Описание
Рецензии

Сериал Преступление и наказание (2002) / Crime and Punishment

Актеры:
Джон Симм, Иен МакДермид, Шон Дингуолл, Джеральдин Джеймс, Кейт Эшфилд, Лара Белмонт, Дэвид Хэйг, Кэтрин Картлидж, Филип Джексон, Марк Бентон
Режисер:
Джулиан Джаррольд
Жанр:
драмы, криминальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2002
Добавлено:
2 серия из 2 (20.07.2012)
Адаптация культового романа Федора Михайловича Достоевского, «Преступление и наказание», представляет собой глубокое погружение в психологические терзания человека, раздираемого противоречивыми моральными принципами. Молодой студент, Родион Раскольников, погрязший в нищете и отчаянии, поддается искушению, приводящему его к совершению ужасного преступления. Однако, несмотря на отчаянную попытку примириться с собой, неотступные муки совести, словно ядовитый смог, продолжают терзать его невинную душу, погружая в бездну угрызений. Вскоре, для раскрытия этого страшного преступления, в дело вступает опытный, проницательный сыщик, Порфирий Петрович Лоновников, который, благодаря своей филигранной интуиции и умению вывернуть наизнанку человеческие мотивы, вскоре выходит на след Раскольникова. В этот критический период, когда надежда кажется утраченной, юноша, на удивление ему самому, знакомится с прекрасной и чистой душой Сони Мармеладовой, с которой возникает глубокая, искренняя любовь. Эта встреча, словно лучик света в кромешной тьме, оказывает на Раскольникова преобразующее воздействие, пробуждая в нем не только глубокое чувство, но и неукротимое стремление к покаянию, к искуплению своей вины перед Богом и перед самим собой. Постепенно, через страдания и духовные терзания, он обретает путь к обретению истины и возвращению к жизни, наполненной смыслом и состраданием.
В глубине души я испытываю некую дистанцию к классической литературе, и, признаюсь честно, просмотр этой двойной серии, казалось бы, не представлял для меня особой привлекательности. Однако, виной всему оказался Джон Симм, чья роль стала центральной и, безусловно, наиболее запоминающейся. Несмотря на это, я вынужден признаться, что фильм, на удивление, глубоко проник в мое сознание, вызывая искреннее восхищение – это, пожалуй, единственная экранизация, которую мне посчастливилось увидеть. Осознание, что русские кинематографисты, возможно, не способны достичь столь же совершенной реалистичности, кажется мне, на данный момент, совершенно нереальным. На протяжении всего повествования я неохотно, но убедительно верил в трагедию, разворачивающуюся на экране, в муки совести, в панический страх и неизбывную страдания Раскольникова. Развернуться в деталях в изложении сюжета не требуется, однако, для тех, кто желает более полного понимания, скажу следующее. Повествование разворачивается вокруг судьбы студента Раскольникова, чья жизнь, в значительной степени, была проведжена в тесном кругу семьи, в сельской глуши. Но, стремясь к получению знаний, он переместился в шумный и непредсказуемый Петербург, где начал свою академическую карьеру. Однако, финансовое положение оказалось крайне тяжелым; средства для оплаты учебы были на исходе, а его сестра, отчаянно нуждаясь в деньгах, рассматривала возможность заключения брака с влиятельным, но весьма сомнительным человеком, чтобы облегчить участь брата. Сам же Раскольников, углубляясь в философские размышления, разработал собственную теорию, затрагивающую крайне серьезные вопросы, суть которой заключалась в разграничении человечества на две категории – “твари дрожащие” и “право имеющие”. "Право имеющие” – это индивидуумы, способные, ради достижения личного величия, преступать через жизни других людей, вплоть до совершения чудовищного преступления. Раскольников, к сожалению, поддался этому искушению, выбрав для жертвы старуху-процентщицу, которая являлась собирателем ценностей и различных безделушек у многочисленных горожан. После совершения задуманного, на его душе поселился невыносимый груз вины, он мучился, не зная, каким путем выбраться из этого тупика. Даже осознание возможности признания не приносило облегчения, его останавливал страх перед суровым наказанием, возможно, отправкой в далекую Сибирь или даже смертной казнь. Сочувствие к этому несчастному человеку кажется мне вполне понятным; его душа была разорвана между жаждой немилосердного наказания и страхом перед тюремной неволей. После просмотра фильма, я испытал непреодолимое желание погрузиться в оригинальное произведение классической литературы, однако, просмотр иных экранизий, к сожалению, не вызывает у меня никакого интереса. Я не верю, что когда-либо кто-либо сможет столь же великолепно передать всю гамму эмоций и чувств человека, совершившего столь тяжкое преступление. Ощущение, вызванное этим фильмом, до сих пор преследует меня. Позвольте мне убедить вас – посмотрите его, и вы поймете меня!
Продукция BBC всегда внушала мне неподдельного восхищения – я неизменно ожидал от них высочайшего качества и, что немаловажно, в этом разе мои прогнозы оказались полностью оправданы, как это часто бывает. Британцы, без сомнения, демонстрируют исключительный талант в создании телевизионных проектов, предлагая зрителю не просто адаптацию литературного произведения, а его глубокое, виртуозное воплощение. Создатели, словно заново открыв гений Достоевского, сумели воссоздать его мир, тщательно раскрывая характеры персонажей и исследуя сложную палитру их душевных переживаний. По сути, это был не просто показ романа, а, скорее, его впечатляющая визуализация, «раскрашенная» BBC в мельчайших деталях. Особенно привлекает внимание, начиная с поразительных, детализированных крупных планов, которые, в сочетании с тонкой, интригующей режиссерской задумкой, оказывают мощное, нагнетающее воздействие. Сцены буквально пропитаны атмосферией тревоги и напряжения. Зритель, будто бы, способен ощутить каждое, даже самое незначительное движение, каждый вздох, каждую едва заметную морщинку на лицах героев. Наблюдение за Раскольниковым в его бреду, затерянным в безумии, вызывает чувство, будто присутствуешь рядом, ощущая жар его горячего дыхания. Камера не просто следует за героем, она становится его продолжением, создавая иллюзию живой, пульсирующей, динамичной картины, в которой каждый кадр дышит жизнью. В изображении города также царит неповторимая атмосфера. Этот Петербург, предложенный BBC, – это совсем не тот, к которому привыкли в обычных исторических романах. Это мрачный, затхлый, пропитанный пылью, грязный, обремененный неочищенными помоями город, населенный разношерстной, отчаянной толпой несчастных, потерянных людей, в той или иной степени обреченных на страдание и одиночество. Этот город – отражение внутреннего мира героев, их отчужденности и духовного кризиса. Звуковое сопровождение фильма представляется поистине монументальным, непревзойденно гармонизирующимся с визуальной составляющей. Оно усиливает эффект погружения, формирует гнетущую, тревожную атмосферу, подчеркивая психологический напряжение, свойственный произведению. Собственно, нет необходимости в дальнейшем излагать впечатления от просмотра, опираясь на чужие комментарии и оценки. Лучший способ сформировать свой собственный, независимый взгляд на эту кинокартину – это отдать себя чистому, непосредственному восприятию, не допуская ни малейшего влияния внешней информации.
Посыл, исходящий от команды BBC, заслуживает искренней похвалы! Созданные ими интерьерные решения и общая визуальная концепция произвели поистине ошеломляющий эффект. А уж какой состав исполнителей они сумели собрать в этом поистине чудесном пространстве – это вопрос, вызывающий одновременно восхищение и определенное беспокойство. Населяют ли они этот мир, или же скорее обречены на мучительное, но, несомненно, атмосферное существование, вызывающее физическую боль и, в некоторых моментах, граничащее с ужасом? Диалоги, развернутые между Порфирием и Раскольниковым, словно гипнотизируют, не давая оторваться от происходящего. Наблюдать за воплощением столь знакомой, классической истории в такой удивительной интерпретации – это дань истинному таланту. Джон Симм, как всегда, превзошел ожидания, вызывая у меня, уже в очередной раз, бурю эмоций. Как справедливо отмечалось в многочисленных рецензиях, его Раскольников – фигура настолько глубокая и многогранная, что вызывает у зрителя неуловимое, но все же очень сильное сочувствие и понимание. В этой сложной и запутанной истории не встретить ни одного проходного, второстепенного персонажа – каждый элемент, каждое поступение, каждый взгляд наполнены смыслом и несут в себе отпечаток авторского видения. Несмотря на то, что я, признаюсь, не являюсь заклятой поклонницей творчества гениального Федора Михайловича Достоевского, этот фильм, безусловно, предоставил мне огромное эстетическое удовольствие. Я была поражена его высоким художественным уровнем, филигранной точностью в передаче душевного состояния героев и общей виртуозностью исполнения. BBC продемонстрировали не только уважение к классическому произведению, но и талантливое владение современными кинематографическими средствами. От всей души благодарю команду BBC за этот великолепный проект!