Описание
Рецензии

Сериал Темное королевство / Gormenghast
Актеры:
Селия Имри, Кристофер Ли, Уоррен Митчелл, Нив МакИнтош, Джонатан Риз Майерс, Джон Сешнс, Фиона Шоу, Джун Браун, Линси Бэкстер, Зоэ Уонамейкер
Режисер:
Энди Уилсон
Жанр:
фэнтези, детективы, драмы, приключения, комедия
Страна:
США, Великобритания
Вышел:
2000
Добавлено:
сериал полностью из 4
(01.11.2012)
Рейтинг:


Величественный замок Горменгаст, возвышавшийся над окружающими землями, служил не просто резиденцией могущественной, столетиями не знавшей перемен династии Гроун. Он был, по сути, воплощением неподвижности, безмолвным хранителем устоявшихся традиций и лишенным всякого отголоска времени. Однако, внезапное появление новорожденного наследника, юного Титуса, стало искрой, разжегшей пламя кардинальных сдвигов, грозящих полным исчезновением этой древней, практически незыблемой власти.
В самом сердце этой надвигающейся катастрофы скрывался воплощение коварства и безжалостности – Стирпайк, чье имя звучало, словно предзнаменование неминуемой гибели. Ничто, казалось, не могло остановить его неудержимую жажду власти, его дерзкие замыслы, направленные на достижение самых высоких ступеней господства.
Искрометная смесь жестокости, циничной хитрости и, парадоксальным образом, очаровательной харизмы, позволяла Стирпайку, словно тень, охватывать и подчинять себе каждого жителя замка Горменгаст. И вот, остался лишь хрупкий, юный Титус, наследник древнего рода, чья готовность к отчаянному противостоянию узурпатору, его непоколебимая воля, были единственным барьетом на пути к полному уничтожению. Кто же, в этой эпической, практически невозможной схватке, сумеет одержать победу, и смогут ли столь древние, легендарные стены замка Горменгаст устоять перед натиском бескомпромиссного врага? Судьба этого места, а возможно, и целого рода, висела на волоске.
Погружение в мир Мервина Пика, воплощенный на экране, стало для меня настоящим откровением, сложным, порой даже пугающим, но безусловно, захватывающим. Изначально, прежде чем прикоснуться к экранизации, я, разумеется, ознакомилась с оригинальным произведением, и именно этот опыт подготовил меня к восприятию визуального воплощения.
Меня особенно поразило, насколько радикально интерпретирован был образ главного героя – Стирпайка. Его воплотил в теле Джонатан Риз-Майерс, обладающий весьма привлекательной внешностью, но, увы, не воспроизводящий в кадре уродливую, угловатую фигуру из книги. Этот контраст, на мой взгляд, значительно снизил эффект отровение от героя.
Нельзя не отметить и адаптацию других персонажей. Граф, хоть и представлен в более позднем возрасте, отнюдь не утратил свой шарм и величие. Стивен Фрай, воплотивший роль графа, безусловно, добавил в образ силы и магнетизма, а его актерское мастерство заслуживает отдельной похвалы.
Однако, адаптация не всегда была безупречной. История Киды, насыщенная трагическими событиями, была упрощена и осквернена. Недоразумение с кормлением грудью младенцем, на мой взгляд, является одним из самых явных и неудачных изменений, которые лишили историю ее эмоциональной глубины и правдивости. Кроме того, уход ребенка из жизни Киды, изначально представленный как кульминация ее страданий, был намеренно изменен, что, безусловно, снизило драматизм всей истории.
Сценарий, как мне кажется, страдает от чрезмерного упрощения. Из произведений Мервина Пика, известного своим мастерством детализации и гротеска, не хватает тонкости и многослойности, которые определяют его работы. Попытки адаптировать сложные, неоднозначные персонажи в рамках жанра, безусловно, привели к искажению оригинала.
Несмотря на эти недостатки, адаптация, безусловно, оставила положительное впечатление. Художник, создавший костюмы, проявил тонкое чувство стиля и смог передать атмосферу, присущую миру Мервина Пика. И хотя полностью воссоздать сложный, многогранный мир, описанный автором, было невозможно, полученный результат, на мой взгляд, довольно хорош.
История, которую рассказывает Мервин Пик, – это не просто развлекательное чтиво, а глубокое исследование человеческой природы, с ее темными сторонами и противоречивыми мотивами. Независимо от того, какой адаптации вы отдадите предпочтение, несомненно, стоит погрузиться в мир этого мастера слова, который, без сомнения, оставит неизгладимый след в вашей душе. Осознание, что книги Мервина Пика – это, по сути, «3D-литература», где каждый персонаж, каждая деталь, вырисовывается в сознании читателя, не дает не уйти от произведения.
Этот кинематографический проект, состоящий из четырех тщательно выстроенных эпизодов, отзывается в душе некоторой меланхолией и сдержанной грустью. Повествование фокусируется на становлении юного, склонного к эксцентричным выходкам, аристократа, чья жизнь разворачивается в рамках дворцовых интриг и придворного этикета. Безусловно, это, в первую очередь, вымышленная история, требующая наличия как благородных, так и неприглядных персонажей. Однако, в заключительной части картины, возникла определенная диссонанс. Здесь, Титус, являющийся законным наследником престола, сталкивается с главным антагонистом, воплощенным в образе Стирпайка. К сожалению, его усилия оказались несостоятельными, а победа в решающей схватке – лишь результатом удачного стечения обстоятельств и, возможно, доли везения.
Несмотря на это, Стирпайк продемонстрировал впечатляющий старт своей карьеры злодея. Тем не менее, понять глубину его мотивов представляется весьма непростой задачей. Безусловно, его пребывание на службе, в обстановке, характеризующейся не самым благоприятным взаимодействием, стало причиной его бегства. Примечательно, что его гнев был направлен не против королевской семьи, а против повара, оказавшегося в положении невольного свидетеля его странных поступков. Полагаю, в основе его действий лежала нездоровая одержимость величием и властью. Именно по этой причине он не щадил своих конкурентов, разжигая междоусобные распри, разрушая ценнейшую библиотеку и методично деформируя устои общества. В конечном итоге, лорд Гроун, под влиянием этой деструктивной силы, сошел с ума. Дополнительно, были совершены другие, не менее сомнительные поступки. Интересно, что, несмотря на полученное ранение, Стирпайк не прекратил свою деструктивную деятельность.
Стоит отметить, что актер, исполнивший роль злодея – Джонатан Риса-Майерс – проявил себя как весьма талантливый и неординарный исполнитель. В отличие от привычных "кинжальных" злодеев, он обладает острым умом и умением плести интриги. Его речь, богатая сложными метафорами и образными выражениями, добавляет картине особую атмосферу. Я с удовольствием восхищаюсь этим персонажем, который, несмотря на свою зловещую роль, обладает определенной харизмой и обаянием. Можно было бы критиковать его выбор, обвинить в ошибке, но мне искренне жаль, что актер не получил возможность воплотить на экране роль, сравнимую с работой Кристенсена или другого, не столь запоминающегося персонажа.
Нельзя не отметить и актера, чья работа вызывает особое уважение – Кристофера Ли, который, как правило, избегает роли благородного героя. Здесь он исполнил ее с особой тщательностью и убедительностью. Искренне сожалею, что его персонаж, лорд Гроун, был показан не так часто. Иэн Ричардсон, сыгравший эту роль, продемонстрировал полное соответствие поставленным задачам, раскрывая все грани характера своего персонажа. Мне кажется, что все актеры, вовлеченные в создание этой картины, заслуживают высокой похвалы, ведь они сумели воплотить на экране людей, отличающихся интересными и неоднозначными моральными принципами.
Особого внимания заслуживает воссозданная атмосфера замка, тщательно подобранные костюмы для всех героев и проработанные церемонии и ритуалы. В результате, созданная картина представляется увлекательной и приятной для просмотра. Единственное, что вызывает некоторую озабоченность, так это то, что центральный персонаж – это, в сущности, маньяк, и сопереживать ему, по правде говоря, не хочется.
Таким образом, оценки, которые можно дать этому проекту: 9,5 из 10 (с заслуженной 10-балльной оценкой за роль Стирпайка).
Этот кинематографический шедевр, несомненно, производит неизгладимое впечатление, однако, при более пристальном изучении, обнаруживается поразительная дефицит волшебства, мистического очарования, столь привычного для многих жанров. Сюжет, в своей значительной части, развивается, словно заключённый в крепостные стены крепости, и лишь спустя значительный период времени, герои начинают стремиться к обретению свободы, к выходу за пределы условностей.
Персонажи, населяющие этот мир, отличаются притягательным, но, порой, абсолютно загадочным обликом. Они преследуемы бурными, страстными порывами, понимание которых зачастую представляет собой задачу для зрителя. Эмоции, которыми они руководствуются, кажутся столь глубокими и непостижимыми, что вызывают одновременно восхищение и диссонанс.
Фильм изобилует аллюзиями и отсылками к эпохам и произведениям великих мастеров. В памяти всплывает образ Офелии, одиноко тонущей в тихой водной глади, или безумного короля Лира, погружённого в трясущийся от боли и отчаяния разум. Каждый зритель, соприкоснувшийся с этим кинокартиной, способен обнаружить в ней что-то новое, неизумлённое и, главное, предопределённо неожиданное, открывая для себя неизведанные грани авторского замысла.
Особое внимание привлекает фигура Стрипайка – персонаж, вызывающий одновременно страх и жалостливое сочувствие. Его восхождение к вершинам власти, к небывалым постам, лишь усиливает трагизм его положения. Он достиг несомненного успеха, но не сумел изменить фундаментальные, укоренившиеся в обществе нормы, остался в глазах окружающих лишь тенью, ничтожной фигурой, жертвой обстоятельств. В финале фильма, погруженный в раздумья, я осознал, что ему следовало завершить свой путь раньше, с большей решимостью, но, как истинный продукт творческого процесса, его судьба была предначертана, написана другими, и я не обладаю полномочиями переписать этот неизбежный финал.
Несмотря на то, что я ещё не успела погрузиться в чтение книги, которую скачала из сети, я уже с нетерпением жду возможности прикоснуться к её страницам, открыть для себя новые грани повествования и, возможно, найти ещё больше неожиданных интерпретаций. Оценка, которую я даю этому произведению, – безоговорочная и заслуженная: десять из десяти!
Рекомендуем к просмотру