Описание
Рецензии

Сериал Дороги Анны Фирлинг
Актеры:
Людмила Касаткина, Армен Джигарханян, Эммануил Виторган, Лилита Озолиня, Жанна Балашова, Томас Урб, Тыну Оя, Юрий Катин-Ярцев, Алексей Колосов, Эрменгельд Коновалов
Режисер:
Сергей Колосов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 2
(14.02.2018)
Рейтинг:


Представляем вашему вниманию кинематографическую интерпретацию знаменитой пьесы Бертольта Брехта, погружающую зрителя в бурлящие события семнадцатого столетия. Этот фильм совершает путешествие в самое сердце Германии, в эпоху ожесточенной тридцатилетней войны – времени, когда лишь хаос и разрушение не знала границ.
В центре повествования – трагическая судьба Анны Фирлинг, чье имя, не по своей воле, стало синонимом «Мамаши Кураж». Эта женщина, с невозмутимым достоинством и бесстрашием, бросает вызов безумию войны, посвятив себя крайне важной и, зачастую, рискованной деятельности – снабжению армии. Она неустанно занимается приобретением продовольствия, экипировки и предметов первой необходимости, стремясь обеспечить наших солдат не только пищей и одеждой, но и теплом, отгоняющим леденящий холод войны.
Прозвище «Кураж», данное ей местными жителями, – это символ ее непоколебимой воли к жизни и преданности труду. Несмотря на непрекращающиеся бомбардировки и всеобъемлющие военные действия, она остается неизменно на своем рабочем месте, демонстрируя невероятную стойкость и решительность. Помимо этого, Анна берет на себя заботу о своих дочерях, что еще больше подчеркивает ее материнский инстинкт и стремление к безопасности для своих близких.
Для достижения финансовой стабильности и выживания, она предприняла смелый и отчаянный шаг – организовала обширную торговую сеть, охватывающую всю Германию, а также затрагивающую территории Польши, Моравии и Италии. Ее не склоняли к осторожности ни обилие опасностей, ни нестабильность политической обстановки. Анна понимала, что благополучие ее семьи, а в особенности будущее ее детей, напрямую зависит от размера ее доходов. К сожалению, неожиданное достижение перемирия могло стать роковым ударом для ее прибыльного бизнеса, положенного на риск и упорный труд.
Экранизации, основанные на драматических пьесах, как правило, демонстрируют более тесную и непосредственную связь с оригинальным литературным произведением, чем фильмы, адаптированные из романов. Это обусловлено фундаментальным отличием в природе этих жанров: пьесы, изначально созданные для воплощения на театральной сцене, преимущественно состоят из диалогов и реплик персонажей, не требующих сложных кинематографических интерпретаций или замены утерянного текстового материала.
"Дороги Анны Фирлинг" – советская адаптация знаменитой пьесы Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети", вышедшая в 1985 году, является ярким примером этой тенденции. Режиссеры, стремясь сохранить дух и замысел брехтовского театра, совершили смелый шаг – практически избежав использования декораций. Все повествование разворачивается на фоне бескрайней, каменистой пустыни, лишь в тени небольшой, скромной деревянной кибитки, в которой главная героиня и её спутники совершают свои путешествия по дорогам Германии. Распознаваемая сцена из первого действия, палатка кулинарного повара из второго, а также трактир и другие локации, представлены в фильме в стилизованной, схематичной манере, подчеркивая их лишь как элементы, создающие контекст. Студийная статичность, характеризующаяся почти полным отсутствием динамичных движений в кадре, создает эффект словно актеры, играющие в данном кинокартине, являются не участниками сорокалетней войны, а артистами небольшого, мобильного театрального коллектива, воплощающего на экране события пьесы.
Растянутый на две полуторачасовые серии формат фильма, к счастью, позволил избежать необходимости вносить значительные сокращения или отсекать фрагменты из оригинального текста. Однако, к сожалению, столь продолжительное развитие событий, возможно, оказалось чрезмерно медленным и не совсем адаптированным к современным зрительским предпочтениям.
Брехтовский прием, известный как “verfremdung” – отчуждение, занимал центральное место в пьесе. Эта техника, направленная на дезориентацию читателя и выход за рамки привычного “автоматизма восприятия”, находит свое отражение и в кинематографической интерпретации, оказывая заметное влияние на зрителя.
Оригинальная пьеса щедро насыщена музыкой – песнями персонажей, которые не только раскрывают характеры героев, но и предоставляют зрителю/читателю более глубокое понимание политических и военных реалий того времени, а также отражают настроения и отношение широких масс к происходящему. В экранизации же, песни, вместо органичного вплетания в ткань повествования, выступают как своеобразный, хотя и красивый, но совершенно ненужный придаток, возвращение к сюжету происходит только после завершения музыкальной паузы, прерывая темп повествования.
Наконец, следует отметить выдающуюся игру Людмилы Касаткиной. Наблюдая за ее актерским мастерством, невозможно не проникнуться всей трагичностью жизни ее героини, не ощутить масштаб трагедии войны для всего человечества. Не менее впечатляющими оказались также актерские работы Армена Джигарханяна, Эммануила Виторгана, Лилит Озолини и Жанны Балашовой. Именно благодаря их безупречному таланту, их непревзойденной актерской игре, фильм воспринимается как достойное продолжение классических традиций кинематографа, отдающее дань уважения первоисточнику.
Неожиданно, в ходе моментов рефлексии, мое внимание привлекла эта весьма почтенная кинолента – “Дороги Анны Фирлинг”. Я с уверенностью могу заверить вас, что это, без сомнения, выдающийся творческий проект, заслуживающий вашего пристального и внимательного изучения.
Критические замечания в адрес этого фильма мне, к счастью, не приходят в голову; напротив, достоинства этой работы поражают своим многообразием. Прежде всего, стоит отметить ошеломляющую и безупречно профессиональную актерскую игру, воплощенную талантливыми и опытенными актерами. Фильм пропитан вдохновляющей музыкой, созданной виртуозным композитором Рыбниковым, но в основе всего, разворачивающегося на экране, лежит крепкая классическая литературная база, пьеса Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети". Я лично знакома с этой пьесой и могу с полным убеждением заявить, что она, безусловно, гениальна.
Наблюдая за развитием событий, за происходящим на экране, осознаешь истинный уровень таланта автора, подарившего нам эту поистине выдающуюся картину. Сюжет, представленный в неординарном, авангардном ключе, создает уникальное сочетание. Мы получаем возможность насладиться свежей, современной музыкой, гармонично переплетенной с захватывающими средневековыми пейзажами.
Мы ставим под сомнение, наблюдая за безупречной работой актеров, среди которых блистают такие имена, как Армен Джигарханян, Эмануил Виторган и Лариса Касаткина, а также множество других, не менее талантливых и профессиональных коллег.
Если в вашей душе еще не закрепился негативный отпечаток переизбытка коммерческого кино, и вы стремитесь к подлинному эстетическому наслаждению, то, не сомневаюсь, вам необходимо обязательно ознакомиться с этим фильмом и, безусловно, оценить его по праву. Это произведение искусства, которое, несомненно, оставит глубокий и неизгладимый след в вашей душе.
Рекомендуем к просмотру