Описание
Рецензии

Сериал Чума
Девяностые
Актеры:
Александр Устюгов, Сергей Жарков, Сергей Селин, Екатерина Климова, Андрей Горбачев, Юрий Беляев, Никита Рогов, Андрей Аксенов, Дмитрий Саранча, Даниил Кокин
Режисер:
Алексей Козлов, Александр Устюгов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2015
Добавлено:
23-24 серия из 24
(12.11.2015)
Рейтинг:

В наши дни, словно с ностальгической улыбкой, часто возвращаются воспоминания о девяностых, когда отголоски той мрачной эпохи, той злобы и нешуточного агрессивного накала, которые столь ощутимо преследовали каждого человека, казались уже отзвуком далекой сказки. Наверное, сейчас, с высоты сегодняшнего дня, кажутся особенно ироничными рассказы о культовых атрибутах той поры – о малиновых пиджаках, о золотых цепях, упирающихся в толщину пальца, и о так называемых “бригадах”, корыстно отжимавших последние крохи у кого угодно. В те времена, впрочем, от подобного юмора обывателям было совершенно не до смеха, поскольку каждое утро, выходя на свой рабочий день, многие, в сущности, не имели малейшего представления о том, смогут ли благополучно вернуться домой к своим близким, или же их ждет трагическая развязка по дороге, жестокое ограбление, унесшее все накопленные средства.
Этот период действительно представлял собой обузу, наполненную не только экономической неопределенностью, но и ощутимой угрозой безопасности. Люди осознавали, что предстоит кардинально переосмыслить свои устои жизни в условиях новой, непостижимой реальности. Однако, кто обладал более тонким умом и дальновидностью, быстро осознал необходимость перехода к предпринимательской деятельности, не придавая особого значения источнику средств – будь то их честный заработок или, напротив, неправомерное присвоение чужого имущества. Главным критерием успеха стало лишь непрерывное пополнение счетов в банковских учреждениях.
Так и складывалась жизнь людей, наполненная постоянным ожиданием благоприятных новостей, четких указаний, как наилучшим образом вести себя в этой нестабильной обстановке. Но судьба, увы, распорядилась иначе, погружая их в водоворот неожиданных испытаний, в череду непредсказуемых событий, заставляя переосмысливать смысл жизни и искать новые пути выживания.
Этот сериал, «Чума», по НТВ, оставил после себя довольно неоднозначное впечатление, несмотря на неплохой сюжет. Он, безусловно, четкий и понятный, будто тщательно выложенный по полочкам, однако, всё же что-то смущает, не хватает глубины и логики. Порой возникают нестыковки, ощущение неправдоподобия.
Очевидно, что сериал – попытка погрузиться в лихие девяностые, время нереальных событий, ужасов и драматических перемен. Все неясные моменты можно объяснить особенностями того времени, но, к сожалению, это не оправдывает многих промахов.
Интерес вызывает главный герой, Сергей Жарков, который, несмотря на старания, не смог перещеголять Александра Устюгова, играющего отрицательного персонажа. Устюгов – авторитет Табак – тоже вызывает вопросы. Этот персонаж, как и весь сериал, кажется нелогичным и жестоким. Нельзя ожидать от криминального босса сдержанности и расчётливости. Его действия, его мотивы, как будто отключаются, и он безнаказанно совершает преступления.
Не менее загадочен и Фомич, главарь банды, влюбленный в Матильду (Екатерину Климову). Его слова – «Ты – всё, что есть у меня» – звучат ничем не подчеркнуто, а его отношение к возлюбленной, когда он просто отпускает ее, не проявляя ни капли жалости, кажется совершенно нелогичным. Он, безусловно, умный и коварный, но подобное поведение не может быть оправдано.
Кроме того, сериал изобилует речевыми нелепостями, выражениями, которые были не устоявшейся лексикой того времени. Фраза "пробей мне его" кажется совершенно неуместной в контексте девяностых. В целом, сериал не смог воссоздать атмосферу того времени, и его можно смотреть, но без особого эмоционального подъема.
Создатели, видимо, пытались компенсировать недостатки увеличения количества убийств и романтических сцен, но это не помогло. В итоге, получилось нечто невнятное, полное жестоких разборок и нелогичных поступков, а атмосфера девяностых не прослеживается нигде. Учитывая это, тратить время на этот сериал не рекомендуется.
Этот проект, к сожалению, не вызвал у меня искреннего интереса, и причин тому было несколько. Мое внимание привлекла лишь известность Александра Устюгова, чьё прошлое, отмеченное яркими ролями в сериале "Ментовские войны", неожиданно вновь возникло здесь. Первоначальное впечатление от его персонажа, под псевдонимом "Табак", было весьма оптимистичным, но в итоге его актёрское воплощение обернулось разочаровывающим и, откровенно говоря, бессмысленным. Зритель, ожидавший увидеть харизматичного, бесстрашного бандитского авторитета, столкнулся с образом, лишенным глубины и внутренней консолидации. Не удалось уловить в нем того холодного, расчетливого преступника, который должен был стать центральным элементом повествования.
Сюжет, в целом, остался для меня абсолютно пустым и лишенным какой-либо значимости. Тем не менее, я всё же продолжал следить за развитием событий, хотя и признаю, что в проекте обнаруживается немало как положительных, так и отрицательных аспектов. Особенно бросается в глаза предсказуемость повествования и его относительная простота. Попытка рационализировать мотивацию героя, постоянно находящегося в тени бандитской группировки и, одновременно, ведущего собственные, сокрытые дела, кажется крайне неубедительной. Зачем рисковать жизнью, подвергая себя и всю банду опасности, если в действиях главного героя нет логической основы?
С одной стороны, зритель может испытывать восхищение перед его смелостью и нестандартным мышлением. С другой – его готовность к насилию и намеренному причинению вреда отталкивает и создает ощущение дисгармонии. Всё это, как ни странно, связано с его нежеланием следовать общепринятым нормам, с его "левыми" поступками.
Особого внимания заслуживает персонаж главы банды, Фёмича, воплощенный Юрием Беляевым. Этот противоречивый индивидуум, якобы страстно любящий Матильду (роль исполнила талантливая Екатерина Климова), предлагает бегство за границу, в место, где их отношения останутся в тайне, и где они смогут провести долгие годы вдали от посторонних глаз. Однако, когда герой узнает о романе возлюбленной с “Табаком”, он испытывает лишь лёгкое недоумение, но, тем не менее, отказывается от неё. Нельзя не отметить, что такой поступок противоречит самой сути его мировоззрения, его неспособности примириться с ролью убийцы и негодяя.
В целом, проект, в плане создания характеров персонажей, представляется крайне неоднозначным и даже странным. Поражает отсутствие внимательности к деталям и, особенно, полная неверность эпохе. Многие моменты вызывают скорее улыбку, чем понимание. Например, сцена, в которой герой намерен "сбежать в ЗАГС и пробить его", кажется архаичной и не соответствующей действительностим девяностых годов. Существует множество мелочных неточностей и несоответствий, которые, к сожалению, не смогли быть исправлены.
Я не хочу преувеличивать, но, по моему мнению, проект мог быть реализован на гораздо более высоком уровне. Не удалось создать правдоподобную историю, не удалось воссоздать атмосферу времени, не удалось донести до зрителя атмосферу эпохи. К сожалению, было заметно, что потенциал был не реализован в полной мере. Я не намерен ждать продолжения этого проекта.
Оцениваю игру Алексея Устюгова в роли антагониста с глубочайшим восхищением. Его воплощение – это, несомненно, дерзкий и отвратительно холодный тип, движимый ядовитой злобой и обладающий невообразимой разрушительной силой, подобной стремительному проходу танка по уязвимой территории. Почувствовать в нем отголоски персонажа Шилова из старого "Ментовских войн" совершенно не представилось, что, безусловно, является заслугой и заслугой самого Устюгова, продемонстрировавшего мастерскую игру. Особо впечатляют его глаза – глубокие, черные, словно линзы, идеально передающие его внутреннюю, почти демоническую природу, этот сгусток темной энергии и безжалостного презрения.
Что касается достоверности, то я, как человек, выросший в эпоху дефицита информации и чье представление о криминальных разборках сформировалось исключительно на экране кино, испытываю глубокое уважение к создателям за то, что они представили нам альтернативный, и, я признаю, весьма специфичный слой жизни, отделенный от нашего непосредственного опыта. И, во благо, что судьба не свела меня с этим персонажем. Подобно тому, как я не стремлюсь находить в художественном произведении капризные неисправности, как “неправильно жужжит самолет”, я ценю прежде всего уникальность конкретных личностей, их сложные, порой противоречивые поступки, определяющие ход этой захватывающей истории.
Выражаю искреннюю признательность Сергею Жаркову за создание настолько яркого, запоминающегося образа – интеллекта, страсти, мужества и, самое главное, непоколебимой приверженности настоящему, вопреки всем соблазнам фальши и вымысла. Этот сериал, несомненно, будет найденным своим зрителем, любителем, способным оценить его тонкую эстетику и глубину. Я сам, искренне, наслаждаюсь просмотром этой истории, предвкушая, каким будет дальнейшее развитие событий, и с нетерпением жду новых откровений.
Рекомендуем к просмотру