Описание
Рецензии

Сериал Дети Арбата

Актеры:
Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, Евгения Симонова, Максим Суханов, Инга Оболдина, Даниил Страхов, Ирина Леонова, Зоя Кайдановская, Владимир Симонов, Роман Мадянов
Режисер:
Анатолий Рыбаков, Валентин Черных, Юлия Дамскер
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 16 (27.07.2010)
Рейтинг:
7.76
6.90
Отойдя далеко за горизонт тридцатых, мы оказались в эпицентре грозных, сороковых лет – времени, отмеченного неустанным военным противостоянием. Это был период, сотканный из нелёгких испытаний и, одновременно, ослепительных, героических триумфов, выкованных в жестокой схватке с как явными, так и скрытыми врагами. В этих переломных годах оформилось качественно иное общество, преисполненное энергии и неутомимого стремления к признанию и доброжелательному отношению. Оно, словно наделённое безграничным потенциалом, неустанно трудилось, вкладывая все свои силы в созидание, и искренне жаждало обрести счастье, ощутить полноту жизни. Однако, на данный момент, эта заветная возможность, даровать себя кому-то, полностью раствориться в объятиях любимого, ощутить верность и преданность избранному, ещё не воплотилась в реальность – оставаясь лишь отголоском будущего, призраком надежды.
Оценивать экранизации, словно пытаясь вытянуть абсолютную истину из литературного первоисточника, – это, пожалуй, фундаментальная ошибка. Веками, кажется, у нас глубоко укоренилось представление, что кинематографическая адаптация неизменно должна быть зеркальным отражением книги, послужившей ее основой. Однако, кино – это, прежде всего, самодостаточный творческий импульс, импульс, свободен от любых обязательств перед предшествующим литературным произведением. Поэтому, столь настойчивые попытки выстраивать параллели между трилогией и работой режиссера – это, на мой взгляд, лишь бессмысленное расходование времени. Именно в фильме "Это не я" я впервые по-настоящему осознала феноменальную игру Чулпан Хаматовой. Её воплощение Вари – не просто роль, а будоражащий душу образ, не дававший мне покоя ни на секунду. Девушка, отличавшаяся столь непокорным, даже бунтарским духом, с непостижимым смехом, разрывая тишину и отчаяние окружающих, завораживала и вызывала ощущение, будто она – героиня эпохи, хранительница ускользающей истины, раскрытой лишь через призму кинематографического произведения. Варя, постоянно противопоставлявшая себя обстоятельствам, казалась неуязвимой, словно все эти аресты, расстрелы, ссылки вызывали в ней лишь отвращение. Возможно, именно в этом и заключался один из ключевых смыслов картины – в ее непоколебимой внутренней силе, не подчиняющейся никаким законам и предрассудкам. Ее остроумный юмор, переплетающийся с драматизмом и сарказмом, ее неуемная жажда жизни, страстное стремление любить и танцевать – всё это захватывало с самого начала и не отпускало даже по окончании просмотра. Словно по невидимым проводам, фильм мгновенно передавал эту энергию созерцателю, заряжая его волей к жизни. Подобная трансформация была особенно очевидна в образе Саши, столь наивно мечтавшего о "нормальной жизни обычного русского человека", которую система, с жестокой бесчувственностью, вытёрла из его сознания. Эта мечта, как и все, превратилась в пепел, рассеянный по всей огромной территории Советского Союза. А эвенский осколок, который, возможно, и помог юному парню не погибнуть, не скрыться навсегда, сохранить волю и веру во что-то настоящее, во что-то искреннее. Александр, все еще верящий в свою страну, в свою партию, в свой народ, стал жертвой этой безжалостной машины, этой мясорубки, которая сломала так много жизней. Вопрос о его выживании приобрел особую остроту: кто ему даровал жизнь сейчас? Самая демократичная страна в мире? Где же та истинная правда, та самая "цветок душистых прерий", та половинка метеоритного осколка, словно дробь собственной малеханькой планеты, и та строчка из письма Вари: «Как бы я желала ведать, что ты в данный момент делаешь?» Александр, словно безумный, метался по горнице, вновь проживая этот невыносимый опыт. Нельзя отрицать, что в любом кинофильме преобладают определенные персонажи, что все жизненные истории сплетаются воедино. Однако, невозможно, невыносимо выстраивать их словно сложную мозаику, вплетая все эти нити, все эти лица, все эти взгляды. Пусть они остаются такими же чистыми, нетронутыми, такими же гладкими, как две половины тунгусского осколка, пусть они отпустят в небо всех без исключения солнечных кроликов… Именно в российских кинолентах, в глубоких и честных произведениях, вы сможете найти отражение российской истории и российские доли, которые часто остаются незамеченными.
Фильм Анатолия Рыбакова занимает особое место в моей личной библиотеке любимых произведений. В юности я, зачастую наивно, воспринимала все события, разворачивающиеся вслед за сюжетом, как данность, однако с течением времени и приобретением мудрости осознала, что значительная часть повествования представляет собой творческую интерпретацию, художественную выдумку. Тем не менее, моя глубокая симпатия к роману ничуть не уменьшилась, и я с искренним удовольствием посмотрела экранизацию. Особого внимания заслуживает актерская игра. В первую очередь, Александр Панкратов, воплощенный Евгением Цыгановым, поражает своей режиссурной работой. Рыбаков мастерски вырисовывает образ молодого человека – образованного, рассудительного, обладающего фундаментальными качествами. Неизменная, глубоко заложенная в глазах Цыганова меланхолия органично переплетается с характером Саши, вызывая неподдельную эмпатию. Также отмечу блестящее исполнение ролей Елены Будягиной, Юрия Шарока, Нины Ивановой и Максима Костина – они сумели убедительно раскрыть особенности своих персонажей, передав их индивидуальность и внутренний мир. И, безусловно, хочется выделить прекрасную музыкальную составляющую фильма, которая усиливает эмоциональное воздействие повествования. Однако, несмотря на многие достоинства, в экранизации были и моменты, не до конца удачные. Чулпан Хаматова, играющая роль Вари, не смогла полностью раскрыть этот сложный и противоречивый образ. Несмотря на ее талант, она не сумела донести до зрителя глубину и многогранность Вари – женщины, сочетающей в себе одновременно доброту, некоторую грубость, чувство ответственности за недалеких, и, в конечном счете, безумие, которое является ключевым элементом ее характера. Нельзя не отметить и игру Зои Кайдановской в роли Вики. Понимаю, что актриса – дочь известных деятелей культуры, и обладательница хороших материнских качеств, однако для данной роли она, увы, оказалась не столь подходящей. Ее исполнение в целом, как мне кажется, лишено той великосветской легкости и ироничности, которая была бы необходима для создания убедительного образа. И, пожалуй, самым значимым, с точки зрения повествования, является абсурдность и трагизм отношений между Сашей и Варей. Сюжет книги, после их одной танцевальной ночи в ресторане «Канатик», подразумевает, что они больше никогда не встретятся. Их первое свидание, как ни странно, так и не состоялось. Эта, казалось бы, незначительная деталь, является основой всей их невозможной любви, наполненной недосказанностью и трагедией. Несмотря на мое понимание того, что адаптация литературного произведения – всегда сложный и зачастую деликатный процесс, я считаю, что режиссер должен проявлять огромное уважение к первоисточнику, максимально точно передавая его дух и намерения автора.
Этот телесериал, без сомнения, представляет собой наиболее проникновенное и захватывающее повествование о переломном периоде истории, о героическом противостоянии, о всепоглощающей, возвышенной и искренней любви, столь нерушимой, что лишь смерть, трагический финал, могла прервать её вечное течение. На протяжении всего сериала зритель созерцает непростой и изнурительный поиск двух сердец, стремящихся создать своё уютное и гармоничное пристанище, ощутить истинное, неподдельное блаженство. Однако, к глубочайшему сожалению, политическая борьба, предержащая власть, отрезает им возможность сосуществовать в одном пространстве, в одной жизни, подчеркивая неумолимость обстоятельств и безысходность ситуации. В финальной, последней серии, невозможно сдержать прилив горьких, щемящих слез – чувство глубокой утраты, осознание трагичности нереализованных возможностей, недостижимого счастья, переполняет зрителя, заставляя погрузиться в меланхолию и сочувствие к героям, чья судьба стала воплощением невосполнимой потери.