Описание
Рецензии

Сериал Дюна / Dune
Актеры:
Уильям Хёрт, Алек Ньюман, Саския Ривз, П.Х. Мориарти, Иэн МакНис, Мэтт Кислар, Ласло И. Киш, Джанкарло Джаннини, Джули Кокс, Уве Оксенкнехт
Режисер:
Джон Харрисон
Жанр:
приключения, фантастические, фэнтези, драмы
Страна:
США, Германия, Канада, Италия
Вышел:
2000
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 3
(19.07.2010)
Рейтинг:


В кинематографической интерпретации, представленной перед зрителем, разворачиваются события, отброшенные далеко в безграничные просторы грядущего – эпоху, в которой земная цивилизация превратилась в покорного, завороженного объекта, зависимого от существования одного исключительно ценного и загадочного вещества, известного как Специя. Этот артефакт, источник власти и, казалось бы, жизни, был добыт на планетарном объекте, чьё кодовое обозначение – Арракис, но, что особенно важно, этот мир широко известен под альтернативным, более поэтичным названием – Дюна.
История Дюны – это арена ожесточённой борьбы за гегемонию, где первоначально доминирующая позиция принадлежала могущественной и жестокой семье Харконнен. Однако, по воле мудрого и прозорливого императора Коррино, их власть была пресечена, и, в результате тщательно выверенной стратегии, перешла к потомкам рода Атрейдис – семьи, чья судьба была неразрывно связана с этой пустынной, но столь ценной планетой.
Взаимная враждебность между двумя родами достигла апогея, когда последовавшие многочисленные, дерзкие нападения Харконнен привели к трагической гибели почти всего потомства Атрейдисов. Уцелели лишь Джессика, дочь предводителя рода, и её юный сын, Пол Атрейдис – мальчик, чьё будущее, как предсказывали многие, было неразрывно связано с судьбой всей галактики.
Впоследствии, осознав опасности, царящие в этом жестоком мире, Джессика и Пол приняли решение искать убежище и союза с фременами – племенными свободолюбивыми людьми, чья связь с планетой и её тайнами была глубока и вечна. Вскоре после этого, благодаря своему благородству, мудрости и кажущейся нерушимой силе, юный Пол Атрейдис начал обретать статус «Мессии» – предвестника нового порядка, того, кто, по общему мнению, способен взять на себя бремя власти и возродить гармонию в искажённом, раздираемом конфликтами мире.
Мир "Дюны", рожденный гением Фрэнка Герберта, стал своеобразным культурным феноменом, породившей целую вселенную, с законами, сложным калейдоскопом персонажей и драматичной историей, вдохновившей бесчисленное количество творцов. Особо значимым стал и роман Джорджа Лукаса, "Звездные войны", где элементы вселенной "Дюны" нашли свое отражение, что свидетельствует о колоссальном влиянии Герберта на жанр научной фантастики. Первые главы романа Фрэнка Герберта сразу же захватывают воображение, вызывая не просто желание представить увиденное в своей голове, но и увидеть его на экране, в кинематографическом воплощении. "Дюна" отчаянно просит экранизации, буквально требует, чтобы ее историю представили на всеобщему обозрению.
И эта просьба была услышана, хотя и в два этапа. Изначально, экранизацию представил Дэвид Линч, который смело, но весьма эксцентрично, перенес повествование "Дюны" со страниц книги на киноэкран. Безусловно, существуют споры о том, насколько удачным он оказался в этой попытке, какой степени соответствие фильму первоисточнику и насколько персонажи на экране передают сущность своих книжных прототипов. Однако, несомненно, что работа Линча имеет огромное значение для всей мировой фантастики, для зрителей и, что не менее важно, для творцов, которые последуют его примеру. Параллельно, последовал Джон Харрисон, который сдержанно, но уверенно продолжил дело Линча, создав собственную экранизацию.
Его работа представляла собой довольно точное и обстоятельное отражение событий книги, сохраняя целостность повествования и многие детали. Харрисон смог передать не только букву, но и дух "Дюны", раскрыл характеры героев, позволяя зрителю проникнуться их переживаниями и мотивациями. Он смог показать как саму вселенную Арракиса – сухую пустыню, пыльные бури, жаркие дни и холодные ночи, так и мир Гиеди Прайма – мрачный и вечно экологически опасный. Его интерпретация была более доступной для восприятия, не впадая в мистические и философские изыскания.
Перед нами представали не просто действующие лица в рамках повествования, а живые люди, полные чувств, страхов и желаний, чьи жизни, под влиянием обстоятельств, привели их к тому, какими они были в конкретный момент. Герои Харрисовой экранизации, как и в книге, ощущались как настоящие, органичные части вселенной "Дюны".
Впрочем, Линч, не разделяя мнения о необходимости максимальной точной интерпретации, предпочтение отдал созданию атмосферы, не допуская чрезмерного увлечения философскими и мистическими аспектами.
С другой стороны, экранизация Харрисона воспринималась как обстоятельное пересказывание книги создателями фильма, но своими словами.
Однако, как и любой адаптация, экранизация "Дюны" от Джона Харрисона не лишена недостатков. Компьютерная графика местами была выполнена довольно неаккуратно, а некоторые сцены, например, прыжок хайлайнера с орбиты Каладана, выглядели нарочито искусственно. Кроме того, не все эффекты были выполнены безупречно - дым над Арракином после финального боя, техника Шаи-Хулуда и окружающая обстановка не вызывали особого восторга.
Более серьезными проблемами оказались визуальные эффекты, связанные с глазами ибада. В книгах описано, что при постоянном употреблении спайса глаза человека, белки и радужка принимают ровный синий цвет, который слабо светятся в темноте, причем синева тем глубже, чем больше концентрация спайса в организме. В экранизации Харрисона синими были только радужки, но на протяжении всего фильма у обладателей глаз ибада синева не пропадала, как и люминесцентные свойства. В сериале же спайсовые глаза вроде бы и соответствовали глазам ибада из книги, но... Даже когда обладатели глаз ибада смотрели прямо на зрителя, нередко вид их сначала обычный, а через полсекунды уже синий. Когда синеглазые герои как одиночно, так и коллективно не в фокусе, глаза обычного цвета почти всегда, причем нередки ситуации, когда камера фокусируется на одном персонаже из группы, его глаза, хоть и с опозданием, синеют, а глаза остальных остаются обычными. Такая же история со свечением глаз ибада в темноте.
Несмотря на эти недостатки, обе экранизации являются достойными произведениями, особенно если учитывать свое время создания. В целом, сериал достаточно хорошо соответствует первоисточнику. Можно сказать, что сериал, на мой взгляд, должен понравиться как поклонникам научной фантастики и космической оперы, так и любителям сложных и динамичных сюжетов.
«Дюна» Фрэнка Герберта – это поистине монументальное произведение, грандиозный эпос, от которого невозможно остаться равнодушным. Последующие произведения, созданные самим Гербертом, безусловно, сохраняют в себе отголоски первоначальной силы, но, увы, не достигают той эпической мощи и глубины своего предшественника. После смерти великого писателя, наследие «Дюны» продолжилось, однако эти продолжения, к сожалению, представляли собой лишь слабую тень былого величия.
В 1984 году был представлен кинематографический аранжимент этой вселенной, осуществленный талантливым, хоть и весьма своеобразным, режиссёром Дэвидом Линчем. Изначально, прочитав книгу, я испытал глубокое восхищение, однако, увидев экранизацию Линча, испытал скорее умиление от того, что сумел раньше познать оригинальный текст. Этот фильм, без сомнения, принадлежал к той категории, что вызывают ощущение утраченной возможности - возможность окунуться в первозданный источник.
Проходили годы, «Дюну» перечитывал несколько раз, но стремление увидеть любимое произведение в его величественном воплощении на экране продолжало манить, подобно ускользающему отражению в воде. Как известно, в жизни всегда есть что-то, что мы жаждем получить, но, обретая смирение с невозможностью исполнения, мы открываем себя для сюрпризов, которые сама жизнь, порой, преподносит. Жизнь – это, без сомнения, странная и самобытная штука. Хорошие книги, как правило, не теряют своей привлекательности и на экране. И дело здесь не столько в особенностях режиссерской интерпретации, хотя она, безусловно, важна, сколько в том, что, по мнению большинства кинематографистов, успешное произведение само по себе обладает достаточной привлекательностью и способно привлечь зрителя. Мир «Дюны», его запоминающиеся герои, многогранная сюжетная канва – все это должно было увлечь зрителя в кинотеатры. Однако, этот конкретный киноадаптация, к сожалению, не соответствовал заявленным амбициям. Он представлял собой совершенно иной продукт, далекий от первоначального замысла.
Он был отмечен значительной долей неточностей в изложении содержания, а в духе, к сожалению, откровенно отличался от первоисточника. И если бы я не прочитал книгу, я, вероятно, перечитал бы ее лишь после просмотра фильма. Сложно, безусловно, "перевести" столь сложный и многогранный мир фантастической литературы на экран, и здесь, к счастью, этот эксперимент оказался удачным. В этом отношении, творцам фильма, я выражаю свою искреннюю благодарность. Многие считают, что более щедрый бюджет мог бы улучшить качество фильма, но, как известно, сколько экранизаций было превращено в посредственные "блокбастеры" из-за некомпетентного подхода. Стоит, безусловно, и читать, и смотреть, выбирая то, что больше соответствует вашим предпочтениям. Наслаждение можно получить и от книги, и от кинофильма, и, возможно, от этой комбинации.
Арракис – планета, увенчанная безжалостной пустыней, и одновременно – Земля, отложенная во времени, представляющая собой мрачное воплощение будущего. Здесь, среди бескрайних дюн, царит правление колоссальных червей – древних и неукротимых обитателей этой выжженной земли. И лишь фрагмент, едва освоенный человеческой рукой, выступает в качестве оплота, жалкого клочка надежды, куда, под предлогом повышенного влияния и полномочий, но на самом деле – в условия, напоминающие ссылку, прибывает герцог Лито Атрейдес, сопровождаемый своей супругой Джессикой и сыном, Полом. Первоначально их жизнь на Арракисе складывается достаточно благоприятно, однако, вскоре, эта хрупкая гармония будет разорвана с жестокостью. Бесстрашный и абсолютно безжалостный клан Харконненов, воплощающий собой жестокость и коварство, без колебаний обрушит могущество Дома Атрейдес с лица Дюны, нанеся удар, который навсегда изменит ход событий. На языке местных племен, юного Пола прозвали Муад`Дибом – именем, несущим в себе зловещее предзнаменование. Впоследствии, имя это приобрело ещё одно значение – Квисатц Хадерахом, символизируя его будущую роль как лидера сопротивления и, по сути, настоящего мессианского воплощения.
Произведение Фрэнка Герберта, монументальный роман «Дюна», представляло собой задачу, требующую от экранизаторов поистине невероятного мастерства. Первая попытка, осуществленная Дэви David Lynch в 1984 году, вылилась в совершенно отдаленное от первоисточника зрелище, больше напоминающее безумный калейдоскоп, чем тщательно перенесенное на экран повествование. Три серии, исполненные Алеком Ньюманом, с ним же, удалось приблизиться к духу оригинального произведения, хотя и не избежали определенных отклонений. Созданный им образ юного Муад`Диба, его стремительное становление и эволюция демонстрировались с поразительной проницательностью: вначале зритель видел в нем незрелого, неуверенного юношу, который, постепенно, приобретая опыт и силу, трансформировался в настоящего вождя – лидера, способного противостоять даже самым отчаянным врагам, – а затем, в заключительной части, ему были прибавлена дополнительная, иная сила, чтобы усилить его влияние и подчеркнуть его непоколебимую волю.
Несмотря на то, что в данной экранизации зрителя не порадует использование передовых графических технологий и, порой, ощутимая нищета декораций, вызывающая заметное беспокойство, невозможно игнорировать масштабное влияние, оказанное циклом «Хроники Дюны» на сознание целого поколения. Многие из нас, несомненно, росли, не только впитывая атмосферу и сюжетные повороты оригинальной книги, но и погружаясь в стратегическую глубину Dune II: The Battle for Arrakis – культовой игры, закрепившей за «Дюной» статус легендарной вселенной. Безусловно, найдется бесчисленное количество зрителей, искренне неравнодушных к этому эпическому произведению.
Особенно ценным представляется тот факт, что в этой экранизации авторы, с поразительной точностью, придерживаются кантов оригинального романа, демонстрируя приверженность к источнику. Это, без сомнения, вызывает искреннюю радость у тех, кто знаком с книгой и привык к ее повествованию, ведь столь часто в адаптациях, как бы это ни было продумано, сюжетные линии отклонялись от первоисточника, упуская или значительно искажая ключевые моменты.
Данный сериал, в полной мере, передает неповторимую атмосферу, созданную гением Фрэнка Герберта, и, смело заявляю, будет не только восстребован среди преданных поклонников «Дюны», но и найдет отклик у ценителей жанра научной фантастики в целом. Кроме того, стоит отметить, что вселенная «Дюны» имеет тесные, «растущие корни» в вселенной Warhammer, что открывает широкие возможности для поиска параллелей и углубленного анализа произведений. Это приглашение к познавательному путешествию в глубины одного из самых значимых и многогранных миров фантастики.
Впечатляет, что кинематографисты сумели воплотить на экране повествование практически в полном объеме, опираясь на литературный первоисточник. Несмотря на отдельные, незначительные отклонения от текста, бесспорно, достичь абсолютно точной адаптации, мимикрирующей под оригинал, представляется невыполнимой задачей. Явно ощутим, разумеется, ограниченность финансовых ресурсов, затраченных на создание этой картины – декорации, мягко говоря, не отличаются особой проработанностью и реалистичностью, песок, разложенный словно гигантское покрывало, кажется несколько искусственным. Однако, очевидно, что команда создателей проявила значительную изобретательность и старания, а графика, в целом, представляет собой вполне достойный уровень. Особенно поражает убедительность изображения энторопидов – этих, казалось бы, незначительных, но в контексте всей истории, ключевых существ.
Тем не менее, стоит отметить, что центральным элементом "Дюны" является, безусловно, политика. Именно она, а не религиозные догмы, страстное влечение или хитроумные интриги, диктуют законы и формируют столкновения сил. Фильм демонстрирует поразительно глубокое понимание и тончайшую проработку политических механизмов, таких как алчность, порождающая коррупционные схемы, манипулирование чувствами через ненависть и, разумеется, предательство – всё это представлено на экране во всей своей неприглядной красе. Впрочем, постепенно, по мере развития сюжета, в жизнь героев проникают и другие, более традиционные для жанра элементы: любовь, религиозные верования, и это, несомненно, обогащает повествование.
В заключение, следует констатировать, что "Дюны" является достаточно увлекательным и занимательным зрелищем, несмотря на определенные ограничения, связанные, прежде всего, с бюджетными рамками.
Рекомендуем к просмотру