необычного механизма – машины времени. Он перенесся в 2084 год в Московский Институт времени. Там он познакомился с роботом, от которого и узнал, что он в будущем! Кто бы отказался от такой возможности, оказавшись на его месте, исследовать город будущего! Очевидно, что мальчишка Коля не был ровесником тех, кто отправился в это увлекательное путешествие. Он отправился на космодром, чтобы улететь на другую планету, но билетов не оказалось, блуждая по космодрому, он увидел инопланетян, которые вынашивали зловещий план. Пираты хотели заполучить уникальное устройство – миелофон, благодаря которому можно читать мысли. Коля отправился за пиратами в КосмоЗоо, где работает Алиса Селезнева, у которой и находится этот аппарат. Пираты завладели миелофоном, но Коля сумел его перехватить и вместе с чудесным аппаратом отправился домой, в свое время, а вслед за ним и пираты, и Алиса Селезнева. И начинаются удивительные приключения, от которых в нашем детстве рождалось чувство восторга и вдохновения…
Съемки фильма занимали два года, а юные актеры успели заметно подрасти, что, естественно, было видно на экране. Съемки проходили в стенах реальной школы номер двадцать. Примечательно, что советский пятисерийный фильм «Гостья из будущего» был снят на восемь лет раньше, чем австралийский телесериал «Девочка из завтра», сюжет которого отдаленно напоминает нашу «Алису», где девчушка путешествует из 3000 года в 1990 и также занимается поисками ценного технического устройства. Однако наша «Гостья из будущего» значительно превосходит этот сериал по своей интересности и глубине.
Некоторые, касаясь воспоминаний о кино, склонны говорить о “фильме моей молодости”, в то время как я, пожалуй, отдам предпочтение определению “эпохального”. И это не просто субъективное мнение, а вполне обоснованная позиция, учитывая контекст той эпохи. Как объяснить сейчас юному поколению, что в молочном отделе, вместо обмена бутылок из-под молока на собственно молоко, кефир или сметану, было вполне нормальным явлением?
Когда я пытаюсь поделиться с потомком знаниями о том, что натуральные продукты не могут иметь сроки годности в полгода, я сталкиваюсь с непониманием. Всё современное молочное производство, по сути, представляет собой восстановленные продукты, насыщенные внушительным перечнем химических добавок. Если попытаться составить список всех этих компонентов, он, вероятно, занял бы несколько страниц, откровенно превышая два листа формата А4.
Помню, с улыбкой мы отреагировали на появление в продаже “пластиковой чёрной икры” – она, попадая на бутерброд, казалось, стремилась ускользнуть от моего удивления. Представляете, я пытался донести этот продукт до рта, а она, словно обладая собственной волей, пыталась убежать! Настоящую икру, к слову, можно было приобрести только в специализированном магазине “Океан”, расположенном в самом отдаленном, чёрном входе.
У нас, впрочем, не было ни малейшего шанса стать миллионером. Мы стояли в бесконечных очередях, мечтая о “блете” – о влиянии и связях, необходимом для приобретения столь дорогого деликатеса. Однако, крабы всегда были в продаже и стоили крайне доступно.
Сюжет фильма, с высоты сегодняшнего дня, безусловно, представляет собой поучительный урок, но для меня, в детстве, когда телик поворачивался ручкой, чтобы посмотреть два канала, дети сбегались к нему, и улица затихала. Потом все начинали обсуждать фильм, спорить о героях, пересказывать сюжет. Сейчас такого больше не увидишь. И, о чудо, дети во дворе, скопом вопящие, кто станет тем или иным персонажем, – их не встретишь, а шумящих на детской площадке возле дома – тоже.
Это были, безусловно, непростые, тяжелые времена, но добрые, наполненные внутренней теплотой и взаимопомощью. Но эпоха ушла, и, вероятно, Коля, обладая нынешними обстоятельствами, стал бы нищим, а Фима – рейдером, захватившим пару заводов и превратившимся в беглого олигарха. Именно таким я вижу продолжение фильма, если бы его сняли сегодня, ведь сейчас, в эпоху глобальных перемен, такое развитие событий, на мой взгляд, вполне закономерно.
Просмотренный мною кинематографический проект под эпитотом «Гостья из Будущего» оставил после себя весьма неоднозначные, но глубоко прочувствованные впечатления. Я старалась наблюдать за картиной с максимальной объективностью, не поддаваясь порывам эмоционального восторга, и даже проявляла некоторую критичность, однако это, к сожалению, оказалось бессолезным. В финальной, приблизительно пятнадцатиминутной части, ощутимо проявилась внутренняя, почти осязаемая энергия, пронизывающая каждую сцену.
Особого внимания заслуживает музыкальное сопровождение, которое, несомненно, является истинным украшением фильма, настоящим произведением искусства! Практически полное отсутствие спецэффектов и, что более того, крайне ограниченное количество приёмов в постановке трюков не оказали никакого негативного влияния на общую художественную ценность картины. «Гостья из будущего» – это не просто развлекательное кино, это тонко выстроенный, трогательный и бесконечно добрый рассказ, который не теряет своей привлекательности на протяжении всего просмотра.
Считаю своим долгом поделиться этим впечатлением с другими ценителями качественного кино и с искренней рекомендацией: позвольте себе окунуться в этот удивительный мир, в этот захватывающий и, без сомнения, незабываемый кинематографический опыт!
Рекомендуем к просмотру