Описание
Рецензии

Сериал Последний король / Charles II: The Power & the Passion

Актеры:
Руфус Сьюэлл, Руперт Грейвз, Чарли Крид-Майлз, Кристиан Коулсон, Ширли Хендерсон, Мартин Фриман, Хелен МакКрори, Питер Уайт, Табита Вади, Роберт Ист
Режисер:
Джо Райт
Жанр:
мелодрамы, драмы, исторические
Страна:
Великобритания, США
Вышел:
2003
Добавлено:
сериал полностью из 5 (16.09.2013)
Центральное место в канве этого масштабного исторического полотна занимает фигура Карла II, наследника восшедшего на престол короля Карла I, чья судьба, увы, оборвалась трагически – жертвой ожесточенных междоусобиц и жестокого приказа генерала Оливера Кромвеля. После долгих, почти десятилетий проведенных вдали от родной земли, обуреваемых тоской и отчаянием, он, наконец, получает долгожданный сигнал – приглашение от избранного парламента, предвещающее не просто возвращение, но и грандиозный триумфальный вход в историю Англии. Прибыв на родину, Карл II сталкивается с ужасающим зрелищем – Британия, измученная многолетней, кровопролитной гражданской войной, пережила невообразимые страдания. Религиозные противоречия, раздиравшие страну, не утихали, протестантские и католические фракции продолжали ожесточенную борьбу, а смертоносная чума, усугубленная разрушительным Великим пожаром Лондона 1666 года, лишь еще больше обострила ситуацию, погрузив страну в хаос и нищету. Несмотря на столь беспрецедентную катастрофу, новый монарх, заряженный непоколебимой верой в собственные силы и желанием восстановить утраченную былой славы и статуса, как одной из ведущих держав мирового порядка, предпринимает решительные шаги, стремясь вернуть Англии её величие и авторитет, словно пытаясь возродить из пепла некогда могущественную империю.
Сериал «Последний король» – это захватывающая иновация, посвященная непростой фигуре Карла Второго, монарха, некогда объединившего Англию и Шотландию. Хотя его жизнь едва ли заслуживает яркого портрета, интерес к его персоне, в отличие от таких знаковых фигур, как Елизавета Тюдор или Мария Стюарт, весьма высок. Создатели сериала, пожалуй, намеренно отступили от строгой исторической достоверности, что позволило им создать кинематографическую версию, в которой драматизм судьбы короля раскрывается с особой остротой. Уже в дебюте фильма зритель сталкивается с изображением молодого принца, вынужденного констатировать гибель своего отца, а информация о трагедии доносится до него посредством газетных выловок – выбор, безусловно, призванный подчеркнуть всю абсурдность и неминуемость обстоятельств. Однако, режиссеры не стали углубляться в детали, сосредоточившись на эмоциональной составляющей истории. В центре повествования – сложная, мятущаяся личность Карла II Стюарта, человека, выкованного в условиях постоянной опасности. Правнук Марии Стюарт, потомок Джеймса Первого и сын Карла Первого, проигравшего битву с парламентом, он прошел путь настоящего «выжившего», научившегося стоять за себя и сохранять власть любой ценой. Его восхождение к престолу было непростым, отмеченным многочисленными скитаниями и маневрами. Тем не менее, тяжелые испытания закалили его характер, научили находить общий язык с разными группами населения, не раскрывая при этом своих истинных замыслов. Сериал демонстрирует короля, словно танцующего на лезвии ножа, балансирующего между католиками, протестантами, дессентерами, вигами и тори, а также между влиятельными женщинами, которые окружали его. Исполненную актерской работы Руфуса Сьюэлла, который показал короля, вынужденного метаться между всем этим, это создаёт яркий и многогранный образ. Вокруг Карла второго собралась галерея колоритных персонажей. Одной из наиболее значимых личностей является Джордж Виллье – второй герцог Бэкингем, в исполнении Руперта Грейвза. Отец Джорджа, фаворит Карла Первого, был убит фанатиком Джона Фелтона, что послужило отправной точкой для становления молодого человека. Джордж, являясь остроумным и прожженным циником, умел плести интриги и предавать, что делает его образ отталкивающим. В исполнении Руперта Грейвза этот персонаж получился весьма убедительным. Другой ключевой фигурой является сэр Эдвард Гайд, граф Кларедон, верный наставник и слуга Карла Второго, в исполнении Иэн МакДайармид. В силу политических интриг и двойной сущности короля, Эдвард стал жертвой обстоятельств, был вышвырнут за «борт» и стал пешкой в чужой игре. Его консервативный подход и нежелание подстраиваться под других привели к его падению. Кроме того, зрителям представлена харизматичная Барбара де Виллье, графиня Калсман, воплощенная Хелен МакКрори. Ее образ - это символ сексуального соблазна и власти, умение покорять мужские сердца и получать все, что захочется. В финале сериала мы видим Карла Второго, окруженного его многочисленной «семьью» – семь любовниц и дюжину внебрачных детей. Миссис Карвель, которую не выносило за ее непрактичность, добавила еще один аспект к его жизни, а Екатерина Браганза, его законная наследница, так и не подарила ему наследника. Постоянные заговоры, предательства и фанатики наводили на него ужас. Исполнители великолепно продемонстрировали жизненный путь этого, возможно, последнего настоящего монарха Англии и Шотландии. Хотя сюжет сериала содержит элементы художественного вымысла, создатели старались максимально точно воспроизвести ход исторических событий, используя многочисленные достоверные детали, что помогает зрителям глубже понять и ощутить жизнь короля Карла Второго.
В рамках исторической драмы “Последний король” зритель сталкивается с образом Карла II Стюарта – фигуры, до сих пор часто упускаемой из виду при описании переломных моментов в британской истории. Даже такие известные фигуры, как рыжеволосая Елизавета I Тюдор, Маргарита, графиня Мария Стюарт, или Генрих VIII с его впечатляющим количеством супруг, кажутся более прочно запечатленными в народном сознании. Тем не менее, судьба Карла II, последнего реально восшедавшего на английский престол монарха Британского содружества, обладает своим неповторимым драматизмом и предоставляет широкое поле для размышлений. Судьба молодого короля, прежде всего, определялась трагическим опытом детства. Его жизнь, отмеченная жестокой смертью отца – события, окутанные туманом противоречивых свидетельств и, по сути, фальшивого расследования – стала отправной точкой сложного и, без сомнения, непростого жизненного пути. Само по себе знание о том, что отца не казнили, а лишь стало жертвой преднамеренной дезинформации, лишь подчеркивает, насколько кардинально искаженным оказалось мироощущение юного правителя. Карл II, человек весьма внушительных физических данных – смуглый и выдающийся своим ростом, был вынужден сосредоточиться на одной главной задаче: сохранении власти любой ценой. Его правление ознаменовалось чередой беспрецедентных вызовов и перемен, включая гибель его самого, поэтому приёмуемым образом нужно было убедить всех в своей компетенции. Для достижения этой цели он вынужден был проявлять поразительную дипломатичность, демонстрируя готовность улыбаться и соглашаться с кем угодно, тщательно скрывая собственные убеждения. Исполнение этой сложной роли на экране блестяще выполнил Руфус Сьюэлл, сумевший воплотить в жизнь внутренние противоречия своего персонажа, раздираемого тож между разными религиозными точками зрения и амбициями в личной жизни. Карл II, безусловно, был фигурой противоречивой и неоднозначной. Он известен как покровитель искусства и науки, основатель Английского общества, где трудились такие выдающиеся умы, как Локк и Ньютон. Однако его правление омрачено и такими трагическими событиями, как Великий пожар Лондона и разразившаяся чума, а также многочисленными интригами и заговорами. Его решения часто отличались крайней радикальностью, требовали предательства и казни, нередко вступая в прямой конфликт с моральными принципами. Его поддерживал во всем Сэр Эдвард Гайд, граф Кларедон, ставший верным советником и помощником, но, в конечном итоге, вынужденный осознать, насколько противоречивым является его монарх. Нельзя не упомянуть и о его любовных похождениях, зафиксированных в документах, из которых выросло 12 детей от семерых женщин. Особую роль играла графиня Барбара де Виллье, эгоистичная и амбициозная фаворитка, какую яркую и неординарную роль исполнила Хелен МакКрори. Она предстала перед зрителями не просто как романтичная и сентиментальная фигура, а скорее, как хитрый и стремящийся к власти персонаж, умело манипулирующий окружающими. Отношения Карла II с его многочисленными возлюбленными часто превращались в источник политических проблем, как, например, судьба герцога Монмута, превратившегося в разменную монету для вигов и создавшего серьёзные трудности для короля. В заключение, сериал “Последний король” предстает перед зрителем не просто как исторический ремейк, но и как глубокое исследование личности монарха, который остался в истории как яркий пример противоречий, амбиций и неизбежности трагического финала.
Очевидно, что многие зрители испытывают неподдельную тягу к просмотру драматических сериалов, повествующих о судьбах выдающихся исторических личностей. Недавно, примерив на себя роль искусно разгадавшегося зрителя, я ознакомился с мини-сериалом под названием «Последний король», и, признаться, пришел к решению о его немедленном просмотре. В центре повествования оказался сам монарх Карл Второй, и сразу же бросилось в глаза, что оригинальное название, представленное на отечественных экранах, было переосмыслено в качестве «Последний король», хотя более точное дословное соответствие – «Карл Второй. Сила страсти» – значительно лучше отражало замысел пятичасового, состоящего из пяти эпизодов, минифильма. После такого переименования, безусловно, становилось яснее, какой акцент сделан в произведении. Несмотря на то, что в основе сюжета лежит исторический период, и, несомненно, внимание уделяется взаимодействию самого короля с его многочисленными любовными интересами, я считаю, что режиссёр, впервые в своём творчестве, попытался затронуть исторические аспекты, но сделал это скорее как фон, как бы сказать, расположив их на периферии повествования. Именно отношения стали главным двигателем сюжета, волевым акцентом, определяющим дальнейшее развитие событий. Это, на мой взгляд, является критически важной деталью. После успешного, как мне кажется, произведения Джо Райта, непосредственно следующей работой режиссёра стала экранизация романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», а затем вышла известная кинокартина «Анна Каренина». Вопрос заключается в том, какие события происходили в период правления Карла Второго. Он начал своё правление в 1660 году и, проведя за это время полчетверть века, столкнулся с крайне сложными обстоятельствами. Во-первых, его предшественник, известный своим жестоким и непопулярным правлением, был канонически казнен, и Англия еще не оправилась от этой тяжёлой утраты. Во-вторых, продолжалась ожесточенная гражданская война, раздиравшая страну на религиозные фракции. В ней столкнулись протестантские и католические силы, создавая атмосферу напряженного противостояния, в условиях отсутствия у монарха абсолютной власти и необходимости в союзниках. Он нашел их – в лице короля Франции, с которым было заключено секретное соглашение, основанное на взаимных уступках. Согласно условиям, Карл Второй должен был принять католичество и прекратить любое взаимодействие со странами, придерживающимися иных религиозных взглядов. В обмен на это ему были предоставлены ощутимые денежные компенсации, хотя и в этом случае король не собирался исполнять свои обязательства, противоречащие его личным амбициям и склонностям. В исторических хрониках этого короля существовало прозвище «веселый». Он был прославлен своими многочисленными, порой эпатажными, любовными увлечениями, о чем существует огромное количество рассказов и легенд, которые еще долгое время привлекали к нему внимание историков и биографов. К сожалению, его супруга так и не смогла подарить ему наследника, который мог бы заменить его, в глазах общества, уже уходящего короля. После смерти короля его правление продолжил его брат. Руфус Сьюэлл исполнил роль короля весьма убедительно и правдоподобно. В начале своего правления он проявлял неуверенность и колебания в принятии решений, часто задерживался в любовных увлечениях, порой отдаляясь от важных государственных дел. Однако, по мере продвижения по сюжету, он обрел решимость и категоричность в своих действиях. Авторы, безусловно, старались создать у зрителя атмосферу того периода, что особенно заметно благодаря внимательной проработке различных костюмов, париков и придворной одежды. Несмотря на определенные усилия, нельзя отрицать, что в сериале присутствует недостаток масштаба и, в некоторых аспектах, достоверности исторических фактов. Более того, в производстве сериала имелась проблема с финансированием. Тем не менее, увидеть мини-сериал, повествующий о монархе, о котором в кинематографе снято относительно немного фильмов, остается весьма интересным занятием.