Описание
Рецензии

Сериал Доброволец

Актеры:
Иван Макаревич, Павел Артемьев, Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Донатас Грудович, Илья Иосифов, Андрей Смоляков, Владислав Лешкевич, Сергей Друзьяк, Руслан Бедляев
Режисер:
Руслан Маликов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 4 (22.07.2013)
Перед вами – завораживающий кинематографический опыт, представляющий собой фильм под названием «Доброволец». В центре повествования – судьба юноши по имени Тир, чья жизнь предстает перед сложным ребром выбора, определяющим дальнейший ход его существования. Он вынужден рассмотреть несколько, казалось бы, диаметрально противоположных путей: возможность погружения в криминальный мир, оседлать волну денежной выгоды, связанную с торговой деятельностью, либо посвятить себя систематической работе в рамках корпоративной структуры, наконец, – предопределённый путь обучения и интеллектуального развития в академической среде. Однако, на горизонте появляется фигура, радикально отличающаяся от всего вышеперечисленного. Тир, молодой энтузиаст уличного искусства, одержим поиском таинственного и почти мифического художника-граффитиста, известного лишь как "Питона". Этот загадочный мастер славится своими замысловатыми, словно вырванными из сказки, и зачастую, ошеломляюще сложными произведениями своего художественного искусства. Тир полон решимости не только идентифицировать его, но и установить с ним дружеские отношения, не столько для получения практической выгоды, сколько с целью перенять от него, по его мнению, особую, почти магическую силу, присущую его уникальному стилю письма, а также, возможно, получить благосклонное покровительство от этого влиятельного, скрытого за маской личности, известного как "мистер Х". Позвольте подчеркнуть, что разум Тира, молодого человека, погружённого в этот поиски, кишит сложными размышлениями и противоречивыми идеями, которые предвещают ему путь, неизбежно отмеченный трудностями, испытаниями и, возможно, даже драматическими поворотами судьбы. Этот фильм – не просто история о поисках, он – исследование человеческой воли, выбора, ответственности и, в конечном счёте, смысла жизни.
В центре внимания – «Доброволец» – кинематографический эксперимент, бросающий вызов традиционным канонам и, кажется, искренне стремящийся к поиску глубоких смыслов. Этот проект, безусловно, отличается от привычного потока отечественного кино, где, к сожалению, нередко превалируют формальные аспекты над содержанием, а коммодальность берет верх над художественным поиском. Создатели «Добровольца» не пытаются удовлетворить массовый спрос, а, напротив, вызывают к размышлению, бросают вызов устоявшимся представлениям о реальности. Фильм представляет собой сложный, многослойный нарратив, затрагивающий фундаментальные вопросы о свободе, ответственности и месте человека в современном мире. Его особенность – не в красочной картинке или зрелищных экшенах, а в глубокой, философской проблематике, которая, как ни странно, находит отклик в душе зрителя, заставляя его столкнуться с давно знакомыми, но не всегда осознанными вопросами. История юноши, вынужденного столкнуться с судьбоносным выбором, становится метафорой выбора каждого из нас – выбора между компромиссом и принципами, между общепринятым и личным, между комфортом и истиной. «Доброволец» не предлагает однозначных ответов, а скорее, ставит под сомнение готовые решения, побуждает к самостоятельному размышлению. Он вызывает ощущение, что мы, зрители, становимся соучастниками в этом сложнейшем процессе выбора, погружаясь в тему свободы, и в то же время, как бы подводить к финальной развязке. Особое значение имеет то, что фильм позволяет ощутить эту "перезагрузку". Актерская игра также заслуживает внимания. Иван Макаревич, в роли Тира, воплотил образ искреннего, немного наивного подростка, стремящегося к самовыражению. Шторм, сыгранный Ильей Иосифовым, – этолокаторность, энергия, неиссякаемая жажда жизни и творчества. Павел Артемьев проявил себя как интересный, сложный персонаж, в котором можно найти отражение собственных внутренних противоречий. Однако, нельзя не отметить, что некоторые роли показались несколько схематичными, а финал — смазанным и не до конца проработанным. Музыкальное сопровождение фильма, по словам многих зрителей, является одним из его главных достоинств – оно дополняет картину, усиливает эмоциональный эффект и, безусловно, способствует погружению в атмосферу происходящего. «Доброволец» – это кино для тех, кто не боится сложных вопросов, кто готов к диалогу с собой, кто не ищет готовых решений, а предпочитает самостоятельно искать ответы. Это не развлекательный фильм, это кино, которое бросает вызов, заставляет думать и, возможно, немного пересмотреть свои взгляды на жизнь. Это, в конечном счете, не просто фильм, а скорее, зеркало, отражающее наши собственные сомнения, страхи и надежды.
Не стану утверждать, что я являюсь ярым последователем отечественного кинематографического ландшафта, особенно когда речь заходит о сериалах, однако этот проект, несомненно, оказал на меня значительное воздействие, заставив погрузиться в его атмосферу. На фоне череды многочисленных, зачастую не отличающихся особой глубиной и оригинальностью проектов, “Доброволец” сумел поразить меня своей продуманностью и мастерством исполнения. Безусловно, не стоит приписывать ему статус масштабной, эпической картины, однако он безусловно заслуживает внимания в качестве достойного и интересного произведения. Именно в нем проявляется нечто особенное – замысловатый сюжет, пронизанный глубокими философскими размышлениями. Зрителя не просто увлекает история о графитчиках, столкнувшихся с нелегким жизненным выбором, а погружается в более сложные и актуальные вопросы – о свободе, равенстве, чести, справедливости, о природе власти и о взаимоотношениях человека с системой. Размышляет зритель над вопросом: появятся ли, в конечном итоге, в рамках этой системы, те долгожданные, желанные оковы, или же герой, в конечном итоге, оказывается именно там, к чему стремится, а реальность предлагает совершенно иной путь? Здесь предстает актуальная проблема выбора приоритетов, определение жизненного пути. Главный герой, по сути, учится открывать глаза, видеть мир таким, какой он есть на самом деле. В этом непростом, многослойном фильме перед нами предстают блестящие, талантливые актеры – настоящие мастера своего дела. Особенно хочется отметить игру Ивана Макаревича, который воплотил своего персонажа настолько убедительно и органично, что без иронии можно сказать – это настоящее перевоплощение! Ему удалось поразительно точно подобрать роль полунеформального парня с криминальными амбициями, что, как ни странно, добавляет его образу живости и правдоподобия. За героем, безусловно, следить одно удовольствие – наблюдать за его эволюцией, за его внутренним развитием, в котором часто прослеживаются черты самого актера. В подобных персонажах зрители, несомненно, находят себя, их собственные ценности и стремления. А потрясающий голос Ивана Макаревича, как отдельное дополнение, просто завораживает. Не менее впечатляющим оказался и образ, созданный Ильей Иосифовым в роли «Шторма». Это талантливый, искренний и по-настоящему честный актер с открытой, душевной натурой и неугасимым творческим пылом. Его действия не диктуются чьими-то навязанными правилами, а являются результатом собственного выбора, несмотря на то, что он, как элемент этой системы, не может полностью от неё отделиться. Павел Артемьев, безусловно, создал для себя новый, интересный образ, но, на мой взгляд, его роль остается неполной – в нем ощущается некая неразвернутость. К тому же, многие вопросы, касающиеся развития сюжета, остаются неосвещенными, и не стоит ожидать от отечественного кино абсолютной, беспрогрессивной ясности. К сожалению, финал истории показался мне не самым удачным. Образ Саши, воплощенный Светланой Левичевой, получился несколько искусственным, несоответствующим общей картине. Роль, как мне кажется, не до конца раскрыта. Однако, не стоит винить в этом актеров – развязка, увы, оказалась недостаточно проработанной, скомканной. Тем не менее, к положительным моментам добавляется великолепная музыка, запечатлевшаяся в памяти надолго, и которая, как и весь сериал, цепляет за душу. В целом, фильм, несомненно, вызывает разделенные чувства – он, как правило, выполнен в очень хорошем стиле, благодаря красивым, впечатляющим кадрам, но является, скорее, фильмом на любителя.
Оценивая этот кинематографический проект, мне представляется необходимым начать с некоторой оговорки. С самого начала просмотра усматриваются признаки того, будто над проектом работали люди, лишенные достаточного опыта и глубокого понимания тонкостей искусства кинопроизводства. Действительно, совокупность мелких, но крайне заметных неточностей, промахов в визуальном оформлении, существенных ошибок в композиции сцен, несоблюдения правил освещения и углов съемки, создает впечатление, что картину создавали не профессионалы. Хотя, возможно, рационализировать подобное, упуская в сторону значимости этих деталей для восприятия зрителя, не совсем корректно, поскольку, в конечном счете, эта сборная солянка и порождает общее ощущение дефекта. Однако, не стоит ограничиваться лишь критикой. В этом проекте, к счастью, обнаружено немало достоинств, заслуживающих внимания. Можно долго рассуждать о качестве операторской работы, о мастерстве исполнителей, о тщательно продуманных ракурсах, декорациях и общих визуальных решениях. Признаться, отечественные малобюджетные ленты, как правило, не отличаются выдающимися достижениями в плане качества и оригинальности сюжета. Тем не менее, я посмотрел этот фильм от начала и до конца, не отрываясь, и должен признать, что, несмотря на отсутствие мгновенного погружения, постепенно история приобретает захватывающий характер. Фильм, несомненно, имеет свой целевой зритель, для которого он создан, не стоит ожидать от него феерии зрелищ. Сюжет, в сочетании с центральной фигурой, предлагает интересную, пусть и не лишенную некоторой гиперболизации, историю. Представлены яркие образы – от энергичного молодого человека, воспитанника граффитиста, до любящей девушки, от веселой работы до эксцентричных родственников, от ночных авантюр с школьным приятелем-наркоторговцем до легендарного мастера граффити Питона. Разумеется, дальнейшее развитие событий и их интерпретации было бы бессмысленным, если бы не было возможности самому окунуться в атмосферу происходящего. В первую очередь, я призываю зрителей обратить внимание на эмоциональный спектр, на искренние слова, передаваемые актерами, и на мастерскую работу музыкального сопровождения. Сценарий, несомненно, обладает значительной силой, и я уверен, что он способен затронуть сердца многих. По сути, это приглашение к самопознанию, к глубокому переживанию чувств, к культуре и, в конечном счете, к окультуриванию. Этот фильм – один из немногих представителей отечественного кино, безусловно, заслуживающих пристального внимания.