Описание
Рецензии

Сериал Благие намерения / Den goda viljan

The Best Intentions
Актеры:
Самуэль Фрёлер, Пернилла Аугуст, Макс фон Сюдов, Гита Нёрбю, Леннарт Юльстрём, Мона Мальм, Лена Эндре, Кеве Эльм, Бьёрн Чьелльман, Бёрье Альстедт
Режисер:
Билле Аугуст
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Швеция, Дания, Германия, Финляндия, Франция, Великобритания, Италия, Норвегия, Исландия
Вышел:
1992
Добавлено:
сериал полностью из 20 (17.04.2013)
Рейтинг:
7.33
7.70
В кинематографе существуют, пожалуй, редчайшие произведения, обладающие способностью перестраивать восприятие времени, погружая зрителя в альтернативную реальность, будто меняя его внутренний темп жизни. Одним из таких шедевров, пленяющих своей неповторимой, почти мистической, атмосферой, является картина Ингмара Бергмана – “Благие намерения”. В 88-м году, после своего объявленного ухода из мира кино и сосредоточения на новых творческих горизонтах в области литературы и театра, Бергман, вдохновлённый воспоминаниями о жизни своих родителей, обратил свой роман, написанный в 88-м, в экранизацию. Режиссёру Биллу Аугусту, чьё имя в то время гремело на весь мир после ослепительных триумфов в лице “Пелле – завоеватель” на престижных кинофестивалях в Оскаре и Каннах, был поручен этот сложный, многослойный проект. Для создания фильма был выбран формат мини-сериала, что обусловлено значительным интересом со стороны нескольких европейских телекомпаний. Полнометражная киноверсия картины, обладающая колоссальным масштабом и глубиной, была впервые представлена публике в 1992 году на престижном Каннском кинофестивале и, как ни странно, завоевала самую высокую награду – “Золотую пальмовую ветвь”. Сюжет разворачивается на рубеже ХХ века, в эпоху перемен и надежд, а действие романа берет начало с того, что юный Хенрик Бергман, увлечённый стремлением к духовному познанию, взял кредит и поступил на богословский факультет. Благодаря знакомству с другом семьи – представителем влиятельной аристократической династии – он познакомился с Анной, энергичной и волевой девушкой, полной жизни. Хенрик был поражен её непримиримостью и неординарностью, и вскоре влюбился в неё, однако их отношения сталкиваются с сопротивлением влиятельной матери Анны, а также с обязательствами, связанными с его помолвкой с Фридой, работающей в качестве официантки. Роман захватывает нас в водоворот неожиданных обстоятельств, непредсказуемых поворотов судеб и, конечно же, тонких, нераскрытых чувств, заставляя задуматься о вечных вопросах любви, долга и выбора.
Этот мини-сериал, состоящий из четырех эпизодов, “Благие намерения” (Den goda viljan, 1991), под режиссерским руководством Билле Аугуста и сценарии Ингмара Бергмана, представляет собой глубоко личную и в то же время многослойную историю, во многом вдохновленную жизнью самого Бергмана и его семьи. В центре повествования – Хенрик Бергман (Самуэль Фрёлер), молодой богослов, чья жизнь, на первый взгляд, полна противоречий. Он учится в богословском факультете, но его мать, страдающая от тяжелой болезни и финансовой нужды, вырабатывает для него амбициозный план – стать священником. Ее отчаянные попытки выжить – уборка, уроки музыки – лишь подчеркивают егоственную, почти аристократическую гордость. Хенрик, обладающий холодным, расчетливым характером, открывает себя для неожиданных проявлений. Он отвергает предложение покойного деда, несмотря на ее великодушие, и проявляет непримиримость к прошению о помощи. Его стеснительность и склонность к эгоизму вскрываются в неловких диалогах и напряженных ситуациях, особенно во время обеда в семье Эрнста (Бьёрн Чьелльман), где он чувствует себя чужим и не в своей тарелке. В этой семье, окруженной богатством и приличиями, он сталкивается с очаровательной Анной (Пернилла Аугуст), сестрой Эрнста, и с ее отцом Йоханом (Макс фон Сюдов), стареющим, болезненным и властным человеком, который, по всей видимости, удерживает семью в жестком контроле. Особенно враждебным он оказывается для молодой и амбициозной Карин (Гита Нёрбю), которая, по иронии судьбы, сразу же уловила холодность Хенрика. Трагическая развязка в жизни Хенрика – рукоположение в качестве священника, произошедшее, когда его бабушка уже ушла из жизни. Но это не приносит ему облегчения, а лишь подчеркивает его отчужденность. Противоречивые отношения с Анной, переданные ей через письма, и последующее уничтожение этих писем матерью, лишь усугубляют драматизм ситуации. Затем следует череда событий – его назначение в отдаленный северный приход, нежелание Анны отказываться от запланированной роскошной свадьбы в Уппсале, их переезд в эту глушь, где Хенрик обретает определенную удовлетворенность, но и проявляет свою склонность к жесткости, приводя к серьезным ссорам. Его привлечение в Стокгольм, предложение о работе и встреча с королевой – это лишь предлог для ухода Анны, которая, будучи беременной, возвращается к матери. Этот период неразвитых отношений, прерванный рождением их второго сына, Ингмара, закладывает основу для дальнейшего развития сюжета. Различия в мировоззрениях, амбиции и стремления, в итоге, привели к трагическим последствиям. Успех сериала, в частности, признание на Каннском кинофестивале и награда для Перниллы Аугуст, стали настоящим триумфом для всей команды. Безусловно, интерес представляют и актерские решения, их соответствие оригинальным чертам персонажей, а также музыкальное сопровождение, которое, по словам автора, подчеркивает глубину и напряженность повествования. Признавая, что фильм, вероятно, не станет для меня предпочтительным выбором, я не могу не отметить, насколько воссоздана сложная и порой болезненная история семьи Бергмана, подкрепленная мощным актерским составом и мастерским режиссурой.
Фильм «Благие намерения» неизменно вызывает у широкой аудитории ощущение некоторой сдержанности и, откровенно говоря, меланхоличной задумчивости. Тем не менее, для ценителей творчества Ингмара Бергмана и, в частности, скандинавской культуры, картина неизменно приобретает особую ценность, являясь своеобразной, почти ритуальной, данью уважения ее уникальному духу. Повествование, пронизанное духом Швеции начала XX века, органично вплетает в ткань истории элементы ее сложного прошлого, неповторимого мировоззрения и, как ни странно, особых ритмов жизни. В отличие от многих современных кинолент, картина характеризуется обдуманно неспешным темпом, лишенным драматических пауз и нарочитых демонстраций эмоций. Здесь отсутствует любой намек на витиеватые психологические приемы, стремление к сенсационности или вымученной гениальности развязки. Кажется, режиссер, руководствуясь своим видением, не стремялся удивить зрителя, заставить его с головой погрузиться в анализ произведения, размышлять над его скрытыми смыслами. Его единственной целью, по-видимому, было создать правдивый и искренний портрет повседневной жизни простых людей, без прикрас и лицемерных стремлений. Для поклонников творчества Бергмана, тем более учитывая полу-биографический характер фильма, эта работа, неизменно окажется крайне привлекательной. Она представляет собой в значительной степени автобиографию режиссера, проливающую свет на жизнь его родителей и обстоятельства рождения самого Ингмара. Сюжет картины разворачивается на фоне затерянной в глубинах Европы, в Швеции, в начале прошлого столетия, где царит атмосфера спокойствия и консерватизма, лишенная резких скачков событий, жестокости и пороков. В центре внимания – конкретная социальная среда, далекая от политических интриг и экономических расчетов, – исключительно быт и культура шведского народа, его незыблемые принципы и моральные устои. В сущности, фильм – это детальное исследование человеческого быта, его самых простых и фундаментальных проявлений. Сюжет, откровенно говоря, не отличается особой оригинальностью: юная красавица из состоятельной стокгольмской семьи влюбляется в бедного студента, и они стремятся к браку и жизни вдали от родины. Однако, вопреки воле владычицы домашнего очага, девушка все же выходит замуж за юношу, но вскоре возвращается в свой дом, не сумев удержать семейное счастье. В фильме отсутствует явная мораль, однозначное послание. Зрителю предлагается лишь наглядно увидеть, как живет шведский народ, что он ценит и чего добивается. Центральной темой, без сомнения, является тема любви – чистой, искренней, без прикрас и иллюзий. Если и искать в этой экранизации какой-либо вывод, то лишь можно сделать вывод о глубине и силе чувства между двумя людьми, об их нерушимых взаимоотношениях. Прекрасная игра актеров, способная филигранно передать все необходимые и нужные оттенки эмоций, лишь усиливает интерес к фильму. Особенно хочется отметить выдающееся исполнение главной роли Самуэлем Фрёлером, который сумел вовлечь зрителя в ощущение чувственной, тонкой заинтересованности в его персонаже. В целом, картина – это произведение крайне спокойного и сдержанного жанра, лишенное привычных захватывающих сюжетов и гениальных развязок. Она написана скромными и аскетичными манерами, и, безусловно, не всем придется по вкусу скандинавская кинематографическая культура. Признаться, эта работа – скорее для искушенных ценителей, готовых к неспешному и тонкому исследованию человеческих отношений и шведской души.
Этот кинематографический шедевр, словно омут доверия и несломленной веры, погружает зрителя в грядущую эпоху, пронизанную драматизмом и трагическими поворотами судьбы. В его центре – крошечный шведский городок, где, подобно зеркалу, отражаются все ужасы революционного переворота, а отголоски бурных перемен сжимают в своих объятиях человеческие жизни. Картина филигранно демонстрирует, как, стремясь к радикальным преобразованиям, люди могут проявлять неистовое безразличие к моральным принципам, не замечая ни правды, ни справедливости, погружаясь в эгоистичные стремления и лишенные всякого сочувствия. Мы станем свидетелями тяжкого, неустанного труда, ставшего для многих людей краеугольным камнем их благополучия и душевного покоя. В этом киноролике раскрывается сложность и многогранность истинной любви – любви, основанной на глубоком взаимопонимании, бесконечном терпении и непоколебимой человеческой преданности. Диалоги, пронизанные искренностью и раскаянием, вызывают глубокие размышления об уместности и ответственности, особенно в периоды жизненных испытаний. Воспоминания о словах, сказанных на пороге брака, напоминают о важности осознания своих поступков и выбора, который определяет дальнейший ход жизни. "Как мы после того, что друг другу сказали перед свадьбой, сможем жить вместе? Как хорошо, что мы все это сказали." Каждое слово, произнесенное в моменты непонимания и гнева, – от "Подойди и сядь рядом" до "Ты не будешь бить меня снова?", – отражает испытанную необходимость доверия и взаимного уважения, подчеркивая, что в основе любых отношений лежит превыше всего доверие. Доверие здесь становится не просто благословением, а непреходящей силой, превосходящей все остальные чувства. Фильм ставит перед нами сложные дилеммы, требующие глубокого осмысления. Отражая чувство долга, возложенного как на Родину, так и на близких, он заставляет задуматься о приоритетах в жизни. Перед нами возникает вопрос о том, чему следует уделять основное внимание: любовному союзу, благополучию детей, карьерному росту или же, возможно, заботе о будущем всего человечества. "Самое главное – это уметь прощать, уметь прощать самому, а не молиться Богу о прощении", – звучит напоминание о необходимости внутренней душевной гармонии. Несмотря на все предостережения, в фильме проглядывает и тень одиночества и мучительных совести – неизбежные спутники человеческой сути. Именно эта тоска по родной земле, по утраченной гармонии, придает картине особую глубину и эмоциональную силу. Фильм предостерегает от принятия на веру любых слова, произнесенных в порыве страстей или эмоций, напоминая о том, что за каждой словесной конструкцией должен стоять глубокий мысл, искренние намерения. Возможно, даже самые непростительные слова не наносят существенной обиды, если за ними скрываются высокие помыслы и благие намерения. Погрузитесь в этот кинематографический опыт, позвольте ему переполнить вашу душу, и вы обязательно откроете для себя нечто гораздо более глубокое и значимое, чем просто фильм.
Данная кинематографическая работа представляет собой особенную ценность для ценителей скандинавского кинематографического наследия, в частности, для последователей творческого пути великого Ингмара Бергмана. Фильм, созданный по сценарию самого Бергмана, представляет собой глубокое, интимное повествование, посвященное жизни его предков, а также раскрывающее обстоятельства возникновения гения в его душе. «Благие намерения» – это, без сомнения, медитативный и умиротворяющий фильм, характеризующийся особой, столь характерной для скандинавского кинематографа, манерой изложения, отличающейся неспешностью и лиризмом. Отсутствие бурных страстей, захватывающих героев, и всеобщая созерцательность не исключают возможности фильма глубоко увлечь и вовлечь зрителя в его повествование. В центре внимания картины – судьбы людей, обитавших на отдаленных, почти безлюдных окраинах Швеции, на заре XX века. Авторы не стремятся к карикатурному изображению человеческих слабостей или к резкому осуждению социальных несправедливостей – их задача заключается в описании судьбы юной, принадлежащей к аристократическому кругу, девушки, влюбленной в молодого пастора. Несмотря на категорическое неприятие со стороны её матери, она, преодолевая все препятствия, выходит за него замуж. И хотя она не достигает полной приверженности супружеским обязанностям, в «Благих намерениях» это, безусловно, не является главным фокусом повествования. Наиболее существенным достоинством картины является возможность для зрителя обрести душевный покой, отвлечься от бешеного ритма современной киноиндустрии, наполненной зрелищными боевиками и фильмами, где персонажи находятся под властью шекспировских страстей. Благодаря виртуозному сценарию, безупречной работе режиссера и оператора, а также талантливому исполнению ключевых ролей, фильм гарантированно подарит зрителю ошеломляющий спектр положительных эмоций и останется в памяти надолго, оставляя глубокий след в душе.