• Стандартный
  • NewStudio
  • Субтитры
Описание
Рецензии

Сериал Чернобыль / Chernobyl

Актеры:
Росс Армстронг, Фил Барантини, Джесси Бакли, Джеймс Космо, Дэниэл Стоунер, Карл Дейвис, Кайт Дэвис, Давид Денсик, Чаильфионн Данн, Роберт Эммс
Режисер:
Йохан Ренк
Жанр:
драмы
Страна:
США, Великобритания
Вышел:
2019
Добавлено:
5 серия (NewStudio) из 5 (11.06.2019)
Рейтинг:
8.76
9.30
Эпос "Чернобыль", этот захватывающий сериал, глубоко погружает зрителя в трагические обстоятельства 1986 года – годовщины самой масштабной техногенной катастрофы, занесенной в анналы мировой истории. В сердце повествования — воссозданные посредством интервью и личных повествований реальные личности, пережившие этот апокалиптический момент, включая выживших сотрудников и высокопоставленных должностных лиц, чьи мысли и размышления стали ключевым элементом сюжета. Они, словно собиратели обрывков памяти, делятся собственными интерпретациями произошедшего, проводят тщательный анализ факторов, которые привели к этому драматическому финалу, описывают потенциальные последствия для потомков и отражают влияние этой невообразимой трагедии на повседневную жизнь обычных граждан. Несмотря на общность события, у каждого из главных героев формировалось собственное, уникальное мировоззрение, своеобразное осмысление произошедшего. Особую значимость приобретают рассказы и аналитические выводы физика-ядерщика Ульяны Хомюк, неустанно стремящейся постичь корни и механизмы, приведшие к столь катастрофическим последствиям. Борис Щербин, посвятив свой век поиску небрежности и халатности в руководстве, стремится выявить коренные причины трагедии. Валерий Легасов, в свою очередь, как выдающийся ученый, провел бесчисленные годы, изучая сложнейшие закономерности и разгадывая головоломные аспекты Чернобыльской катастрофы. Каждый из этих рассказчиков, каждый из свидетелей, предлагает собственный, неповторимый взгляд на события, передавая зрителям личные истории и свои глубокие размышления. Вопрос о том, что именно произошло на самом деле, остается ключевым, а фрагменты из множества рассказов постепенно складываются в единую картину, готовые раскрыть перед аудиторией мрачные тайны и трагические страницы прошлого, запечатленные в памяти Чернобыля.
После обнародования сюжета этого сериала я с уверенностью заявил о своей готовности стать его неизменным последователем. Тема, безусловно, не ушла в забвение, и, смею предположить, будет продолжать оказывать сильное воздействие на воображение зрителей еще долгие годы. С самых первых мгновений, с первых кадров, меня захватила неповторимая, густая атмосфера, создававшая ощущение полного погружения в описываемые события. Зритель, словно окаменевший, переживал все невзгоды и страдания героев, невольно перенося на себя всю гамму их чувств. Особенно поразила тщательно воссозданная реакция людей на трагические последствия аварии на Чернобыльской АЭС – сцена с темным, грохочущим воздухом, уносимым потоками обломков, заставляла затаить дыхание. На глазах у наблюдателей разворачивалась одна из самых масштабных и разрушительных катастроф XX века, но, парадоксальным образом, люди продолжали любоваться происходящим. Нельзя не отметить, что имена ключевых участников, произносимые с отчетливо выраженной акцентуацией, требовали особого внимания и, по сути, нуждались в предварительной «репетиции» произношения. Сериал искусно сплетает хронологию событий с глубоко личными историями, раскрывая мотивы и внутренние переживания отдельных людей. Особое внимание уделено детальной передаче быта того времени, с безупречной точностью воссоздан архитектурный облик домов, скромные наряды людей, оживленные улицы, старинный транспорт. Мы, как зрители, следим за ходом истории, наблюдаем за деятельностью руководства, принимающего решения в тот критический момент, восхищаемся проявлением самопожертвования, и видим, как власть, представляющая собой диктатуру, оказывает своё влияние. В то же время, мы видим выдающийся ум и глубокие знания ученых, которые, продумывая пути действий, собирают конференции и обсуждают вопросы, определяющие дальнейшую судьбу человечества. В этом сериале отсутствует место для импульсивных эмоций, горечи утрат или жалости – предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы максимально избежать масштабирования трагедии. Многие участники событий, к сожалению, не осознавали весь трагизм последствий, которые их ждали, не замечая, что им намеренно скрывают правду, лишая честного выбора. В условиях сложившейся ситуации, слово "надо" заменяло личные решения, и это создавало ощущение обреченности. С особым интересом показана жизнь жены пожарного – персонажа, кажущегося неоднозначным, которая, не слушая врачебные запреты, подобно бабочке, приближающейся к огню, стремилась к своему мужу. Осознавая, что надежды на спасение практически нет, она принимает решения, которые, возможно, спасут хотя бы свою жизнь и сохранят возможность для спасения еще одного человека. Однако, несмотря на то, что в ее душе, очевидно, отключается инстинкт самосохранения, она слепо следует за эмоциями, и несмотря на то, что её действия отражают высшую приоритетность, на самом деле, произошедшее привело к ужасным последствиям для всей ее дальнейшей жизни. С особой неопределенностью воспринимается безразличие руководителей станции, которые, стали осознавать масштабы произошедшего, остались невозмутимыми и циничными, отказываясь признавать свои ошибки. На ранних этапах сериала, Легасов и Щербина казались непримиримыми противниками, но уже во второй серии становится очевидным, что общая цель сближает людей, усиливая их приверженность к общему делу. Они принимают решения, проводят переговоры, ищут альтернативные пути, привлекают новых специалистов, и не думают о себе. Это и есть профессионализм – отдавая приоритет благам миллионов людей. СССР в сериале представлен как сущность, использующая диктатуру в качестве инструмента для обеспечения выживания нации – несмотря на тот факт, что страна уничтожила тридцать жизней человеческих для спасения страны. При этом, однако, невольно задумываешься о том, способна ли другая страна также смело и решительно встать на путь к неизведанному, почувствовать себя однозначно победителем в этомнном противоречивом подозрении. Этот сериал направлен на глубокие размышления, заставляет смотреть с точки зрения определенного персонажа, делает выводы о том, как бы поступил зритель на его месте. Каждый зритель, как воплощенный в этом сериале свой индивидуальный отклик и действия, а затем, на основе этого, делает обобщенные выводы. Ключевым аспектом проекта является не просто хронологическое сопоставление событий, а погружение в эту ситуацию и возможность увидеть себя и свои решения и действия, а затем сделать соответствующие выводы.
Неужели стоит удостоить создателей этого кинематографического произведения звания, возможно, даже номинации, достойной престижной награды, подобной Оскару, или любой другой торжественной чести, сопоставимой с таковой? Действительно, слова теряют свою силу, когда пытаешься описать ту глубину, ту неподдельную убедительность, с которой представлен этот проект. Он будто бы буквально вырос из почвы Советского Союза, хоть и выполнен на английском языке. Признаться, этот сериал не претендует на звание документальной хроники; он, безусловно, является художественным полотном, основанным на фактах, запечатленных в истории. Критики, указывающие на не совсем точную последовательность событий или на фигуру Ульяны Хомюк, как на вымышленного персонажа, вероятно, не досмотрели до последней серии, где четко объясняется, что ее создание было спланировано – она воплощала в себе дух всех ученых и специалистов, активно участвовавших в поддержке Валерия Легасова, и служила символом множества женщин-научных сотрудников того времени. Почему же столь выдающееся произведение не создается в самой России? (Этот вопрос, как известно, волнует многочисленных зрителей в онлайн-комментариях). Причина кроется в том, что, по мнению властей, сериал представляет собой нечто крайне негативное, порочащее память о людях, живших в тот период, и, конечно же, о системе власти, существовавшей в тот момент. Это, вероятно, свидетельствует о значительных изменениях, произошедших в механизмах управления и после распада Союза – изменениях, которые затронули не только Россию, но и другие постсоветские государства. Несмотря на это, создатели сериала бесспорно выразили свое почтение и глубокое уважение к героизму и самоотверженности простых советских граждан, сумевших создать столь впечатляющий мини-сериал. После трагической гибели Валерия Легасова его аудиокассеты привлекли к себе внимание широкой общественности, что, в свою очередь, привело к официальному признанию Советским Союзом ошибок, допущенных при проектировании реакторов РБМК, впоследствии модернизированных для предотвращения подобных катастроф. По-видимому, было очевидно, что дальнейшее устранение последствий этой аварии – в плане финансовых затрат и потерь человеческих ресурсов – было бы значительно дешевле, чем продолжать ликвидацию последствий. И, конечно, эта катастрофа послужила катализатором начала распада столь непрочного союза республик. Фильм выполнен с поразительной реалистичностью. Порой, впечатляющая детализация и правдоподобность настолько сильно воздействовали на воображение, что создавалось ощущение, будто радиация, исходящая от экранов, могла до неести мгновенно приблизиться. В определенные моменты, во время просмотра, казалось, что волосы буквально шевелились от напряжения. Мои европейские и американские друзья, которые смотрели этот проект, были поражены не только самим сериалом, но и его историческим контекстом, подвигом простых людей, а также, в некоторой степени, внутренней системой власти того времени. Атмосфера созданного произведения полностью погружает зрителя в эпоху конца 80-х годов – от моды и причесок людей до мебели, автомобилей и архитектурных особенностей. Этот сериал не оставил меня равнодушным. Несколько раз, во время просмотра (вероятно, в каждой серии), меня овладевало чувство глубокой благодарности тем, кто отдал свою жизнь и здоровье на ликвидацию самой масштабной техногенной катастрофы в истории человечества.
В ряду критиков и недоброжелателей, связанные с этим проектом сериала, я, по моему убеждению, находятся те зрители, чье восприятие глубоко и болезненно реагирует лишь на упоминание Америки. Им, кажется, совершенно не важен сам сюжет, разворачивающийся на экране, и они не упускают возможности высказать свое неодобрение, исключительно из-за того, что сериал был создан американскими кинематографистами. Среди многочисленных попыток рассказать историю чернобыльской катастрофы, пожалуй, наименее удачным и, откровенно говоря, бредовым, мне представляется молодежный сериал “Чернобыль: Зона отчуждения”, представляющий собой последнюю из российских попыток. Повествование в этих проектах, их режиссура и, что немаловажно, степень соответствия действительности, оставляет гораздо желать лучшего. Мини-сериал, вышедший от HBO, сумел представить то, что, на мой взгляд, давно следовало продемонстрировать российской кинематографии. Да, невольно замечаются некоторые, пусть и незначительные, отклонения от исторической правды – около 20%, если быть точным. Актерский состав этого сериала поражает своей безупречностью. В нем настолько убедительно воплощены образы, что даже вера в происходящее, в том числе и в поведение животных, кажется вполне реальной. Такая глубина погружения в роль, такая искренность воплощения советского человека – это, безусловно, выдающийся талант. Не раз я, не осознавая этого, забывала о том, что смотрю на зарубежных актеров, полностью погружаясь в атмосферу того времени. Каждый образ проработан до мельчайших деталей, передавая атмосферу эпохи с поразительной точностью. В отличие от ряда других проектов, этот сериал не предлагает зрителям взрывная динамика и постоянный экшен, не сыпется жутких смертей и трагических любовных линий на фоне катастрофы. Около 70% хронометража посвящено обсуждению самой катастрофы, поиску истины и, что самое главное, попыткам найти решение проблемы. Незначительное количество, но крайне шокирующих, человеческих жертв, в совокупности с пониманием того, как смертельно опасно воздействие радиации, вызывают гораздо больший страх. HBO не ставил перед собой задачу создать динамичный блокбастер или, напротив, очернить Советский Союз. Примечательно, что многие сразу же обратили внимание лишь на нелицеприятное изображение власти, при этом предпочли закрыть глаза на восхваление мужества и самоотверженности людей, отдавших свои жизни ради предотвращения распространения радиационной угрозы. В этом сериале накопилось множество моментов, способных заставить кровь застыть в жилах. На первый взгляд, в происходящем ничего особенного не происходит, однако осознание трагической безнадежности ситуации, когда невинные пожарные прибывают на загрязненную территорию, словно на любую другую – люди просто выполняют свой долг, – мгновенно обволакивает чувством глубокого ужаса. Сцена с упавшей с неба птицей, подслуженной детьми, идущими в школу, или, наконец, преданность Людмилы мужу до последнего – все эти эпизоды сняты не с целью вызвать у зрителя эмоциональный всплеск, а с целью максимально правдиво показать весь масштаб и ужас того времени. Халатность и бездействие руководства поставили под удар жизни сотен тысяч людей, что является самым трагическим и отрезвляющим следствием событий. Я, с усмешкой, отслеживаю хейтерские комментарии и рецензии, связанные с этим сериалом, поскольку в них, на мой взгляд, отсутствует всякая логика и смысл. Независимо от национальности создателей, важнее всего – что им удалось показать максимально правдивую и сочувственно проработанную версию трагических событий, которые потрясли мир. Но, как ни парадоксально, есть те, кто не желает принять эту истину.
После обработки впечатляющего массива из двадцати пяти отзывов, могу поделиться своим собственным, глубоко осмысленным мнением относительно данного сериала, который, к слову, мгновенно занял лидирующие позиции в рейтингах самых рекомендованных телевизионных проектов. Я считаю, что этот сериал обладает не только высоким художественным достоинством, но и способен вызвать у зрителя мощный эмоциональный отклик, особенно у тех, кто пережил эпоху Советского Союза. Прежде всего, следует отметить, что режиссер проявил исключительное мастерство в воссоздании атмосферы и быта эпохи, охватывающей период с тридцатых по шестдесятые годы. Он с поразительной точностью передает мельчайшие детали интерьеров, а также повседневные предметы, что, несомненно, резонирует с воспоминаниями и чувствами тех, кому исполнилось тридцать и более лет и кто родился и вырос в Советском Союзе. Именно это позволяет задуматься о множестве АЭС, существовавших в различных регионах страны, о потенциальных рисках, связанных с их эксплуатацией, и о том, как могла бы разворачиваться ситуация, если бы подобная авария произошла в непосредственной близости от вашего детского дома, от того места, где вы росли. Сериал, таким образом, становится своеобразной зеркальной проекцией личного опыта многих зрителей. Во-вторых, очевидно, что режиссер проявил глубокое уважение к истории СССР, не прибегая к шаблонным и упрощенным сценариям, типичным для западных блокбастеров. Он не строит типичную картину «спасителей извне», не рисует героизм супергероев, прибывших из комиксов, чтобы решить проблему Чернобыля. Вместо этого, он реалистично изображает способность советской науки и промышленности самостоятельно справляться с кризисом, учитывая, что авария имела глобальные последствия, потенциально затрагивая и европейский континент. Это свидетельствует о продуманном подходе к отображению исторических событий. В-третьих, персонажи сериала, за исключением, пожалуй, одной сильной женской фигуры, отличаются поразительной правдоподобностью и сохраняют свою индивидуальность. Многие из них, к сожалению, ушли из жизни по разным причинам, но сериал воспринимается как тщательно выстроенный документальный фильм, несмотря на наличие художественных допущений, призванных усилить драматический эффект. В-четвертых, стоит особо выделить саундтрек. Рекомендую не пропускать ни одну из серий до самого конца, внимательно слушая музыкальное сопровождение. Воссозданный счетчик Гейгера, звучащий на фоне трагического саундтрека, производит невероятное впечатление, погружая зрителя в атмосферу тесного контакта с событиями аварии в Чернобыле, даже после окончания финальных титров. В-пятых, если вы выросли в Советском Союзе, я уверен, что этот сериал неизменно найдет отклик в вашей душе. Независимо от вашего личного отношения к Чернобыльской катастрофе, вы не сможете остаться равнодушными к этой работе. Благодаря впечатляющему визуальному ряду, мощному саундтреку, исключительной достоверности и внимательной проработке деталей, а также талантливой актерской игре, сериал способен вызвать целый спектр эмоций и, несомненно, станет для вас значимым культурным опытом.
Мини-сериал «Чернобыль», созданный HBO под чутким руководством сценариста Крэга Мезина и режиссера Югана Ренко, без сомнения, обретет своё достойное место в пантеоне кинематографических шедевров. Этот смелочный проект, встретивший оглушительный резонанс у профессионального сообщества кинокритиков и широкой публики, ориентированной на качественные телепродукты, представляет собой глубокое и многогранное повествование об трагических обстоятельствах, окружавших ликвидацию последствий и последующее расследование причин катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшей в 1986 году. Украинская аудитория, в особенности, не нуждается в напоминаниях о непрощённой “цене лжи”, столь болезненной для многих поколений, и о том, как последствия бездумного решения советского руководства продолжают отзываться в здоровье их семей и потомков. "Чернобыль" – это своеобразный катализатор, позволивший миллионам людей по всему земному шару получить более полное и объективное представление об этой страшной аварии. Благодаря мастерскому применению кинематографического инструментария, сериал открывает перед зрителем возможность полностью погрузиться в атмосферу серо-коричневой реальности советской эпохи, ощутить на себе, так сказать, привкус "остроты" тех времен – отголоски тревоги и неопределенности. Этот мир, к слову, удивительно близок нашему современному восприятию, здесь, как и сейчас, возвышаются многоэтажные здания, вошедшие в наследство от предыдущих поколений. Несомненной заслугой "Чернобыля" является и невероятно сильная актерская игра. Шоураннеры, очевидно, действовали очень тщательно, отобрали актеров, чьи внешние данные максимально соответствуют образам представителей восточноевропейской культуры, а также призваны максимально точно передать дух и характер реальных людей, которые послужили прототипами многих ключевых персонажей сериала. Примечательно, что, несмотря на то, что все герои говорят на английском языке – хотя, справедливо отмечено, что некоторые детали, такие как использование полных имен ("Василий" вместо "Вася", "Людмила" вместо "Люда") были проигнорированы – зритель, тем не менее, оказывается в захватывающей экранной реальности, лишенной приторной "кино-клюквы", которую авторы старались избегать любой ценой. Джаред Харрис, Ник Скарлетт, Эмили Уотсон и Джесси Бакли, а также другие актеры, внесли неоценимый вклад в создание правдивого и захватывающего повествования, выполнив свои роли с невероятной точностью и убедительностью, демонстрируя настоящий профессионализм.