Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Челночницы 1 сезон
Актеры:
Мария Порошина, Светлана Иванова, Вера Смолина, Владимир Епифанцев, Артем Фадеев, Ольга Баранова, Зоряна Марченко, Елена Панова, Вадим Колганов, Сослан Фидаров
Режисер:
Юлия Краснова
Жанр:
драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2016
Рейтинг:


Позвольте нас перенести вас в ту эпоху, что, несомненно, оставила глубокий отпечаток в коллективном бессознании – в десятилетия девяностых, прошедшего столетия. Эти годы, по праву и с нескрываемым горьким юмором, стали известны как «лихие времена», период, когда интуитивно уверенные в себе личности, обладающие проницательностью и смелостью, получили возможность, в условиях сломленного государственного аппарата и царящего тогдашнего хаоса, заложить основу для построения совершенно нового, коммерчески выгодного бизнеса, фактически, совершить вертикальный скачок в социально-экономическом плане.
Наряду с этим, эти десятилетия были известны и как «эпоха челночниц» – беспрецедентной волны предпринимательских авантюр, связанных с трансграничными операциями. В те годы, благодаря определенной политической и экономической нестабильности, а также относительно слабому контролю на границах, страна превратилась в своеобразный транзитный узел, через который могли беспрепятственно перемещаться любые, зачастую, весьма сомнительные товары и ресурсы.
Если у вас в голове возникало любопытство в отношении какой-либо специфической номенклатуры, будь то редкое сырье или, возможно, товар, находящийся под определенным запретом, все, что требовалось – это осведомлённо сообщить о своих намерениях компетентным лицам, продемонстрировать свою платежеспособность и, по сути, заложить основу для успешной и, несомненно, весьма прибыльной сделки. В то время казалось, что эти яркие, противоречивые и, безусловно, незабываемые события, навсегда останутся в памяти человечества, как сложный и неоднозначный этап истории.
>> Сезон 1
Челночницы
Фильм, в целом, производил на меня достаточно сильное впечатление, хотя и не лишен определенных оговорок. Главной, на мой взгляд, допущена существенная неточность – авторы не продемонстрировали достаточной избирательности в отношении повествования. Они, кажется, не сумели отсеять из исходной концепции те фрагменты, которые действительно заслуживали бы внимания, и, напротив, не проявили должной осмотрительности в отношении того, что следует оставить позади.
Актерский ансамбль, безусловно, выдал впечатляющую игру, сумев воплотить в жизнь персонажей с удивительной достоверностью и глубиной, в немалом количестве сцен вызывая искренние чувства, порой доводя до слёз. Однако, само по себе, это не могло полностью компенсировать некое диссонанс, вызванный крайне искусственными и, прямо скажем, неуклюжими эпизодами. Сцена катастрофического крушения самолета казалась нарочито гротескной, разительно отличаясь от тональности повествования. Не менее выбивающимся представлялся и “весёлый гарем” в казино, словно вырванный из комикса, а также подробное описание пребывания героев в турецкой тюрьме и их драматическое освобождение. Мне кажется, что отсутствие этих, как мне видится, вырванных из контекста сцен, несомненно, укрепило бы общее впечатление от фильма.
Восхищение "постмодернистской" декоративной составляющей, – календари 1994 и 1996 годов, в квартире и кабинете соответственно – несомненно, создавало атмосферу устаревшего времени, но, к сожалению, со временем фильм приобретал некоторую путаницу, словно его тщательно обрезали и переставляли отдельные сцены, чтобы уместить повествование в 16 серий. Возможно, это было неизбежно, учитывая амбициозность проекта, или же это была преднамеренная стратегия, несмотря на её, по моему мнению, негативный эффект.
Я не перестаю удивляться их неспособности создать убедительное и реалистичное завершение истории, такое, как "счастливый конец", который, по-моему, выглядел довольно искусственно и натянуто. В целом, фильм – это произведение, которое, несомненно, вызывает бурные эмоции и разногласия; кто-то будет неустанно критиковать неточности и несоответствия, а другие – полностью согласиться с их интерпретацией. Однако, безусловно, большинство зрителей досмотрит фильм до конца, и, возможно, повторно пересмотрят его, изучая каждый эпизод, и вынося собственные, осознанные суждения.
Этот фильм, представляющий собой глубокое исследование человеческого бытия, скрупулезно и трогательно воссоздает атмосферу и сложность существования в эпоху девяностых. Сценарий, обладающий редкой глубиной, предлагает зрителям задуматься о судьбах обычных людей, оказавшихся в непростых обстоятельствах.
В центре повествования – три женщины, Алиса, Ольга и Светлана, объединенные одной вынужденной необходимостью: отправляться в Польшу за товаром, являясь, по сути, “челночницами”, трудившимися в условиях специфической экономической реальности того времени. Каждая из них несла на своих плечах уникальную историю, обусловленную драматическими поворотами собственной жизни: Алису, прошедшую через увольнение с работы, Ольгу, пережившую болезненный развод, а Светлану – лишенную средств для спасения больной дочери.
Сюжетная канва, мастерски сплетенная из эпизодов их каждодневных поездок на рынок и романтических перипетий, пронизанный неуловимой атмосферой тоски и надежды, словно дышит духом времени. В процессе развития событий, зритель не только соприкасается с реалиями “челночного” бизнеса, но и наблюдает за зарождением новых любовных историй, их взлетами и падениями, за всем тем, что делает жизнь человека такой многогранной и непредсказуемой.
Признаться, лишь одна деталь показалась слегка искусственной – излишняя сладость, с которой разворачивается финал. Хотя, конечно, киноискусство должно дарить зрителям ощущение гармонии и завершенности, и здесь, безусловно, применен стандартный для жанра “happy end”. Кроме того, существовала некоторая неясность относительно хронологии событий. Несмотря на то, что на протяжении всего сериала, на стенах висит календарь 1994 года, намекающий на конкретное время, сюжетные повороты, такие как рождение ребенка, беременность или операция, бесспорно, показывали, что время неумолимо движется вперед, меняя жизни героинь.
Актерский состав, без сомнения, является одним из главных достоинств этой работы. Исполнительница роли учительницы демонстрирует поразительную сдержанность и утонченность, даже в момент осознания предательства мужа, она не поддается импульсивным эмоциям. Владелица рынка, воплощенная сложной и сильной актрисой, обладает непоколебимой волей и пониманием истинной ценности вещей. В целом, фильм – это шедевр, заслуживающий самого высокого оценочного показа – 10 из 10.
Этот кинематографический опыт, несомненно, обладает рядом выдающихся качеств, однако, погружение в него вызывает заметную затруднительность и даже некоторую болезненность. Переживая за героев, мы, парадоксальным образом, сталкиваемся с глубоким отголоском тех трагических периодов, когда человеческое достоинство было настолько растоптовано, что люди оказались лишены не только средств к существованию – работы, заработной платы – но и, что куда страшнее, возможности свободно строить свою жизнь, избегая влияния обстоятельств, неподвластных им. Эта участь, как известно, оказалась непосильной для многих, и их борьба за выживание, за сохранение человеческого лица, продолжает откликаться в нашей душе.
Наблюдение за фильмом, по сути, вызывает острое чувство обиды, ведь мы, очевидно, до сих пор ощущаем это гнетущее чувство унижения, которое, к сожалению, не отступило со временем. Причем, все эти бесконечные очереди, воплощающие собой не только практические трудности, но и болезненное ощущение беспомощности, когда даже самое простое приобретение превращалось в непосильную задачу – буквально “достать”. И в этом контексте особенно уязвим наш взгляд, склонный к необоснованным придивкам и критикам, к бесконечным размышлениям о “бу-бу-бу”, подобно замкнутому кругу, где вместо сочувствия и поддержки, мы, к сожалению, слишком часто зацикливаемся на микроскопических деталях, не замечая картины целого – беспрерывной борьбы и уязвимости простых людей. Этот смелый и дальновидный режиссер, создавая этот фильм, не просто реконструировал историю, он, как бы это сказать, обнажил настоящую цену человеческого существования, подчеркнув не только страдания, но и удивительную способность к адаптации, пусть и не всегда успешной.
Моя жизненная дистанция, по расстоянию, пройденному в пережитках и испытаниях, не сравнится ни с каким, даже самым отважным, путешествием, подобным, например, одиссее Юрия Чистякова. Порой, глядя на это, я испытываю глубокую и неподдельную печаль и разочарование. Вспоминая прошедшие годы, мы, вместе с супругом, жили на плодородных землях Кубани, в некотором роде эквивалентной по духу старой армии, и в каждом воспоминании гремела тоска по военному гарнизону, по товарищам, по общим дням.
Дети, к счастью, получали полноценное питание, в то время как сами, в свою очередь, часто довольствовались скромной трапезой – трижды в день жареным, ароматным луком, политым нежным подсолнечным маслом и свежим, хрустящим хлебом. И это было не из-за отсутствия средств к существованию, ведь пенсия выплачивалась своевременно и регулярно.
Однако, наши старшие сыновья, по-прежнему юношеские и не обзаведенные семейными узами, служили на дальнем востоке, в суровых условиях. У них была одна лишь машина, которой они использовали совместно, чередуясь за право таксирования, и, к счастью, авиаперелеты практически исчезли. Они оказывали существенную финансовую поддержку нашим друзьям, тем самым активно участвуя в торговле с китайским рынком, где работали многочисленные челночники.
Не имея возможности соприкоснуться с суровой реальностью тех лет, не имея возможности ощутить на себе бремя тех трудностей, те, кто осмеливается выносить столь пренебрежительное суждение о кинофильмах, просто не могут понять, что это за жизнь была.
Рекомендуем к просмотру