Описание
Рецензии

Сериал Галина (2008)

Актеры:
Людмила Нильская, Елена Плаксина, Валерий Косенков, Наталья Позднякова, Валерий Афанасьев, Василий Бочкарев, Игорь Евтушенко, Мария Аронова, Мария Букнис, Владимир Голованов
Режисер:
Виталий Павлов
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
сериал полностью из 8 (23.12.2012)
Жизнь Леонида Ильича Брежнева была неразрывно связана с судьбой его дочери, Галины, для которой та являлась источником неустанных забот и тревог. Несмотря на поразительную совокупность вредных привычек, царивших в её окружении, Галина Брежнева, на удивление, обладала глубоко утонченным вкусом и искренней страстью к прекрасному – будь то живопись, музыка, театр или, в более широком смысле, любые проявления художественной ценности. Неудивительно, что её экстравагантная, публичная жизнь, с её чередой состояний, многочисленными союзом, нестабильными романами, непреодолимым тяготением к роскошным автомобилям и исключительно дорогим ювелирным украшениям, вызывала неподдельный интерес и зачастую, некоторую нескрытую критику среди светской публики. Однако, задумываясь о её жизни, возникает вопрос: насколько же истинным и счастливым был её жизненный путь? Его преследовали не только блеск дорогие вещи и шумные вечеринки. В её биографии множество раз вспыхивали горящие угли страстей, и, одновременно, тень отчаяния и горьких разочарований. В последние годы девяностых прошлого столетия её жизнь заметно ускорила свое разрушительное движение, похоже, сорвавшись с крутого обрыва. Страдающая от хронического алкоголизма, Брежнева оказалась в стенах психиатрической клиники, оказавшись в полном одиночестве, окруженной равнодушием и полным безразличием. Единственным утешением для нее оставалась только ностальгия по ярким, прежним дням. Этот период биографии Галины Брежневой, охватывающий её детство и самые последние, темные дни, представляет собой трагическую историю о человеке, чья жизнь, несмотря на возможности и окружение, разрушилась под тяжестью собственных слабостей и внешних обстоятельств, оставляя лишь горькие воспоминания и бессилие перед неизбежным течением судьбы.
С особым оптимизмом я не подходил к просмотру данного телепроекта, однако, повод для его ознакомления оказался весьма распространенным – значительная часть эпизодов была воплощена на экране непосредственно в моём родном Тверином. В силу моей профессиональной деятельности в сфере журналистики, мне даже удалось подготовить небольшое репортажное описание, посвященное этому проекту. Меня особенно интриговала перспектива увидеть, каким образом тверская филармония, казалось бы, обрела облик кишиневского ресторана, а фасады местного дома офицеров трансформировались в величественное помещение Большого театра. Тем не менее, финальный результат вызвал у меня исключительно положительные и стойкие впечатления. Режиссер Виталий Павлов, выступивший также в качестве автора сценария, с исключительной деликатностью и тактом коснулся ряда деликатных тем. Хотя, безусловно, было бы соблазнительно окунуться в атмосферу и события «периода застоя», создатели проекта «Галины» не стремятся к какой-либо морализаторской оценке или осуждению. Их целью являлась попытка понять, каким образом эта излучающая мудрость и красоту женщина, созданная для любви и счастья, вдруг оказалась в ловушке несчастья и трагически завершила свою жизненную главу. Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, команде фильма удалось достичь впечатляющего эпического масштаба, создав аутентичную атмосферу той эпохи – от 50-х годов до 90-х. Все персонажи фильма представляют собой, по сути, исторических личностей: супруги главной героини, И. Кио и Ю. Чурбанов, а также глава МВД, Щелоков, председатель госбезопасности, Чебриков, знаменитый танцор балета, М. Лиепа, и даже юный Высоцкий. В моменты, когда создатели проекта погружаются в детальную реконструкцию событий, в кадре неожиданно появляются эпизодические сцены, например, драматичное убийство известной актрисы, Зои Федоровой, которое, на мой взгляд, показано с исключительным умением и тонким чувством. Несомненной желанной находкой фильма стала актриса Елена Плаксина, воплотившая образ главной героини в первых трех сериях. Выступление Людмилы Нильской, вернувшейся в российское кино после продолжительного перерыва, также заслуживает похвалы. Хотя, признаюсь, роль 30-летней Галины Брежневой не показалась мне столь убедительной – возраст, как известно, сложно достоверно воссоздать. Музыкальное сопровождение сериала, пожалуй, является единственным аспектом, вызывающим у меня определенные претензии. Использование темы любви, позаимствованной из фильма “Красная палатка” Александра Зацепина, на мой взгляд, представляется несколько неуместным. В то время как проникновенный хит “Вечная любовь” Шарля Азнавура, который когда-то был главной темой в фильме “Тегеран-43”, создает ощущение некоторой диссонансной ситуации. Хотя, безусловно, создателей сериала можно понять – одним из главных вызовов для современных телесериалов является стремление к экономии и ускоренному производству контента. Несмотря на ряд моментов, требующих доработки, фильм, в целом, показался мне весьма профессионально реализованным, снятым без клише и примитивных штампов, характерных для современных “мыльных опер”, а скорее в лучших традициях советских кинолент. К сожалению, такой интересный проект не получил должного внимания и широкой аудитории. Оценка: 7 из 10
Ее феноменальная личность, ее существование, заслуживало пристального, порой болезненно интенсивного, внимания как в период её активной жизни, так и после ее неминуемой кончины. Она казалась воплощением вневременности, словно растворяясь в суровой реальности, наполняя её дерзкими кутежами, бушующими романтическими авантюрами и неугасаемым весельем, увековеченным роскошными драгоценностями и компанией знаменитых личностей своего времени – таких, как Игорь Кио или Марисс Лиепа. Приписывались ей участие в весьма скандальных и резонансных преступлениях, вызывающих всеобщее негодование. Жизнь Галины, словно ожившая картина, была сплошным калейдоскопом, включавшим в себя дерзкие авантюры, неспешную праздность, обжигающую страсть, но и, что немаловажно, заставляло задуматься о вечном вопросе: была ли она по-настоящему счастлива? На экране перед нами предстает не просто яркая, прожигающая жизнь баловница судьбы, а сложный, многогранный образ, раскрывающийся в нескольких, кардинально отличающихся друг от друга воплощениях: Галочка-девочка, невинная и наивная Галя-девушка, Галина-женщина, полная разочарований и сожалений, и, наконец, Гали́на Леони́довна – несчастная, одинокая старуха, воплощающая собой всю тяжесть прожитых лет и утраченных возможностей. «Галина» в своей сути сумела разрушить устоявшиеся, укоренившиеся в сознании общества стереотипы о Галине Брежневой, представляя ее не как ограниченную алкоголичку, а как женщину, искренне любящую жизнь и окружающих людей, умеющую извлекать удовольствие из каждого момента. Изначально она была дочерью влиятельного партийного деятеля, впоследствии – всемогущего Генерального Секретаря, обладающей практически всем, ей не было ни единого отказа. Однако, в глубине души она ощущала необъяснимую пустоту, неизбывную тоску. Неустанные поиски любви, мучительные попытки разобраться в собственной личности, отражались в ее трагической судьбе. В итоге, она находила утешение на дне бокала, стремительно скатываясь в пропасть отчаяния и саморазрушения. В заключительные годы своей жизни она оказалась усталой, забытой, израненной жизнью после смерти отца и потерявшей свою значимость в мире, оставаясь среди душевных больных, лишенных всего, кроме болезненных воспоминаний. В былые времена «советская принцесса» являлась объектом восхищения и внимания, окруженная верными друзьями и преданными поклонниками. Последние годы ее жизни она провела в тишине и одиночестве, в стенах психиатрической клиники, окруженная лишь людьми, столкнувшимися с аналогичными жизненными трудностями и уставшим медицинским персоналом. Никто не навещал ее, даже собственная дочь, не проявив ни капли сочувствия или понимания. По воспоминаниям тех, кто имел возможность прикоснуться к ее последним дням, Галина Леонидовна, с глубокой тоской обращаясь к санитарам, произнесла: «Я прожила в свое время – теперь живите вы».
Фильм под названием «Галина» – произведение, не лишенное определенных достоинств, но, безусловно, не представляющее собой откровение кинематографа. Однако, говорить о нем, не упуская из виду как его слабые, так и сильные стороны, представляется необходимым. Начать стоит с критики, прослеживающейся в первых эпизодах. Создается ощущение, что перед нами представлен лишь фрагмент жизни героини, вынесенный из контекста, практически изолированный от окружающего мира. На протяжении первых трех-четырех серий Галина Брежнева предстает лишь как ребенок, юная девушка, потом молодая женщина, поглощенная стремлением к любви и взаимопониманию. Её окружение сводится к узкому кругу родителей и возлюбленных. Она не посещает магазины, не общается с подругами, не поддерживает связь с знакомыми. В результате, её образ приобретает отстраненность, теряет непосредственное, живое выражение. Зритель воспринимает её как нечто неуловимое, не имеющее тесной связи с реальностью. Кроме того, существенно сказывается и некоторая непродуманность диалогов и драматургических решений. В ряде эпизодов возникает эффект, напоминающий любительский театральный спектакль – небрежный, некорректный. Не впечатлила игра актера, исполнившего роль Милаева (Афанасьева), его игра ощущалась какой-то неестественной, как будто роль была подобрана не слишком удачно. Аналогичная проблема наблюдается и с ролью актера, воплотившего образ Лиепы – его внешность, в частности блестящие, почти кукольные волосы, бросались в глаза, создавая ощущение искусственности. Изображение Леонида Ильича Брежнева, к сожалению, казалось карикатурным, далеким от духа и содержания оригинала. Тем не менее, в сериале есть моменты, заслуживающие высокой оценки. Безусловно, наибольшую симпатию и восхищение вызвала игра актрисы Людмилы Нильской, чье исполнение роли «кремлевской принцессы» оказалось безупречным. Несмотря на то, что Нильская, воплотив 30-летнюю Галину Брежневу, иногда казалась немного неубедительной в своей игре, это, скорее, незначительная деталь, не влияющая на общее впечатление от её работы. Постепенно, по мере развития сюжета, образ главной героини претерпевает изменения. К концу сериала она выходит из своего замкнутого мира, начинает общаться с окружающими, посещает светские мероприятия, употребляет алкоголь – в ней раскрывается сложный, трагический, глубоко человеческий портрет. В этих поздних эпизодах зритель впервые видит истинную сущность Галины Брежневой, чего, к сожалению, не наблюдалось в начале повествования. В заключение, я бы оценил «Галину» на твердую восьмую. Во время просмотра этот сериал вызвал у меня сильные эмоции – раз пять-шесть раз мне невольно наворачивались слезы. И это, безусловно, свидетельствует о том, что фильм затронул важные, сокровенные струны души.