• Стандартный
  • Субтитры
  • GoldTeam
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Фауда 1 сезон / Fauda 1 season

Актеры:
Нета Гарти, Рона-Ли Шимон, Лайор Раз, Цахи Алеви, Юваль Сигал, Шади Мари, Хишам Сулейман
Режисер:
Асаф Бернштейн
Жанр:
драмы
Страна:
Израиль
Вышел:
2014
Рейтинг:
8.01
8.30
Создатели захватывающего телесериала «Фауда» предприняли смелый и амбициозный проект, призванный глубоко исследовать тысячелетнюю череду противостояния между еврейским и арабским народами – их историю, пропитанную болью, обидами и неповторимыми драматическими поворотами. Попытка достоверно воссоздать этот сложный и многогранный конфликт была подкреплена поразительной степенью реализма, достигнутой при помощи кинематографических средств, хотя, безусловно, художественное произведение не может полностью передать всю полноту исторических событий. Сюжет телесериала рисует картину о группе высококвалифицированных бойцов специального назначения, которым предстоит осуществить сложную и рискованную операцию. Их задача – проникнуть в отдаленную точку, маскируясь под местных жителей, и нейтрализовать опасного террориста, который, несмотря на многочисленные попытки его поимки и наказания, продолжает демонстрировать невероятную хватку и умение избегать ответственности. Этот безжалостный бандит, словно призванный судьбой, постоянно ускользает от правосудия, обманывая своих преследователей и уклоняясь от ареста. На этот раз его успели предупредить об опасности, и он, воспользовавшись благоприятной ситуацией, свернул в сторону, оставив своих недоброжелателей в замешательстве. Воины израильской армии, находящиеся в состоянии постоянной боевой готовности, готовы к любым неожиданностям, поскольку их жизни и безопасность зависят от оперативной реакции на любые потенциальные угрозы. Осознание того, что даже незначительная ошибка в критический момент может иметь катастрофические последствия, не позволяет им расслабляться. Ведь цена ошибки в условиях реального боевого конфликта не заставит себя ждать, а лишь усугубит ситуацию и поставит под угрозу дальнейшее существование. И что же произошло дальше? Удалась ли этой дерзкой операции добиться поставленных целей? Не потеряли ли наши герои жизнь и здоровье? Отбросьте все сомнения и узнайте, чем закончилась эта напряженная и захватывающая история!
Сериал оставляет глубокое впечатление, выставляя напоказ трагическую, безысходную и, откровенно говоря, жестокую реальность конфликта. Один из лучших, несомненно, благодаря своей смелости – заглянуть в самые темные уголки человеческой борьбы, не приукрашивая и не пытаясь найти в ней хоть какой-то проблеск надежды. Показанная история – лишь фрагмент бесконечной, глубоко укоренившейся в памяти народа войны, где арабы и евреи, словно две стороны одной монеты, ведут свою бесконечную, бессмысленную борьбу. Нам демонстрируют кульминацию этой схватки, когда герои, подгоняемые яростью и безнадежностью, уже не способны на раскаяние и компромиссы, жертвуя всем, включая человеческие жизни, ради достижения своих целей. Перед нами разворачивается парадоксальная картина: с одной стороны – суровые, бесстрашные, почти бездушные сотрудники "Подразделения", для которых приказ – закон, и выполнение его – превыше всего, включая здравый смысл и моральные принципы. Один из них, будто бы дрессированный как собака, машинально повторяет "ФАС", не задумываясь о последствиях. С другой – арабы, поглощенные местью, где жизнь человека определяется не его судьбой, а смертью близких, и где высшая цель – умереть как шахид. Их душа, пронизанная ненавистью и отчаянием, не знает ни прощения, ни милосердия. Особого внимания заслуживают особенности взаимоотношений между мужчинами и женщинами в обеих культурах. В арабском мире, где традиционные ценности уходят корнями в тысячелетнюю историю, женщины, будучи главной ценностью, не имеют свободы, зависят от мужа и лишены даже самой простой возможности жить. В контрасте с этим, в израильском "Подразделении" одна привлекательная женщина-еврейка ищет в близких мужчин не просто "своего парня", но и "родственную душу", хоть и вынуждена выбирать свободу между предательством и бессмысленностью "ФАС". Подобно потерянным душам, женщины из обоих миров ощущают абсурдность происходящего, и при этом вынуждены участвовать в этой кошмарной борьбе. Вдова, подгоняемая отчаянием, поджидает взрыв, врач вшивает израильтянину взрывчатку под дулом пистолета, а женщина-офицер плачет в углу, отчаянно осознавая свою бессмысленность. В этой трагической картине человеческих судеб, очевидно, что эта борьба – не просто политический конфликт, а глубочайшее, безысходное расщепление душ, обреченность на вечные страдания и повторение ошибок. Несмотря на то, что осталось всего 10 серий из 12, эмоциональное воздействие сериала оставляет неизгладимый след, напоминая о хрупкости человеческой жизни и невозможности найти выход из этой бездонной пропасти.
Сериал, не лишенный определенных «изъятов», свойственных, в известной степени, израильскому кинематографическому ландшафту, демонстрирует попытку создания столь объективного повествования, что, увы, в ряде эпизодов создатели не уловлены в противоречии с реальностью. Примером может служить сцена с ребенком, обвязанным поясом павшего героя – практика, печально известная и широко распространенная в тренировочных лагерях «Хамаса» в Газе, где с трех лет готовятся к совершению смертоносных актов, предоставляя юным бойцам оружие и надевая на них пояса, несущие смертоносную опасность. Эти эпизоды затем используются в качестве демонстрационного материала, как будто за подтверждение их столь же "непримиримой" позиции, пусть и не взимается денежная плата, но весьма ощутимая компенсация, как в скобках было отмечено. Несмотря на ожесточенность, преследующую стороны в арабо-израильском конфликте, ежедневно разворачивающуюся на расстоянии нескольких километров от наших домов, а порой и в непосредственной близости, существуют аспекты, которые израильтяне сознательно игнорируют. Существует тенденция к непроявленному соучастию, и этот факт, к сожалению, неоспорим. Иной раз, под воздействием дезинформации, распространяемой арабской пропагандой, некоторые люди склонны видеть в Израиле агрессора, оккупировавшего чужие земли. Припоминаются образцы штампов советской пропаганды, рисующие израильскую военщину как воплощение жестокости и безжалостности. Но реальность такова, что именно арабы, а не израильские солдаты, жестоко и беспощадно уничтожают семьи с младенцами, совершают бесчеловечные линчевательные акты, не стесняясь демонстрировать на весь мир, через камеры телеканалов, руки, от которых капает кровь. И, несмотря на это, "оккупационная" армия Израиля, проявляя превосходящую заботу, предупреждает арабских жителей о грядущих обстрелах и бомбардировках, предлагая им заранее найти укрытие и обеспечить свою безопасность, что, как известно, не делают ни одна армия мира. К чести создателей, стоит отметить их мастерское изображение подлинного лица так называемой «национально-освободительной борьбы», представляющей собой лишь разрозненный клубок группировок, отчаянно борющихся за влияние, разворовывающих миллиарды долларов, выделенных арабскими, российскими и европейскими спонсорами, предназначенных для благоустройства, и манипулирующих общественным сознанием под лозунгами о "нуждах угнетенного народа Палестины". Особенно отвратительной является судьба Арафата – человека, превратившегося из главы государства в бездонную яму для скопившихся денег, вопрос о происхождении которых остается открытым, как и множество других. В отношении перспектив второго сезона, можно лишь с надеждой взирать на то, чем нас порадуют авторы. Следует признать, что израильская действительность – это беспрецедентный источник для создания захватывающих триллеров, не имеющий аналогов в других регионах мира. К сожалению, до сих пор не нашлись талантливые израильские режиссеры, подобные Ладлэму или Спилбергу, способные достоверно и живо отобразить эту сложную и трагичную реальность на экране.
Моя практика написания рецензий на кино и телепроекты весьма избирательна; я делюсь своими впечатлениями лишь тогда, когда произведение оказывает на меня действительно глубокое и продолжительное воздействие. Сериал “Фауда” сумел заслужить мою искреннюю признательность, хотя я не смею утверждать, что он достиг вершины художественного совершенства во всех аспектах. После исчерпывающего просмотра первого сезона, я почувствовала настойчивую потребность поделиться своими размышлениями и наблюдениями, запечатленными на экране. Признаться, название этой работы представляется мне весьма парадоксальным и, откровенно говоря, оставалось неясным для меня, какова была задумка создателей, при выборе именно такого эпитета. Имя главного героя в сюжете не упоминалось, и я так и не сумела разгадать, не скрывала ли авторы в названии какую-то глубокую аллюзию. Действие разворачивается в небольшом, неприметном городке под названием Рамалла, расположенном в нескольких десятках километров от священного Иерусалима. Именно здесь, в тени угрозы, действует радикальная шахидская группировка, чья единственная цель – нанесение страданий и боли израильскому народу. В эпицентре всех трагических событий оказывается и израильская спецслужба, неустанно стремящаяся предотвратить будущие террористические акты, предвозвещаемые безжалостными бандитскими формированиями. В центре повествования – сложный и неоднозначный образ специального агента, вынужденного вновь вернуться к службе, лишь потому, что в прошлом он, по его убеждению, совершил убийство одного из террористов, которое, как оказалось, было ложным. Теперь этот человек вновь планирует новую волну насилия, направленную против близких ему людей. Наш главный герой предстает перед нами в весьма необычном облике – полноволосым, располневшим мужчиной, напоминающим скорее обычного соседа с близлежащей территории, беззаботно проводящего время за кружкой пива. Вновь разворачивается сцена гонится, вновь вспыхивают перестрелки, а планы по захвату, к сожалению, сопровождаются человеческими жертвами и кровавыми эпизодами. Просматривая этот сериал, трудно не испытывать чувства отвращения к таким деструктивным обстоятельствам. Каждый будний день в Иерусалиме ощущается как жизнь на самой границе, словно потенциальный взрыв мощнейшей пороховой бочки. Не исключено, что,стилистически, жители Иерусалима, просто приспособились к такому напряженному ритму жизни. До этого момента я не обращала особого внимания на кинематограф израильского происхождения. Однако, начав просмотр этой кинокартины, постепенно, я прониклась всем, что происходило в ней. Меня заворожил не только сюжет, но и тонкая, продуманная реализация этой истории, а также образ жизни людей, оказавшихся в столь трудных обстоятельствах. Сюжет, несомненно, специфический и, возможно, в некоторой степени странный для тех, кто привык к легкомысленным и откровенно упрощенным американским сериалам. Но для меня этот опыт стал своеобразным откровением, новым взглядом на мир. Выражаю искреннюю благодарность авторам этой работы, за создание и подаренный зрительской аудитории сериал под названием “Фауда”.
Арабский термин "фауда" – это многогранное понятие, несущее в себе целый спектр негативных коннотаций. Он воплощает в себе не только дикий, неуправляемый хаос, и бушующую анархию, свойственную неожиданным вспышкам военных столкновений, но и, что особенно важно, интенсивный, парализующий стресс, постоянно испытывающий на себе солдат, находящихся в состоянии боевой готовности. Кроме того, "фауда" неразрывно связана с обманом, с коварной подставой, которую один персонаж, в ключевой момент первого сезона, пытается закрепить в диалоге с врагом: "Только давай без фауды", то есть, – "Пусть не будет никаких уловок, никакой неразберихи". На протяжении всего сериала зритель становится свидетелем сложной, запутанной паутины предательства и интриг, в которой палестинские и израильские стороны систематически манипулируют друг с другом, играя на личных амбициях и политических интересах. В силу этого, сериал, безусловно, мог бы претендовать на название, отражающее его суть – "Подстава" или "Анархия". Особый шарм и, пожалуй, неожиданность сериала заключаются в уникальном подходе к отношениям между персонажами. Примечательно отсутствие в иврите обращения на "ты", что делает общение максимально личным и доверительным. Не менее занимательно наблюдать за ситуацией, когда командир одного из подразделений, обращаясь к высокопоставленному чиновнику израильского военного ведомства, откровенно, с долей иронии, восклицает: "Гидеон, ты совершенно свихнулся!". В совокупности с динамичным, захватывающим сюжетом, этот телепроект сформировал выдающийся продукт, способный удовлетворить вкусы зрителя, как любителя жанра боевика, так и человека, заинтересованного в философском осмыслении многовековой, кровопролитной войны, которая, словно невылекуванный ожог, продолжает тлеть в этом, к сожалению, страдающем регионе.
Израиль, к сожалению, исторически не отличается выдающимися достижениями в области телесериалов, и доминирующим жанром, занимающим значительную долю экранного времени, является тема военных конфликтов. Сериал “Фауда” (на иврите – פאודה‏‎) представляет собой, в некотором смысле, исключение из этой тенденции, поскольку его создание тесно связано с личным опытом его создателя, режиссера Асафа Бернштейна, который, по сути, стал непосредственным участником драматических событий, запечатленных в повествовании. Вместо привычной, зачастую упрощенной, героизации или демонизации, "Фауда" предлагает зрителю погружение в сложный, многогранный мир, где сталкиваются исторические противоречия и глубоко укоренившиеся обиды двух народов – арабов и евреев, веками сосуществовавших на одной территории. Сюжет, о котором я намерен воздержаться от детального изложения, чтобы избежать раскрытия ключевых поворотов, является не просто пересказом исторических фактов, а, скорее, тщательно выстроенной, напряженной драмой, пронизанной неожиданными сюжетными ходами и трагическими развязками. Произведение характеризуется своей продуманностью и вниманием к деталям, заставляет задуматься о тонкостях и сложностях управления сложными системами, где в основе лежит постоянное напряжение между порядком и хаосом. "Фауда" – это исследование постоянной борьбы за контроль над ситуацией, испытание на прочность устойчивости в условиях хронической нестабильности. Несомненно, сериал найдёт отклик у тех, кто заинтересован в глубоком понимании исторической реальности Ближнего Востока, в изучении уникальных вызовов, с которыми сталкиваются народы, вынужденные существовать в состоянии непрекращающейся турбулентности. Это произведение – исследование не только политических и социальных взаимоотношений, но и гуманизма, способности к миротворчеству в условиях, казалось бы, невозможных обстоятельств.