Описание
Рецензии

Сериал Есенин
Актеры:
Сергей Безруков, Александр Михайлов, Олег Табаков, Павел Деревянко, Гоша Куценко, Олег Лопухов, Константин Хабенский, Юлия Пересильд, Максим Лагашкин, Шон Янг
Режисер:
Игорь Зайцев
Жанр:
триллеры, отечественные, драмы, криминальные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 11
(27.07.2010)
Полковник Александр Хлыстов, человек отмеченный некоторой меланхоличностью и склонностью к глубокому анализу, погрузился в весьма необычное и, откровенно говоря, тревожное занятие. Его внимание привлекло неопровержимо шокирующее изображение Сергея Есенина, запечатленное в момент его трагической кончины. Изображение, словно окаменевшее в предсмертной агонии, вызывало в Хлыстове не просто сочувствие, но и острое чувство, что не все так однозначно, как представлялось на первый взгляд.
Не устояв перед искушением проникнуть в суть происшедшего, полковник, руководствуясь исключительно собственным стремлением к истине и не желая довольствоваться поверхностными объяснениями, решил посвятить себя этому делу с исключительной тщательностью. Он методично, словно опытный археолог, начал раскопки в жизни поэта, собирая и анализируя каждый фрагмент его биографии, каждую деталь, каждая упоминание, каждый документ. В его сознании смерть Есенина приобретала все более загадочный и, в некотором смысле, подозрительный характер.
Хлыстов, тщательно изучая ворох архивных документов, связанных с этим резонансным делом, сделал ряд весьма значительных и, по его мнению, весьма правдоподобных выводов, однако оставаться при таком огромном количестве информации и в силу сложности обстоятельств, он не спешил делать каких-либо категоричных заявлений. Он, словно опытный шахматист, методично подходил к разгадке этой сложной и, несомненно, запутанной тайны.
Постепенно, с каждым новым открытием, главный герой все больше ощущал, что ключевая деталь, необходимая для полного понимания случившегося, ускользает от него, как мираж в знойной пустыне. Сможет ли он, в конечном счете, распутать этот клубок противоречий и понять истинную природу трагедии, оставившей столь глубокий след в истории русской литературы? Ответ на этот вопрос еще предстояло найти.
Ворчливый, пронзительный, едва ли не измученный тревогой, кажется, этот фильм, в котором так неоднозначно, так неровно представлены образы великого поэта. Откуда здесь схватки и пьянки, когда вместо этого следовало бы глубже прочесть его душу, понять мотивы, которые подталкивали к трагическому финалу? Это не отклик на гений Есенина, а скорее отражение того, как ему было тесно, скучно, словно он был заточен в собственном страдании. Ему не хватало любви, не хватало простого человеческого тепла, а лишь обломки, жалкие остатки прежнего счастья, как будто его пытались высушить, лишив всего живого.
В этом кино показан не столько сам Есенин, сколько его отражение в глазах других – Троцкий, Блок, Маяковский, Раппорт. Все эти эпизодические персонажи, словно отголоски, призраки, мелькающие в его жизни. Примечательна игра Михайлова в роли Темного Человека, эта противоречивая фигура, эта трагедия. Особенно поражает монолог Раппорт о жене и Дункан: "Вы были женаты на Райхе. Я ожидала. Позже возникла Дункан. Я опять ожидала. В данный момент Августа Миклашевская. Я подожду. Однако если мы с вами такие товарищи, может, вы мне когда-то несомненно поможете? Мне в общем-то тяжко!".
И, конечно, эта бездна сомнений и теорий, эта стая интерпретаций о смерти – убийство или самоубийство? И почему в фильме все так светло, так "разложено", так внушительно? Слишком уж эффектно и детально показана трагедия, чтобы не верилось в обычную биографическую правду. Версии, понятия, доказательства – всё это лишь словесные конструкции, не способные заполнить пустоту, которая так отчетливо читалась в глазах Есенина.
Техническая сторона фильма – срывы, частая смена актеров, режущие монтажные стыки – добавляют напряжения, но операторская служба и оформление титров – это отдельный феномен, особенно поразительно звучит музыка, сменяющаяся пробирающей до костей концовки. Смерть следователя, со смертью Есенина, и надрывная, реальная, словно вырванная из жизни, стихия Троцкого. "Ах ты подонок, делаешь разряд, что ни при чем!". Эти слова, словно ножиком вонзенные в сердце. И хронология погибших, эта тревожная, неразрешимая загадка. Смерть Есенина – это не только завершение его трагической жизни, но и символ упущенных возможностей, утраченных надежд. Смерть, запечатленная в кадре, словно обрывок из картины, не дающий возможности понять, как же всё могло сложиться иначе. И, конечно, не может не возникать вопроса: насколько хорошо нас Рассея сохранила в памяти этот образ трагичного поэта, эта «история с керосиновой лампой на плечах»?..
Я давно, еще в далёком 2005 году, с замиранием сердца ждал выхода этого телесериала. Его транслировали по ведущему каналу, и мне, признаться, тогда он казался чем-то недостижимым, почти легендарным. В тот период я воспринимал Алексея Белушко, воплотившего образ Есенина, как абсолютного кумира – Сашу Белоснежка, а самого поэта я еще не имел возможности лицезреть на экране. Однако, судьба распорядилась иначе, и вскоре в мои руки попал экземпляр с самим телефильмом, который я, честно признаюсь, откладывал, не находя нужного момента для его погружения. И вот, наконец, я, преодолев все отговорки, посмотрел этот сериал.
Просмотр оказался поистине захватывающим! История строится на нескольких взаимосвязанных сюжетных линиях, динамично развивается, не оставляет равнодушным. Актерская игра на высшем уровне – это бесспорно. По моему субъективному восприятию, Алексей Белушко, исполнивший роль Есенина, отлично передал его характер, его внутренний мир. Некоторые критики отмечали, что Белушко вольно интерпретировал образ поэта, и, возможно, не всегда соответствовал исторической реальности. Однако, меня это не смущало, потому что я был вовлечён в атмосферу эпохи. Учитывая, что прошло уже около восьмидесяти лет с момента трагической кончины великого российского поэта, мне стало особенно интересно, как воспринимался этот человек в современном обществе, о котором, по сути, мало кто знает. Несмотря на существование отзывов современников и отдельных сведений о его биографии, настоящей, достоверной летописи, к сожалению, не существует. И не стоит забывать и об художественном вымысле, который, безусловно, добавил истории определённый размер. После просмотра телесериала, я испытывал особую желание узнать, как на самом деле выглядели реальные люди, сыгранные актерами, и с уверенностью могу заявить, что кастинг был исключительно примечательным: артисты на удивительно точно соответствовали своим историческим прототипам.
Несмотря на то, что основной акцент делался на сюжетных недостатках и ошибках в скрипте, многие зрители обратили внимание на неточности в представлении жизни Есенина и работы сценариста Валуцкого. Очевидно, что в процессе создания фильма были помешены ошибки, неточности, повторяющиеся оплошности, и даже некоторые домыслы, основанные на случайных догадках.
Этот телесериал не может быть воспринят как точное, исторически достоверное переложение биографии. Он представляет собой, скорее, исключительно прекрасную, метафорическую притчу о жизни русского поэта. Фильм обладает отличной стилистической оформлением, утончёнными декорациями, профессиональной актерской игрой, умелой режиссурой – осталось только добавить фактическому содержанию, которое было бы полным исторической документированностью. Если бы содержание фильма было основано на тщательно изученных документальных источниках, то это уже был бы не сериал, а полноценный кинофильм.
Особого внимания заслуживает патриотический пафос, пронизывающий весь фильм. Есенин предстает перед зрителем как настоящий русский патриот, что ярко прослеживается в каждой строке его стихов. Я уверен, что этот сериал вызовет и продолжит вызывать оживленный энтузиазм у любого наблюдателя, интересующегося творчеством Есенина и русской поэзии в целом.
Сергей Александрович Есенин – фигура поистине исключительная в русской литературе, лишенный сомнений, наиболее выдающийся поэт, чье творчество навсегда останется в сердцах почитателей рускоязычной поэзии. Несмотря на то, что он избегал прямого обращения к своей Родине, называя ее лишь Русью, этот термин для него заключал в себе гораздо больше, чем просто географическое обозначение.
К сожалению, кинематографическая лента, посвященная его жизни, не получила должного внимания и всеобщего признания, как, возможно, хотелось бы многим поклонникам его таланта. Сейчас в памяти многих зрителей остались лишь фрагменты, словно потерянный след в тумане времени. Телесериал, вышедший на Главном канале в 2005 году, представлял собой односерийную постановку, где каждый день демонстрировалась отдельная серия. И признаться честно, я никогда не испытывал особого трепета перед его творчеством, не являясь при этом фанатом поэзии в целом. Однако, после просмотра этого сериала, я вдруг ощутил возрастающий интерес к жизни этого трагического поэта и к нераскрытым тайнам, окружающим его внезапную и преждевременную кончину. Наверняка, многие, наблюдавшие за развитием событий, считают, что сериал был не до конца оправданным, отметая ряд обстоятельств, которые, по их мнению, не требуют столь детального рассмотрения, и, возможно, не стоит так тщательно исследовать мотивы и действия, приведшие к его гибели.
Особый резонанс вызвала роль Сергея Безрукова, который, как ни странно, относится к числу редчайших представителей профессии, обладающих истинным благородством и искренностью. Он, действительно, один из немногих актеров, чья деятельность подкреплена не только профессионализмом, но и человеческим достоинством. В целом, фильм реализован весьма тщательно и продуманно. В нем одновременно развиваются две сюжетные линии: первая – отражает жизнь и, увы, трагическую гибель поэта в 20-е годы, а вторая – в 80-е годы представляет собой расследование следователя МУРа, полковника Хлыстова, стремясь проникнуть в суть загадки. Эти две линии, взаимодополняя друг друга, добавляют фильму глубины и драматизма, делая его захватывающим и заставляющим задуматься.
Стоит отметить, что в фильме собрана впечатляющая компания талантливых актеров – как представителей старшего поколения, таких как Александр Михайлов, Екатерина Гусева, Сергей Безруков, Владимир Зайцев, Константин Хабенский, так и современных исполнителей, таких как Олег Табаков. Список актеров, в которых можно увидеть, не исчерпан, и это подчеркивает значимость и масштабность проекта. На мой взгляд, этот фильм, в первую очередь, более полно и глубоко раскрывает судьбу величайшего русского поэта XX века – его взлеты и падения, страсти и муки, любви и утраты, жизнь и смерть. Даже если вы не являетесь поклонником его творчества, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с этим фильмом, поскольку он является ярким и достойным представителем современного русского кинематографа, особенно в историческом жанре.
Рекомендуем к просмотру