Описание
Рецензии

Сериал Гибель Империи

Актеры:
Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Мария Миронова, Чулпан Хаматова, Андрей Краско, Марат Башаров, Даниэль Ольбрыхский, Ксения Раппопорт, Александр Лыков, Дарья Мороз
Режисер:
Владимир Хотиненко
Жанр:
драмы, криминальные, отечественные, приключения, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 10 (31.10.2011)
Рейтинг:
8.00
7.30
В зачаточном состоянии XX века, в эпоху Российской Империи, ход событий приобрел трагический и крайне сложный оборот. 1914 год ознаменовался началом ожесточённого противостояния между Антантой, возглавляемой Великобританией, Францией и Россией, и державами Оси, в первую очередь, Германией, чья политика вызывала всё больше опасений. Под давлением этих обстоятельств, Российская Империя, несмотря на внутренние противоречия и колебания, не могла остаться в стороне от разворачивающегося конфликта и, руководствуясь стремлением сохранить свои интересы, вступила в ряды участников Первой Мировой войны. С этого момента в стране, подобно взбесившейся буре, вспыхнул хаос, раздираемый волнами возмущения и протестов. Народ, разочарованный в политике власти, громогласно требовал не только справедливости, но и решительных действий со стороны правительства, способных положить конец страданиям и восстановить утраченный порядок. Параллельно, в тени этой общенациональной турбулентности, активно работали контрразведывательные органы, неустанно противодействуя нарастающей угрозе шпионских группировок, которые, подобно хищникам, охотились за секретами, представлявшими стратегическую ценность для страны, пытаясь вывезти их за пределы Российской Империи. Общая картина того времени представляла собой сложный клубок революционных настроений, скрытых интриг, политических махинаций и подпольных заговоров, где каждый политический игрок стремился максимизировать свою выгоду, а мотивы его действий часто оставались в тени, не до конца раскрытыми. Подобное полотно, сотканное из противоречий и амбиций, предвещало грядущие радикальные перемены, которые в конечном итоге перекроили судьбу Российской Империи.
Этот телевизионный проект, несомненно, обладает определенным художественным потенциалом, однако, в силу сложного и, скажем так, размытого состава его участников – когда столь обширный спектр талантливых кинематографистов объединяет свои усилия – сложно вынести однозначный вердикт о его художественной ценности. По сути, восприятие зрителей разнится кардинально, в зависимости от того, какие исторические периоды они выбирают для осмысления. Нельзя не отметить, что эпизоды, охватывающие предвоенный период, насыщенный интригами, шпионской деятельностью и, в целом, атмосферным напряжением, существенно уступают в художественной выразительности тем, что связаны с “фронтовым” опытом. В свою очередь, эти эпизоды, к сожалению, проигрывают революционным, являясь, по сути, лишь бледной тенью событий, радикально изменивших ход истории. Неоспоримым фактором успеха, безусловно, стали последние серии, сумевшие поднять проект на новый уровень. Успех проекта во многом обусловлен не столько банальным акцентом на известных исторических личностях и событиях, сколько, прежде всего, оригинальным, творческому подходу к их художественному отображению – что, как говорится, “мечта поэта”! В случае с “Гибелью Империи” переворот 1917 года представлен с поразительной, почти документальной, точностью и живостью. Отсутствие нарочитой революционной романтики – все показано с бесстрастным вниманием к деталям, в основе лежит нечто большее, чем просто жажда наживы; это тонкий психологический расчет, корысть и неумолимая целеустремленность. Это вызывает глубокое, почти потрясающее впечатление. Мы видим нерешительность и полную беспомощность одних, абсурдное благородство других, а в итоге – торжество беспринципности третьих. И, конечно, нельзя не отметить в этой картине, как четвертая масть, так сказать – народ, который просто наблюдает за сменой власти, подобно карточной игре, где каждый пытается понять, на какой “фишке” можно выиграть. Смею предположить, что “козырная” масть – красная, а дальше, как говорится, “кто на что учился”. В лучших традициях революции, как не сказать… ну, и так далее. И, как в любом игровом процессе, логичен и предсказуем исход: если карты разыграны, то вас, мягко говоря, придется считать не самым удачливым игроком. Доказать обратное, при всем желании, совершенно невозможно. Но, несмотря на все это, в самой картине возникает иная, более тонкая "фоновая" линия – история семьи, быт, любовные переживания героев. Какая-то незримая закономерность, обрисовывающая происходящее. Ведь, в конце концов, мы сами виноваты в том, что позволяем себе идеализировать происходящее! И, как говорила легендарная Катенька – “Катя, принеси (подай, убери, унеси)”. И, в лучшем случае, это заканчивается “Катей уходящей”, что, впрочем, и так весьма неплохо! Скажу честно, иногда раздражало до неприязни наигранное благородство героини Хаматовой (даже в сравнении с ее мужем, безусловно, блестяще сыгранным Маковецким), безобразно “тонкая” чувствительность героини, воплощенной Мироновой, и прочее, прочее. Но все это, как говорится, “преднозначено”. Все воспринимается как нормальное, естественное. Это, разумеется, вызывает закономерное недоумение. В любом случае, даже такой надоевший и далекий от идеала уклад, не заслужил столь радикальных перемен и столь сокрушительного удара. “Этот господин, в каком чине? – Прапорщик. – Что… Главнокомандующий армией прапорщик?.. Это как минимум забавно”. Я считаю, что добавить или убавить что-либо тут нечего. И так во всем. Отлично воспроизведено безумие на экране. Если бы не размытие внимания на другие аспекты (Япония и пр.) – было бы еще замечательнее. P.S. Очень интересно представить, каким был бы результат, если бы историю “Адмирала” сняли в том же духе. Честно говоря, я очень на это надеялся. Наверное, не судьба.
Производство этого масштабного телепроекта отличалось исключительным профессионализмом и высочайшим уровнем исполнения – сериал был запечатлен на исключительно дорогостоящую, премиальную пленку, а также реализован с использованием передовых, впечатляющих специальных компьютерных эффектов, что, несомненно, отражало глубокое, ответственное отношение к созданию произведения. Каждая серия представляла собой сокровищницу, насыщенную талантами ведущих актеров, однако, безусловно, особое внимание привлекали не столько их имена, сколько тщательно проработанные, многогранные характеры, которые оживляли историю. Александр Балуев в роли харизматичного и загадочного Капитана Костина воплотил образ человека, поразительно близкого к пониманию замыслов коварных немецких диверсантов, чутко улавливающего мысли противника и, словно опытный стратег, предугадывающего все вражеские маневры. Личная трагедия, пережитая в японском плену в 1905 году, оставила глубокий след в его психике, привнося в персонаж определенную напряженность и драматизм. Сергей Маковецкий в роли Профессора Нестеровского, преподавателя престижного петербургского университета, раскрыл образ интеллигентного, образованного человека, обладающего благосостоящим хозяйством и, к сожалению, личного счастья, пока его жизнь не перевернула Первая Мировая Война. В обстоятельствах, свойственных тому времени, он был назначен капитаном инженерных войск, вынужденно отойдя от привычных академических интересов. Андрей Краско в роли Утнера или Офицера Стрельникова демонстрировал впечатляющую сдержанность и ответственность, несмотря на его бунтарский нрав и склонность к веселью. В сериале, помимо ключевых персонажей, регулярно появлялись колоритные "менты" – Михаил Трухин, Александр Половцев, Александр Лыков, – каждый из которых представлял собой яркий эпизод истории. Также, в повествовании присутствовали "дозорщики": Костя Хабенский, Гоша Куценко, Виктор Вербицкий, каждый из которых вносил свою неповторимую нотку в общую атмосферу. Актеры старались максимально глубоко проработать своих героев, придавая им уникальные черты, делая их запоминающимися и объемными. Сюжетная канва картины насыщена не только драматическими событиями, но и историческими персонажами, что придает ей дополнительную достоверность и значимость. Мы видим Генерала Деникина (Федор Бондарчук), Генерала Духонина (Дмитрий Певцов) и Генерала Рененкампф (Сергей Никоненко), каждый из которых является ключевой фигурой в драматических событиях российской истории. Важно отметить и тщательно подобранную, высокого качества музыкальную композицию, гармонично вписанную в повествование, которая создает особую атмосферу и усиливает эмоциональное воздействие каждого эпизода. Сериал предлагает зрителю не только захватывающий и напряженный сюжет, но и богатый источник познавательных моментов, позволяя увидеть Россию Империи как в период предшествовавшей Октябрьской Великой Революции, так и в непосредственном ее послереволюционном состоянии, погружаясь в сложные и противоречивые реалии того времени.
В этом сериальном полотне ощущается удивительная гармония, практически исключающая эффект утомляемости, свойственный многим многосерийным проектам. С самого начала хочется подчеркнуть, что основой его достоинства является, несомненно, великолепная актерская труппа, чья мастерская игра и филигранная работа заслуживают особого внимания. Некоторые зрители, высказывая свое мнение, утверждают об отсутствии в повествовании какой-либо драматической интриги, однако, позвольте заметить, что предложенный сюжет, столь многогранный и обстоятельный, с множества точек зрения, охватывает огромный спектр событий, детально проработанных и рассматриваемых в полной мере. В данной ситуации, в большей степени уместно говорить не о надуманной интриге, а о высоком уровне художественного мастерства, о прикладном искусстве изложения и, в конечном итоге, о умелой интерпретации представленной реальности. Дополнительно, следует отметить поразительную скрупулезность в проработке детализации и неповторимую стилизацию, столь умело воссоздающую атмосферу эпохи революции и Первой мировой войны. Но самое удивительное в этом проекте – это объективный и беспристрастный стиль повествования, абсолютно лишенный всяких попыток искусственно искажать исторические факты или воздвигать какую-либо из противоборствующих сторон в ореол незыблемой правоты. В отличие от многих современных произведений, где зачастую навязчиво стремятся представить красных как безжалостных извергов, а белых – как безобидных, наивных младенцев, этот сериал демонстрирует поразительное отсутствие подобной предвзятости. В целом, сериал, несомненно, оставил глубокое положительное впечатление, и ничто не побуждало зрителя прерывать его просмотр. Это, в свою очередь, является прямым свидетельством того, что в повествовании происходят достаточно динамичные и логически выстроенные события, что, к сожалению, встречается довольно редко, особенно в отечественном кинематографе. Такая насыщенность и отсутствие размытости сюжетных линий – это ценнейшее качество, свидетельствующее о зрелости и профессионализме создателей.