• Стандартный
  • Субтитры
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Домина 1 сезон / Domina 1 season

Госпожа
Актеры:
Лиам Каннингэм, Роланд Литрико, Nadia Parkes, Изабелла Росселлини, Касия Смутняк, Алекс Лани, Питер Кэмпион, Бен Бэтт, Алаис Лоусон
Режисер:
Дэвид Эванс, Клэр Маккарти, Дебс Гарднер-Патерсон
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Италия, Великобритания
Вышел:
2021
В самом сердце мрака, последовавшего за трагической кончиной Юлия Цезаря, расцветает история Ливии – женщины, чья судьба, казалось бы, обречена на угасание в объятиях разрухи. Однако, этот роковой поворот оказался лишь отправной точкой для её удивительного пути, ведущего к вершинам власти и утверждению её в качестве одной из самых выдающихся и влиятельных правительниц в обширной истории Римской Империи. Мотив мести, горько-сладкий, будто яд и нектар, терзает её сердце – она жаждет воздать по заслугам за гибель отца, его несправедливую кончину, ставшую катализатором её амбиций. Непреклонно решив обеспечить своим наследникам прочное и достойное будущее на троне, она стремится сохранить величие Рима и его влияние на мировой политической арене, подобно неукротимой силе природы. Тем не менее, овладение властью, столь же сложным, как горный перевал, оказывается лишь первым шагом. Ливия сталкивается с целым лабиринтом коварства и интриг, плетущихся вокруг неё, как паутина. Ее окружает галерея амбициозных личностей – одни завидуют её могуществу, другие пытаются вырвать себе кусок власти, для третьих же становится приоритетной задача – втереться в доверие, чтобы использовать своё положение в корыстных целях. Эта грандиозна-амбициозная семейная сага, разворачивающаяся на фоне масштабных государственных событий, глубоко исследует сложность баланса между личным стремлением к счастью и колоссальной ответственностью, лежащей на плечах правителя, управляющего огромной страной. Эпоха восхождения и деятельности Ливии, как утверждают историки, заслуженно считается самой напряженной, захватывающей и драматичной в оборонной летописи Римской Империи, поразившей воображение последующих поколений и навсегда запечатлевшейся в памяти потомков как пример невероятной силы духа, стратегического гения и неукротимого желания оставить свой след в истории.
«Домина». Не просто обозначение обширного поместья, а, в переносном смысле, эхо слова «Госпожа». Этот проект, в силу своей концепции, – скорее воплощение мечты феминисток, чем очередная телевизионная драма. В центре повествования – калейдоскоп женских персонажей, простиравшихся от высокородных патрицианок, не знающих ни малейшего унижения, до служанок, безоговорочно повторявших устоявшуюся формулу: «Истинно, женщина должна посвятить себя управлению домашним очагом, исполняя волю супруга и обязуясь благословить мир потомством». Этот рефрен, повторяемый с такой навязчивостью, что даже те, кто, казалось бы, мечтал о тихой семейной жизни, не переступая через границы, предписанные мужем, испытывали отвращение к этой примитивной идее. Один из ключевых посылов, в современном языке называемый «месседжем», воплощён в самой сути сериала: «Семейная жизнь – это тяжкий труд!». И, признаться, за этими словами скрывается куда более глубокий смысл. Фильм посвящён жизни и деятельности Ливии Друзиллы – той самой Мамы Императора Тиберия, дающей основания для сравнений с Калигулой, её внучатым племянником. Это история о славном, хотя и весьма неоднозначном, роду Юлиев – Клавдиев, двух самых одиозных римских правителей. О Тиберии написано бесчисленное множество противоречивых трактатов, но главное, что именно при его правлении произошло те события, которые, как мы знаем сегодня, стали определяющими для нашей эпохи. Хотя, стоит заметить, личного вклада в них он не осуществлял. О Калигуле я могла бы говорить часами, однако, в контексте повествования, Ливия представляется, разумеется, положительным персонажем, что, учитывая обстоятельства, не вызывает особого удивления. Ведь она не покладая рук старалась исполнить свою роль, не перечила супругам, и, несмотря на трудности, рожала детей. Проблема заключалась в том, что в Древнем Риме контрацепция была практически недоступна, что, как ни странно, лишь усугубляло ситуацию. Но, несмотря на это, ей предоставлялась свобода действий, возможность плести интриги, устранять конкурентов, менять перспективных мужей на более выигрышных. Авторы сериала не стали тратить время на детальную проработку её образа, представив её, как данность, не требующую подробного анализа или обсуждения. Мол, в те времена так было принято: «Волки живут, по волчьим вытам!». Тем не менее, представляется, что это и есть – «быть женщиной», что, как ни парадоксально, она практически правила Римом, непрестанно направляя недалекого Цезаря, давая ему ценные советы. Нет, я не намерен вступать в полемику, однако, безусловно, она оказывала влияние. Когда её сын Тиберий стал единственным наследником, благодаря, впрочем, загадочным смертям остальных претендентов (в сериале этого, к счастью, не раскрыто), он, в скором времени, осознал своё положение и, воспользовавшись этим, не стал терпеть влияние матери. И хотя началось у них всё очень благополучно, был принят закон, согласно которому высказывания против неё считались государственным преступлением, затем они вместе посетили Форумы, а потом и говорит: «Что-то вы меня, маманя, больную утомляете!». Дальше – больше: завещал закон в Сенате, по которому Ливия должна была стать Mater Patriae («Матерью Отечества»), а потом и вовсе свалил в свою резиденцию на Капри, и злые языки поговаривают, что от Мамки и сбежал. Оставшись в Риме, Маманя не скучала. Поставила памятник роду Юлиев – Клавдиев и выбила своё имя над именем Тиберия. Милейшая женщина. Тиберий на похороны Матушки не приехал, поручил всю организацию церемонии Калигуле, а Сенату запретил воздавать ей какие-либо почести. Вот такая семья! А сериальчик, к слову, атмосферный. Посмотрел с удовольствием, не будь я, когда-то, из-за работы над пьесой «Калигула» настолько погружена в эту тему, я, возможно, даже поверил бы. И всем приятного просмотра, а также благодарность любимому сайту!!!
После завершения просмотра этого сериального полотна остаётся глубокое, почти смутное, чувство неясности, вызванное ощутимым диссонансом. Как будто бы подведён итог фразой, знакомой каждому: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Сам сюжет, повествующий о женщине, оказавшейся втянутой в лабиринт обстоятельств и трансформирующейся в силу личности посредством череды драматических испытаний, представляется довольно прямолинейным и не требующим особых затрат умственных усилий. Однако, именно в попытке режиссёров воссоздать дух эпохи, атмосферу, в которой разворачиваются эти события, и кроется существенная проблема. Основным, пожалуй, и самым ощутимым недостатком данного проекта является, бесспорно, небрежная работа с диалогами. При взгляде на завораживающие визуальные образы, на детальное проработанное изображение обычаев и ритуалов Древнего Рима, создающих впечатление исторического фильма, происходит парадоксальная ситуация: погружение в мир повествования прерывается, как будто бы, внезапным вторжением элементов, характерных для американских подростковых сериалов, где эмоции и переживания персонажей, часто, подпитываются лишь юношеской незрелостью и бунтарским настроением. Этот резкий, неприятный контраст не позволял полностью прочувствовать атмосферу и эпический масштаб истории. Сравнивая этот сериал с такими шедеврами, как «Гладиатор», в котором впечатляет не только история, но и кинематографическая мощь, или тот же «Рим», я ощущаю схожий дискомфорт. В то время как в «Домине» я нахожу, что визуальное сопровождение не соответствует содержанию, возникает аналогичное ощущение – как с человеком, обладающим исключительно привлекательной внешностью. Вы восхищаетесь его/её красотой, но как только начинается разговор, возникает мысль: "Как? Как можно говорить столь примитивно, в таком великолепном облике?". В итоге, я не вижу в дальнейших событиях, в продолжении, какой-либо ценности, и этого, по сути, вполне достаточно. Однако, отмечу, что сериал обладает рядом достоинств: безусловно, великолепная работа с костюмами, историческая достоверность в изображении событий и ритуалов Древнего Рима, а также неплохое, атмосферное музыкальное оформление. Если для вас эти достоинства представляют достаточную причину для просмотра, то, пожалуйста, обращайтесь. Но, пожалуйста, не стоит ожидать от этого сериала той эпической мощи и глубины, что были присущи, например, «Риму». Ведь между подлинной жемчужиной и её лишь отдалённым, неполным отражением существует огромная пропасть, дополненная навязчивым тинейджерским акцентом в репликах и неразвитыми характерами большинства персонажей, которых, по большому сожалению, мы здесь не увидим.
Этот телесериал, к сожалению, страдает от весьма своеобразной и, на мой взгляд, деформирующей интерпретации. Несмотря на наличие заманчивой сюжетной линии, в корне испорчено впечатление от него исключительно молодёжный актёрский ансамбль. Постановка напоминает скорее репетицию школьной театральной студии, где ключевые драматические роли, без сомнения, делегированы юным, но пока ещё не облачённым в опыт, местным талантам. Их артистизм, манеры поведения, даже тонкие нюансы мимики и динамика движений, нередко создают ощущение диссонанса, резко контрастирующего с повествованием и отвлекая от сути. В то время как в исполнении актёров старшего возраста я ощущаю явную разницу в профессиональном уровне, зрелости, накопленном профессиональном опыте – очевидно, что это не "школа", а действительно мастерство. И, откровенно говоря, весьма не хотелось бы, чтобы озвучка, выполненная, скажем, коллективом "Байбако", лишь ещё больше усугубляла недостатки столь неровной, молодой актёрской игры. Хотя сам сюжет, по сути, обладает достоинствами, если вы не являетесь поклонником традиционного, "именного" театрального подхода, где актеры глубоко погружаются в роль, следуя, например, принципам Станиславского, то, возможно, вам не окажутся столь заметными провинности артистических промахов молодого поколения. Единственное, что не может не вызывать вопросов – полное отсутствие способности к воплощению характера персонажа, неразвитая глубина интерпретации, и в конечном итоге – неподдельная недоверчивость.