Описание
Рецензии

Сериал Дама в очках, с ружьем, в автомобиле

Актеры:
Татьяна Кузнецова, Эммануил Виторган, Мартиньш Вилсонс, Ирина Леонова, Александр Карпов, Юрис Жагарс, Мирдза Мартинсоне, Ольга Дреге, Андрей Чернышов, Андрис Берзиньш
Режисер:
Олег Бабицкий, Юрий Гольдин
Жанр:
детективы, криминальные, отечественные, триллеры
Страна:
Россия
Вышел:
2001
Добавлено:
сериал полностью из 4 (15.08.2013)
Представляем вашему вниманию кинематографическую историю, разворачивающуюся в тени малоэтального европейского поселения, окутанного особой, чуть тревожной атмосферой. Повествование сконцентрировано вокруг судьбы молодой женщины, чья душа неустанно стремилась к воплощению давней, почти мистической мечты – к безмятежному отдыху на лазурном побережье. Однако, по самым непредсказуемым, почти фантастическим стечениям обстоятельств, импульсивное желание осуществить эту заветную цель, она реализует, отправляясь в путь на незнакомом, чужом автомобиле. После этого, ее жизнь становится ареной для череды невероятных, словно вырванных из страниц готической сказки, событий. Это серия неразрешимых загадок, сопровождаемая чередой таинственных встреч, которые кажутся не более чем отголосками сновидений. Поток нелогичных, роковых совпадений, словно нити, сплетаются в запутанный узор, неумолимо приближая молодого героя к грани безумия и расстройства сознания. Отчаянно пытаясь удержать волю к жизни, противостоя этой всепоглощающей, необъяснимой тайне, она предпринимает героические, но порой кажущиеся безнадежными усилия, совершая крошечные, но значимые шаги в поисках ответа, стремясь разоблачить эту странную, почти сверхъестественную мистерию, лежащую в основе ее происходящего.
В центре повествования – загадочная Дани Лонго, женщина, чья жизнь, с ранних лет, определялась суровым жизненным принципом: «Если сам себя не пожалеешь, тебя не пожалеет никто». Её восприятие собственной судьбы было пронизано оттенками сентиментальной нереальности, предвзятостью и стремлением к банальному, даже пошлому, счастью, которое, по её мнению, должно было бы иметь цвет, вкус и шум, подобно морскому бирюзе. Однако, парадоксальным образом, Дани Лонго никогда не видела океана, его необъятной силы и умиротворяющей красоты. Случайное, вынужденное решение начальника, предоставляющее ей возможность не только увидеть море, но и временно переродиться в образе уверенной в себе дамы в затемненных очках, облаченной в дорогую одежду, закладывает началоплёткой с преступным роком. К финальному аккорду ее путешествия Дани Лонго станет женщиной, вооруженной ружьем, воплощением бесстрашия и готовности к противостоянию. При подготовке этого проекта, канал «Культура», под руководством Бабицкого Олега и Гольдина Юрия, сознательно воздержались от воссоздания имманентной романтической атмосферы французского ретро-нарратива шестидесятых – семидесятых годов, предпочтя сконцентрироваться на западноевропейской абстракции, застывшей в современном контексте. Юрий и Лег не стали транслировать этическую неоднозначность поступков героев, приведших к сложившейся ситуации, сведя конфликт к одноцветному дуализму между жертвой и преступником. Сценарий, написанный Евгением Унгардом, несмотря на некоторую ироничность и не до конца раскрытую концепцию, заимствованную из работ Жапризо и его постоянных иллюзий, касающихся «Алисы в Стране Чудес», сохраняет последовательность событий. Образ Дани Лонго, воплощенный Кузнецовой, существенно отличается от взрослого ребенка из книги – храброго сердца которого не позволяло хрупкому телосложению, например, близорукости, погрузить организм в состояние паники. Вместо этого зритель видит “даму”, жаждущую заменить на “бабу”, ушедшую в не меняющийся "черно-белый" мир, где её запечатлели под лучами специальной лампы, и к которой все равно мало кто притрагивается, пусть даже она кажется неплохо выученным и образованным человеком. Четыре часа телевизионного эфира, использованные режиссерами, продемонстрировали талантливость и умение уделить внимание деталям. Фильм получился в духе советских экранизаций зарубежной беллетристики, пользовавшейся особой популярностью в семидесятые годы, - оммаж, в котором прослеживаются черты, напоминающие фильмы тех лет. Большая часть съемок прошла в Прибалтике, где снимались преимущественно прибалтийские актеры, чьи голоса впоследствии были переиграны советскими мастерами. Главные персонажи – исполнители ролей советскими актерами, в фильме есть небольшие отклонения от исходного текста, все немного размыто, и создается впечатление, что картина отсылает к западным образцам, чтобы зрители чувствовали связь с этими идеями. Образ буржуазной дамы Дани Лонго выглядит как провинциальная интеллигентность, воплощенная в деятельности научно-исследовательского института под присмотром высокопоставленного партийного функционера, актера Виторгана Эммануила. Её стиль и манера поведения дополняют рассказ, в котором преобладает иллюзия и сон, что усиливает психоделический эффект. Галлюцинации и душевные экстраполяции главной героини, через воображаемые разговоры с теми людьми, с которыми она встречалась, и эффект «реставрационного» бреда, создают уникальную атмосферу. В конце фильма этот бред становится реальностью, помогая отделить ложь от правды. Если бы наш кинематограф Советского Союза предпринял экранизацию этого романа, скорее всего, она не отличалась бы от работ Бабацкого и Гольдмана. Скорее всего, мелодичная музыкальной дорожка Оскара Бента не появилась бы в фильме самостоятельно. Если провести параллель между нашей постановкой этого фильма и французской – американской классикой для широкого показа, заснятой Анатолием Литваком, то в последней явно проигрывает масштаб и адекватность к роману. Обе картины не дотягивают и вдвое по масштабу. Российские постановщики смогли оправдать сопоставления с одним из лучших психологических детективов в мировой литературе прошлого века.
Моя страсть к произведениям Жан-Пьер Оноре Оноре, без сомнения, подстегнула меня к ознакомлению с экранизацией его шедевра. И то, что я увидел, по праву можно охарактеризовать как весьма приятное и достойное внимания. В целом, фильм производил положительное впечатление, он оказался, как нельзя более подходящим и удовлетворяющим мои ожидания. Особое восхищение вызвало, несомненно, музыкальное сопровождение, которое было филигранно подобрано и мастерски гармонизировано, создавая неповторимую атмосферу и помогая зрителю погрузиться в нужный эмоциональный ландшафт. Мелодии, словно волшебные нити, связывали визуальные образы с чувствами и переживаниями героев. Оценку сыгранных ролей заслуживает Татьяна Кузнецова, сумевшая убедительно воплотить образ Дани Лонго, проявив тонкое мастерство и глубину в интерпретации столь сложного персонажа. Также хочется отметить прекрасный актерский портрет Ивана Чернышева, который с достоинством и выразительностью исполнил роль Филиппа. Однако, не обошлось и без моментов разочарования. Мне показалось, что изображение Аниты не удалось до конца раскрыть её внутренний мир и мотивацию поступков. Созданный образ показался мне несколько отчужденным и неискренним, лишенным той глубины и правдивости, которые, на мой взгляд, должны были присутствовать в интерпретации этого персонажа. Недостаточно было в нём эмоциональной связи с Дани, а неподготовленный зритель, не знакомый с оригинальным текстом, с трудом мог понять причины, приведшие к трагической развязке. Также, оставил желать лучшего впечатление исполнение роли Виторгана-Караева. Хотя он был задуман как голос повествования, продолжительные монотонные речи в финальной части фильма казались мне монолитными и утомительными, не способствуя развитию повествования. Более того, актер не совсем уловил индивидуальные черты и нюансы характера своего персонажа, а его игра, к сожалению, выглядела несколько неестественно. Восприятие образа, казалось, упиралось в грань нервного напряжения, что придавало ему зловещий оттенок. Прекрасной же заслугой оказались визуализации, воплощавшие собой ночные видения и сны Дани. Эти метафоричные картины морской стихии были не только красивыми, но и удивительно своевременными, отражая глубинные переживания и размышления главного героя. Однако, не стоит ожидать от них эстетического наслаждения, особенно в эпизоде, где он взаимодействует с образом усопшего. Дополнительным моментом, не отмеченным в лучшем свете, оказался эпизод с отъезжающим поездом. Простые, но долгие кадры, демонстрирующие лишь механическое отъезжание состава с перрона, не вызвали особого интереса и не добавили динамики повествованию. К счастью, для шофера было предусмотрено, что одни из дверей открыты, что позволило ему оперативно покинуть место происшествия. Несмотря на отдельные недочеты, я все же могу рекомендовать этот фильм своим друзьям, близким и, конечно же, читателям, ознакомившимся с данной рецензией.
Недавно я завершила просмотр этого довольно занимательного мини-сериала под названием «Дама в очках, с ружьем, в автомобиле», и не могу не поделиться своими впечатлениями. Моим первым знакомством с этой историей послужила потрясающая книга, написанная знаменитым Себастьяном Жапризо, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Поэтому, естественным было желание оценить, как кинематографисты воплотили эту захватывающую историю на экране. В центре повествования – персонаж, женщина, чье восприятие мира ограничено монохромной палитрой: она видит лишь оттенки серого, ощущая глубокую тоску по простой, устоявшейся женской гамме счастья. Её существование, словно заперто в рамках обычной офисной рутины, где она неутомимо мечтает о ласковых морских бризах, которые, увы, остаются лишь обрывками грез. И однажды, подобно неожиданному дару, ей предоставляется уникальная возможность осуществить это заветное желание. Этот шанс, возникший благодаря щедрости её наставника, открывает перед ней дверь в неизведанный мир. С оглядкой на художественную литературу, я могу констатировать, что, несмотря на некоторые, пусть и незначительные, отклонения от первоисточника, в целом, этот кинематографический проект оказался весьма достойным. Он напоминает картины кинематографа советской эпохи, однако с заметным акцентом на зарубежные сюжетные ходы и эстетику. Музыкальное сопровождение, несомненно, является одной из ключевых сильных сторон этого мини-сериала. Она безупречно подобрана и гармонично перекликается с происходящими на экране событиями, помогая зрителю погрузиться в атмосферу повествования и настроиться на нужный эмоциональный лад. Актерский ансамбль, в свою очередь, показался мне скрупулезно отобранным. В большинстве своём, актеры безупречно справились со своими ролями, демонстрируя высокий профессионализм и артистизм, заслужив, на мой взгляд, заслуженные девять из десяти. Причина, почему я не поставила десять – некоторые сцены, казалось бы, не до конца раскрыты, и у некоторых актёров, по моему мнению, не удалось полностью передать глубину и сложность характеров. В частности, игра Евгения Каравея показалась мне несколько недостаточно убедительной. Мне не удалось поверить в его предпоказанную склонность к нервному истощению; его образ казался чрезмерно сдержанным и непроницаемым. Несмотря на ряд небольших недочётов, которые, безусловно, присутствуют в этом мини-сериале, их, на мой взгляд, можно легко игнорировать, не отвлекаясь на них слишком сильно. В целом, я смело могу рекомендовать данный проект к просмотру – его я посмотрела и не пожалела. Многое в нём мне понравилось, а его увлекательный сюжет оставил приятное послевкусие.