• Стандартный
  • Субтитры
Описание
Рецензии

Сериал Декалог / Dekalog

Актеры:
Артур Барчиш, Ольгерд Лукашевич, Оляф Любашенко, Пётр Махалица, Ян Тесаж, Катажина Пивоварчик, Генрих Барановский, Кристина Янда, Александр Бардини, Станислав Гавлик
Режисер:
Кшиштоф Кесьлёвский
Жанр:
драмы
Страна:
Польша, Германия
Вышел:
1989
Добавлено:
сериал полностью из 10 (15.11.2013)
"Декалог" представляет собой не просто кинематографическую интерпретацию, а скорее всеобъемлющий цикл повествований, в центре которых, с невероятной правдоподобностью, может оказаться каждый из нас, каждый зритель, столкнувшийся с загадками человеческого существования. Основанный на фундаментальных десяти заповедях, этот фильм, несмотря на поразительное разнообразие стилистических решений, демонстрирует удивительную константность в своих сюжетных линиях. Истинная суть, пронизывающая все эти истории, заключается в том, что, стремясь с решимостью и упорством разрешить те или иные сложности, которые возникают в повседневной жизни, мы, зачастую, без оглядки, теряем из виду первоначальную, изначально заложенную в нас, цель. Это не просто временное замешательство, а скорее, постепенное заблуждение, ведущее нас в безвыходную, петляющую пропасть. В какой-то момент, осознание происходящего становится ошеломляющим: мы обнаруживаем, что наши усилия превратились в бессмысленное, беспорядочное движение – как будто мы бежим на месте, впустую тратя драгоценное время и энергию. Неосуществленные задачи и упорство в их решении затягивают в сложный, запутанный лабиринт, лишая возможности увидеть глобальную картину. Однако, именно в этих самых критических, кажущихся безвыходными ситуациях, благодаря внезапно пережитому потрясению, вызванному определенными жизненными обстоятельствами и событиями, человек обретает возможность переоценить свои приоритеты и, вновь обретя веру в себя и свою первоначальную мечту, возобновить своё движение к своей главной, определяющей цели.
Фильм Кшиштофа Кеслевского, под названием «Декалог», – это сложная, многослойная и глубоко личная работа, сотканная из тесного сотрудничества с его верными соратниками: талантливым сценаристом Кшиштофом Писивичем и выдающимся композитором Збигневом Прейснером. Одной из наиболее striking особенностей этого кинематографического шедевра является, несомненно, филигранный подход режиссера к подбору операторов. Каждый эпизод, казалось бы, ничем не отличающийся от других, воплощался в жизнь рукой исключительно талантливого специалиста, что гарантировало уникальность и неповторимость каждой картины. Пред нами предстает калейдоскоп абсолютно различных историй, населенных убедительно прописанными и многогранными персонажами, что вызывает бурю эмоций и заставляет задуматься над сложными вопросами человеческого бытия. По своей природе, «Декалог» – это произведение, играющее на контрастах, вызывающее непредсказуемые и глубокие переживания. Каждый эпизод, завершенный в пределах пятидесяти минут, оставляет после себя горькое, почти болезненное послевкусие, напоминая о непростой и зачастую трагической судьбе людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах. С первых же кадров зритель ощущает нарастающее напряжение, кровь стынет в жилах, сердце сжимается от предчувствия беды. В условиях столь сильного эмоционального воздействия, многие зрители, подобно мне, перестают обращать внимание на незначительные киноляпы и, что еще более важно, на утонченную, почти символическую религиозную составляющую, пронизывающую весь фильм. С каждым новым просмотром, по мере углубления в мир «Декалога», растет сочувствие к героям, а самоцитаты, изначально вызывавшие удивление, приобретают ироничный и даже трагический оттенок. Даже самые смешные моменты, а также вымышленный голландский парень, не в силах по-настоящему избавить нас от гнетущей душевной тревоги, царящей на протяжении всего фильма. Актерская игра, безусловно, усиливает эффект нагнетания, добавляя глубины и реализма происходящему. Особенно запомнился Януш Гайош, и, несомненно, порадовало появление в кадре Богаслава Линда. Многие другие актеры, созданные мастерами, произвели на меня крайне приятное впечатление, добавляя в общую картину многослойности. При повторном просмотре, начиная с самого начала, открываются новые грани, новые краски, которые ранее, возможно, не удавалось заметить в спешке. Однако, авторы, предусмотрительно и разумно, предпринимают шаг, чтобы высвободить зрителя из этой ошеломляющей и напряженной атмосферы. Умелые и харизматичные актеры Ежи Штура и Збигнева Замаховски, с филигранной точностью и игровым юмором, запечатлены в сценах, высмеивающих некоторые слепые места человеческого понимания. В рамках «Декалога» раскрывается, по сути, десять отдельных повествований, каждое из которых воплощает в жизнь одну из заповедей. Особенное внимание привлекают следующие эпизоды: 01. Не сотвори себе кумира – история о мальчике на катке, где необдуманное поклонение идолу приводит к трагическим последствиям. 02. Не поминай имени господа бога в суе – драматичная драма о дилемме, с которой сталкивается верующий врач, вынужденный выбрать между моральными принципами и требованиями пациентов. 03. Чти субботний день – необычная, как волна, встреча рождественских героев, за которой скрывается остаточное беспокойство и неизгладимые воспоминания. 04. Почитай отца и мать свою – завораживающая история, основанная на запечатанном письме, воссоединяющем одинокую девушку с родителями и заставляющую ее переосмыслить прошлое. 05. Не убий – убийство, в различных формах, является центральной темой эпизода, который, как отмечено, был выпущен под названием "Короткий фильм об убийстве". 06. Почитай пожилых – в полном варианте эпизод под названием "Короткий фильм о любви", описывает подглядывающего пожилого человека, открывающего закрытые миры и оставляющего после себя неизгладимые воспоминания. 07. Не укради – сцена, посвященная молодой матери, которая похищает человека, что показано как уникальная и необычная особенность этого экспоната. 08. Не лжесвидетельствуй – эпизод, напоминающий о последствиях войны, где ложь становится синонимом надежды и поиска правды. 09. Не прелюбодействуй – или Не возжелай жены ближнего – намек на полный вариант эпизода, ранее изданный под названием "Короткий фильм о ревности", которого к жальке, не реализовано. 10. Не возжелай добра ближнего – сюжет о коллекционерах марок, которые не избегают завоевать особняк и очаровывают своих противоположников.
Вольфганг Кеслевский, наконец-то, сумел оставить заметный след в истории мировой кинематографии, посредством своей поразительной художественной интерпретации библейских сюжетов. Создание столь масштабного и многогранного произведения, обретенного признанием в европейских кругах, представляло собой задачу поистине экстраординарную. Французские продюсеры, обеспечившие автору солидный финансовый ресурс, воплотили в жизнь блестящий проект – “Три цвета”, открывший для него двери в мир высоко ценимого искусства. Для человека, сформировавшегося в условиях советской действительности, этот опыт стал настоящим прорывом, кардинальным сдвигом в профессиональной сфере. Огромное количество идей, желающих найти отражение на экране, побуждало Кеслевского к созданию эпического полотна. “Декалог”, состоящий из десяти отдельных новелл, демонстрирующих значительные различия в их содержании и повествовательном курсе, представлял собой амбициозную задачу. Общая стилистическая направленность проекта оказалась неоднозначной, не лишенной колебаний: одни повествовательные фрагменты демонстрировали высочайшее мастерство и глубину, в то время как другие – представляли собой крайне спорные и зачастую затянутые эпизоды. Тем не менее, нельзя не признать, что каждая новелла отличалась неповторимым авторским стилем, оригинальностью и безусловной самобытностью. Произведение, в своей сути, возвращает к запутанным и часто недоступным для понимания интерпретациям, содержащимся в старинных церковных книгах, предлагая свою, простую и ясную, прочтенную версию, объясняющую мотивы, побуждающие человека к нарушению заповедей в конкретных жизненных обстоятельствах. Вместе с пронзительными персонажами мы пытаемся раскрыть причины, заставляющие нас направлять свои действия в неправильном русле, и понять, на что мы готовы пойти в поисках прощения. Как уже отмечалось, повествование развивается плавно, постепенно доводя до сознательного понимания крайне сложной темы. В сравнении с порой затянутыми эпизодическими решениями, использованными в фильмах Мела Гибсона, режиссер Кеслевский проявляет исключительную профессиональную дисциплину, исключая навязывание своему зрителю каких-либо предустановленных суждений, лишь подчеркивая реальное проявление событий. Такой подход, на мой взгляд, заслуживает исключительного уважения. Создание столь сложного и значительного произведения требует не только творческих способностей, но и необычайной внутренней силы. Именно у Вольфганга Кеслевского проявлялась эта мощная, непоколебимая духовность, позволившая автору создать произведение, которое будет долго и жизнеуказово обсуждаться и помниться поколениям. И, к счастью, появляются последователи, подхватывающие это упавшее знамя, хотя у некоторых из них еще недостаточно мастерства, и потенциал очевидно вырастет с продолжающейся практикой. Безусловно, огромную благодарность выражаем Вольфгангу Кеслевскому за “Декалог” – подарок, который оставил в моих восприятии глубокий след, позволив осознать свою духовную связь и осмыслить многое то, что должно было бы познать. С небольшим чувством ностальгии и грусти – это весьма приятно, особенно, учитывая, что есть произведения искусства, способные вызвать такие сильные эмоциональные отклики.
На протяжении многих лет меня неизменно манила возможность погрузиться в серию фильмов Кшиштофа Кесьлевского – "Декалог", созданный в период с 1988 по 1989 год. И наконец, после ряда задержек, я осуществила этот давно желанный просмотр. Стоит отметить, что в состав "Декалога" вошла сокращённая версия, ранее известная как "Короткий фильм о любви", что, несомненно, расширило горизонты восприятия. Подобно знаменитому "Десятисловию", основанному на библейских заповедях, в этих фильмах, без сомнения, прослеживаются многие из их мотивов, хотя и без прямолинейной, назидательной подачи. Впечатления от просмотра оказались исключительно положительными. Фильмы поражают своей отсутствием нарочитой специфики и вычурности, а герои, представленные на экране, – это, прежде всего, обычные люди, не от мира сего. Многие из них, как ни странно, связаны между собой, живут в одном доме, и отдельные сюжетные линии, с поразительной точностью, раскрываются прямо в повествовании, как, например, в восьмом фильме. В других случаях автор использует лишь тонкие намеки или позволяет нам увидеть знакомое лицо – тот самый парень с почты, повторяющийся в разных эпизодах, словно символ неизменности человеческих слабостей. Особое внимание привлекает один малозаметный персонаж, появляющийся во всех фильмах, который неохотно, качая головой, пытается преградить путь героям от их поступков, сохраняя намеком неразрешенность их трагических выборов. Искрой любопытства и размышлений является отсутствие у фильмов официальных названий – они именуются лишь "Декалог 1", "Декалог 2" и т.п., полагая на зрителя ответственность за интерпретацию замысла автора. В центре повествования, разумеется, находятся взаимоотношения между людьми, их поступки, и, конечно, нарушения фундаментальных моральных принципов, вытекающих из "Десятисловий". Несмотря на то, что фильмы, по большому счету, несут в себе глубокую драму, автор не избегает лирических и трагических моментов. Например, история врача, возложившего на себя бремя сохранения жизни ребенка, рожденного от другого мужчины, изначально направленного на благо, приводит к неожиданному и разочаровывающему финалу. Многие эпизоды пронизаны грустью и безысходностью, но последний фильм, обладающий особенно высокой степенью драматизма, вместе с тем, поднимает вопрос о трагикомичности человеческого существования. В целом, фильмы имеют неуклонно реалистичный характер, отражая глубокие и сложные аспекты человеческой природы. С уверенностью могу рекомендовать их к просмотру всем, кто еще не имел возможности познакомиться с этим выдающимся кинематографическим полотном.
Это произведение искусства, обладающее поразительной глубиной и, несомненно, заслуживающим наивысшей оценки. Несмотря на то, что "Декалог" увидел свет две десятилетия назад, он по-прежнему сохраняет свою несомненную значимость, не утратив своей силы воздействия на зрителя. Просматривать эту работу следует с предельной сосредоточенностью, погружаясь в каждую деталь, каждый нюанс, возникающий на экране – это требует истинного, почти медитативного подхода. Всего лишь десять часов повествования, но каждая из них, словно тщательно вырезанный алмаз, вмещает в себя колоссальное содержание, пронизанное глубокими философскими размышлениями. Каждая серия, являясь своеобразным микро-произведением, разворачивает перед нами одну из основополагающих Христовых Заповедей, проецируя её на траекторию жизненных перипетий обычных, кажущихся безымянным людей. Это не просто разыгрывание событий – это своеобразный аллегорический театр, в котором сталкиваются вопросы морали и этики, побуждая к рефлексии. Подобные метафоры и ситуации заставляют зрителя по-новому взглянуть на повседневные решения, подвергая их критическому анализу и побуждая к самоанализу: "Не обманывать, не воровать, не лгать, не свидетельствовать нечестно, не гневствовать, не желать зла другому, не скандалить, не празднословить, не завидовать, не хранить злобу". Каждый эпизод таит в себе некую, до этого скрытую, истину, повторяющуюся в ежедневных речевых привычках, но зачастую игнорируемую. То, что показано на экране, вызывает глубокий, пронизывающий отклик, вызывает болезненную, но необходимую, переоценку собственной жизни и принятых решений. Это опыт, который, как каскад бурных эмоций, требует полного, не обремененного посторонними мыслями, ощущения, чтобы "испить" каждую каплю, довести ситуацию до логического завершения. Следовательно, понимание увиденного, его интерпретация, остается во многом субъективным и индивидуальным. Не удивительно, что многие зрители испытывают затруднения с просмотром даже одного эпизода в день - это вовсе не признак скуки, а скорее свидетельство того, что каждая серия "Декалога" вызывает столь мощные эмоциональные переживания, которые требуют времени и внимания для осмысления и принятия.