Описание
Рецензии

Сериал Две зимы и три лета
Актеры:
Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Наталия Вдовина, Антон Хабаров, Глеб Пускепалис, Полина Кутепова, Ирина Латушко, Кирилл Гребенщиков, Ирина Гордина, Тимофей Трибунцев
Режисер:
Теймураз Эсадзе
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
25-26 серия из 26
(31.01.2014)
Рейтинг:


В этом захватывающем многосерийном проекте воссоздается впечатляющий исторический пазл, охватывающий период от сорокового до семидесятого года прошедшего столетия. Повествование, словно гигантская мозаика, собирает воедино судьбы нескольких, переплетенных поколений, чья жизнь, подобно реке, протекала на фоне бурных, переломных событий, ознаменовавших эпоху в истории нашей страны.
В центре повествования – кропотливо воссозданная жизнь жителей уединенной деревушки Пекашино, затерянной в бескрайних просторах северной России. В эпицентр драматического разворачивания событий попадают персонажи, чьи жизни – Анна Пряслина, мать-одиночка, и ее шестеро отпрысков, Анфиса Манина, воплощающая в себе принципы справедливого и ответственного руководства, как председатель колхоза, Евдоким Подзеров – человек, исполнявший важную функцию секретаря райкома, а также Иван Лукашин, вернувшийся с фронта, несущий на себе шрамы войны и пережитый ад.
Основной акцент в этом драматичном полотне делается на глубокую, зачастую болезненную, внутреннюю борьбу героев, их неприятие собственных слабостей и ошибок. Сюжет не только демонстрирует конфликты, возникающие между ними, но и исследует сложные моральные дилеммы, с которыми сталкивается человек в условиях непростой исторической реальности. Зрителей ждет мощный эмоциональный удар, вызванный глубоким осмыслением вопросов нравственности и ответственности, которые, несомненно, заставят задуматься отечественных зрителей. Произведение, без сомнения, станет поистине значимым в контексте отечественного кинематографа, затрагивая вечные темы человеческого бытия.
С сожалением вынужден констатировать, что данный сериал оставил во мне лишь глубокое чувство всепоглощающего уныния и разочарования. Изначальные ожидания, основанные на перспективном замысле и, казалось бы, компетентной команде, оказались совершенно не оправданы. Несмотря на наличие солидных актёрских данных и, в целом, неплохой визуальной составляющей, финальный продукт, к сожалению, подвергся существенным искажениям, кардинально отоходя от первоначальной задумки. Полагаю, проблема кроется в специфике экранизации сложных многотомных произведений, что, к сожалению, нередко приводит к нежелательным отклонениям от оригинала. В нашей стране, увы, история экранизаций кинематографического искусства, как мне кажется, не блещет особой эффективностью.
Я бы с уверенностью отметил, что сценаристы проявили себя недостаточно убедительно, а актёрский ансамбль, вопреки наличию в его составе нескольких именитых исполнителей, вызвал у меня больше разочарования, чем искреннего удивления. Особого внимания заслуживает небрежность, проявленная в построении диалогов – северный говор, призванный создать нужный тон, лишь усилил дисгармонию, деформируя атмосферу сериала до неузнаваемости. Я, признаюсь, с немалым трудом протаскивал свои взгляды сквозь поток бессвязных реплик, надеясь, что в какой-то момент не скрытый сюжет всё же раскроется. Заметить, однако, хотелось, что Тэмо Эсадзе, автор сценария, фактически переработал диалоги, изначально написанные Федором Абрамовым, внеся в них не просто сокращения или адаптации, а полную переинтерпретацию, кардинально изменив первоначальный смысл. В результате, проект предстаёт перед нами совершенно иным. На мой взгляд, было бы мудрее придерживаться изначально заявленной концепции и новых, перспективных взглядов. Зрительское сообщество, к сожалению, мгновенно и беспощадно замечает подобные небрежности.
К тому же, в плане исторической достоверности сериал, увы, оставляет желать лучшего. На мой взгляд, каждый зритель, скрупулезно оценивая изображение, сразу же ощутит искажение, фальшь в воспроизведённых эпохах. Создалось впечатление, что авторы пренебрегли тщательной работой над деталями. И даже смутно оправдывать это небрежное отношение можно лишь визуальными деталями – нелепостью показа эмали на крыльце и подойниках. Это, несомненно, является серьезной ошибкой. Удивительно, что авторы настолько прямолинейно представили свои идеи, что не задумывались о последствиях.
Относительно актёрского состава я уже неоднократно высказывал свои опасения. Однако, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что сценаристы представили нам, к сожалению, совершенно слабый и бессодержательный сюжет, а актёрский состав, в целом, достойный, сыграл, увы, недостаточно убедительно. Актёр, исполнявший роль Егорши, хотя и не был абсолютно плох, ещё и вынужден был воплощать образ второго героя, создавая впечатление искусственности и неправдоподобности. Чудесным бы было, если бы сценаристам удалось подобрать исполнителей, максимально похожих на предложенных персонажей.
Нельзя не отметить и то, что исполнение роли Михаила Пряслина, к сожалению, не удовлетворило ожиданий. К сожалению, отечественный кинематограф в последнее время демонстрирует тенденцию к упадку. Единственное, что можно отметить в позитивном ключе – это потрясающие пейзажи, которые, к счастью, подарила природа. Всё остальное, увы, выглядит весьма слабо и безвкусице.
Окончательная оценка – четыре из десяти. С уверенностью не рекомендую к просмотру!
Потрясающий феномен – я практически не осознавал, как поглощал двадцать три серии, словно в состоянии транса! Меня совершенно не занимала мысль о личности режиссера, ответственного за воплощение этого произведения. Однако, по мере продвижения по сюжету, стало очевидно, что Теймураз Эсадзе, безусловно, обладает колоссальным талантом и сумел вложить в этот сериал не просто историю, а саму его сущность, его глубокую, неуловимую душу. И эта душа, словно прикосновение, ощущается уже с самых первых мгновений повествования – отсутствует нарочитый пафос, гротескный перекос в изображении трагического периода советской истории, к которому нередко прибегают многие создатели подобных проектов. Перед нами – скрупулезно воссозданная повседневность, тягостная реальность жизни в малой северной деревне, пережившей военные и послевоенные годы. Авторы не стремятся навязать зрителю конкретные идеологические установки, а, напротив, предоставляют уникальную возможность для индивидуального осмысления происходящего, побуждая к размышлению. Мы становимся соучастниками сложных решений, принимаемых вместе с уважаемым председателем колхоза Лукашиным и непоколебимым председателем райкома Подрезовым. Стоит ли рисковать собственной судьбой, предоставив людям продовольствие для прокорма и подвергнуться ответственности за “расхищение” государственной собственности, или же стоит, несмотря на мучительные терзания, которые испытывает Подререв, любящий и сострадающий людям, но скованный безжалостным партийным законом, превышающим его человеческую, добрую натуру?
Особое восхищение вызвала музыка, открывающая каждый новый эпизод! Она словно шепот самой России, нежным и проникновенным голосом утончённой певицы, вызывающей невольную тоску по ушедшим временам. Прекрасно передана красота и сила северной породы, а желание сбежать в эту деревню охватывает с головой. Актеры – настоящие профессионалы, демонстрирующие мастерство в каждой, даже самой незначительной роли. Особенно поражает точность воспроизведения северного диалекта, с его характерным оканьем и перестановкой гласных, а также тонкие нюансы, связанные с поеданием звуков. В сериале немало сцен употребления горького спиртного – хотя, признаться, иногда эта деталь кажется несколько преувеличенной.
Тем не менее, это великолепный пример русского кино, вновь и вновь подтверждающий, что русский человек – воплощение неукротимого духа, живущий в постоянном, каждодневном подвиге, заслуживающего более достойного положения в жизни.
Рекомендуем к просмотру