Описание
Рецензии

Сериал Этюды о свободе

Актеры:
Максим Суханов, Максим Виторган, Ирина Вилкова, Юлия Салмина, Ольга Лерман, Филипп Котов, Кирилл Козаков, Мария Лаврова, Любовь Селютина, Елена Михайлова, Сергей Беляев, Станислав Павлов
Режисер:
Владимир Мирзоев
Жанр:
драмы, отечественные, триллеры, фантастические
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
сериал полностью из 3 (19.04.2018)
Рейтинг:
6.58
Новый сериал под названием "Этюды о свободе" представляет собой захватывающее повествование, погружающее зрителя в мрачные перспективы и потенциальные сценарии, которые, возможно, предстоят нашей родине. В основе сюжета – радикально перевернутое общество, переживающее совершенно неординарную, почти бредовую ситуацию. Индивидуальная жизнь, словно утратившая всякую значимость и ценность, практически полностью лишена личного пространства и автономии. В этой реальности царит всеобъемлющая, неусыпная слежка, исключающая любые попытки завуалировать мысли или действия, делая абсолютно невозможным укрыться от всевидящего ока всевластного государства. Идея подобного мира, казалось бы, не должна быть осуществима, отброшена в сторону как абсурд. Однако, если пристально изучить текущую геополитическую ситуацию, проанализировать тенденции и риски, то обнаруживается, что подобная антиутопическая схема, увы, представляется не такой уж и невероятной, как изначально казалось. В центре внимания “Этюдов о свободе” – мучительный выбор, который, вероятно, придется сделать представителям общества будущего, – выбор, определяющий их судьбу и, возможно, траекторию развития всей страны. Сериал ставит перед зрителем сложный вопрос: насколько реально такое, казалось бы, нереалистичное, положение, и способен ли человек сохранить свою человечность в мире, где личная жизнь находится под постоянным и неумолимым контролем?
После просмотра сериала “Этюды о свободе” меня оставил крайне неоднозначный отпечаток, словно сознание пытается свести воедино разрозненные фрагменты. С одной стороны, я был поражен проработанностью некоторых моментов, а с другой – не смог полностью удовлетворить свои ожидания, ощутив, что потенциал истории не был реализован в полной мере. Идея антиутопического общества, безусловно, заслуживает внимания, однако её воплощение страдает от некоторой шаблонности, недостаточной глубины и не всегда логичного завершения повествования. Формат подачи, казалось, был неустойчивым и не всегда соответствовал общей концепции. Присутствие всеобъемлющего надзора, осуществляемого государством, создает крайне тревожную перспективу: мир, где личное пространство исчезает, а человек превращается в пассивного наблюдателя собственной жизни. Возникает вопрос – можно ли называть такое состояние реальностью? Наблюдая за происходящим, не возникает ли ощущение, что сценарий представляет собой некое предостережение, запечатленное на холсте нашей возможной будущей. Первая серия, по праву, выделяется как самая слабая, не вызвавшая у меня особого резонанса. Однако, следует отметить, что последующие две серии демонстрируют значительное улучшение и гораздо большую увлекательность. Сравнивать их сложно, поскольку они обладают различной степенью целостности и глубины. Первая серия, по сути, выполняет роль вводной, знакомит зрителя с миром и завязывает сюжетную линию. Вторая и третья серии, напротив, позволяют взглянуть на события как на законченную историю, со своими героями и особенностями. В них ощущается динамика развития, а отдельные моменты пронизаны напряжением и драматизмом. Особого внимания заслуживает вторая серия. Она представляет собой довольно законченный и впечатляющий эпизод, в котором ключевую роль играет контраст между человеком, стремящимся к творчеству и свободе, и представителями нового общества, отчужденными от индивидуальности и подчиненными общественным нормам. Сцена, где герой, не желая мириться с подобным образом вещей, отказывается от своего мира, где он раньше был, создает мощный эмоциональный эффект. Поражает не только сам факт сопротивления, но и глубина этого сопротивления, осознание того, что личная жизнь – это не просто привилегия, а основа существования. Присутствие в сюжете "богов из машин" – отсылки к технологиям, выступающим в роли институтов власти, добавляют мрачности и предостережения. Наблюдаются ситуации, когда герой, будучи творческим, не собирается мириться с подобным образом вещей, где он раньше был, создает мощный эмоциональный эффект. В этом, как и во всем сериале, ощущается диссонанс между идеалами и реальностью. Вопрос о том, является ли этот мир единым или разными, не ответами. Особый ужас вызывает ощущение бессилия и дегуманизации. Наблюдается, как люди, утратившие способность к критическому мышлению и индивидуальности, принимают безропотно даже самые попраны требования, будто их личная жизнь не имеет ценности. "Безымянные лица", представляющие собой социальную маску, не отражают истинные чувства, в этом и есть самая большая опасность. Несмотря на недостатки, стоит признать, что тема, поднятая в сериале, актуальна и заслуживает внимания. Однако, редакторское вмешательство, наложившее свой отпечаток на сведение частей, привело к тому, что некоторые эпизоды ощущаются недоработанными, а общая структура повествования не всегда гармонична. Особенно заметно это в финальных сериях, где, казалось, авторы, в стремлении завершить историю, прибегают к приемы таким, как «Бог из машины». Более всего, я восхищался второй серией – она полностью сформировалась, получив целостный и впечатляющий вид. В остальных сериях, хотя они и увлекательны, отсутствует та же степень завершенности. Во многом мне удается понять, что авторы не только согласились бы с моей оценкой, но и не обидятся, ведь они профессионалы, но недоработка стоит, как говорится, "недобро". Я бы подчеркнул, что в проекте есть определенный потенциал, но его необходимо максимально раскрыть.