Описание
Рецензии

Сериал Братья Карамазовы (2009)

Актеры:
Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев, Сергей Горобченко, Андрей Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Дина Корзун, Наталья Лесниковская
Режисер:
Юрий Мороз
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (03.02.2011)
В XIX веке, в тихом, неторопливом ритме провинциального русского городка, нарастала тревожная и сложная атмосфера, в центре которой оказался старик Федор Карамазов и его трое взрослых сыновей: Мстислав, Иван и Алексей. Их взаимоотношения, усложненные глубокой, почти патологической неприязнью, были обусловлены не только давней борьбой за распределение семейного капитала, но и, что было куда более болезненным и запутанным, страстным соперничеством за сердце Грушеньки – прекрасной, внебрачной дочери Федора Карамазова, известной под именем Смердяков. Этот, казалось бы, безобидный, но на самом деле глубоко укоренившийся конфликт, умело использовал для достижения собственных амбиций Смердяков, внебрачный сын Карамазова, человек расчетливый, властолюбивый и стремящийся к власти, в свою очередь, подпитываемый жаждой мести и стремлением дестабилизировать семейную жизнь хозяина. Его словесные перепалки, подливаемые не только вопросами наследства, но и смутным, мучительным желанием доказать свое превосходство, превращались в настоящую бурю, грозящую разрушить хрупкий баланс в доме Карамазовых. Этот недобрый человек, используя слабости и импульсивность своих родственников, стремился не только обогатиться, но и посеять рознь и недоверие между сыновьями, превратив их собственные амбиции в орудие для достижения собственных, часто весьма сомнительных, целей.
Изначальная новость о намерении экранизировать наиболее обширный роман Достоевского, по правде говоря, поначалу встретила во мне глубокое разочарование. Я, к слову, являюсь непреклонной антипатриоткой в отношении российского телевизионного контента – разве что изредка, на редкость исключительные произведения способны вызвать у меня искренний восторг. Мне казалось, что в процессе адаптации будут предприняты существенные переделки сюжета, а сериал, несомненно, напичкан будет сценами откровенного эротического содержания. Однако, после тщательного просмотра данного телепроекта, моя оценка его достоинств изменилась кардинально. До этого момента, исключительно воодушевленное сообщение создателей, по-настоящему поразило меня своим глубоким содержанием. Не было упущено ни малейшего клочка оригинального произведения – даже самые сложные, отголоски глубочайших, тонких философских размышлений о человеческой природе, о любви, о вере, представлены практически в полном объеме и с удивительной достоверностью. С первых же мгновений меня пленила, на самом деле, сообразительная, остроумная игра Сергея Горобченко, когда я без труда определила горячий, искренний, пылкий характер Мити. С особой тщательностью я наблюдала за Александром Голубевым (Алешей), но в конечном итоге прониклась его неповторимым взглядом на персонажа. Сергей Колтаков великолепен, и иного актера для этой роли выбрать было просто невозможно. Его Федор Павлович – это настоящий взрыв бодрого, свежего воздуха, это абсолютно новое, неординарное прочтение образа. Отдельно хочется отметить находчивость и мастерство Павла Деревянко. Я убеждена, что в скором времени эта интерпретация станет известной и значимой для широкой аудитории, особенно в контексте нашумевшей комедии Марюса Вайсберга “Гитлер капут!”. Изначально, будучи не склонной к попсовым, нелепым комедиям, я относилась к игре Деревянко в телесериале весьма критически. Однако, по мере просмотра, я пересмотрела свое мнение. Достаточно тяжело выразить все противоречивые эмоции, вызванные образом Смердякова в исполнении Деревянко: то злобное, то вызывающее почтение, то нескрываемая антипатия, то тонкая жалость. Деревянко сумел передать все эти грани с поразительной глубиной и правдивостью – поэтому, без колебаний, могу заявить, что его интерпретация этого сложного персонажа стала для меня лучшей. С другой стороны, образ Светланы Ивановны не произвел на меня должного впечатления. Я не ощутила в ней той горделивой, уверенной в себе, самодостаточной, личной привлекательности, которую, возможно, ожидали. Но в то же время, я увидела в ней женщину, проявленную в самоотверженности и принципиальности. Бродить с объективным выражением лица и прямой спиной, разумеется, не делает человека гордым. Сцена с “Сказкой о Большом Инквизиторе” особенно не впечатлила – не было в игре самого экзекутора того горячего, почти безумного поклонения Христу, которое должно было ощущаться. Этот фрагмент показался мне нарочито “заигранным”. Впрочем, другие элементы фильма – декорации, работа оператора, обстановка – также произвели на меня огромное впечатление. Считаю, что даже если экранизация последнего романа Достоевского не является безусловным шедевром, то она, безусловно, представляет собой весьма благородный и достойный проект.
Встреча с этим сериальным воплощением «Братьев Карамазовых» стала для меня весьма приятным открытием, и, признаюсь, исход оказался куда более удачным, чем могло бы предвидеться, учитывая вмешательство Главного канала. Несмотря на некоторую сокращённость, вызванную, возможно, желанием притормозить темпы повествования, проект не утратил той самой глубины и эстетической красоты, которые столь отличительные для произведения Достоевского. Сюжетная линия, казалось, совершила плавный сдвиг вглубь внутреннего мира братьев Карамазовых, акцентируя внимание на их сложных, противоречивых переживаниях и моральных дилеммах, в то время как общественные и политические аспекты, хоть и присутствовали, отошли на второй план. Актерская игра, к слову, производила неизгладимое впечатление – все три брата выглядели настолько правдиво, настолько убедительно, словно жили и дышали своими ролями, являя собой живые, искренние образы. Изначально я с особым вниманием наблюдала за исполнением роли Мстислава, но Голубев, к моему удивлению, быстро сумел оправдать мои ожидания, продемонстрировав мастерство и глубину актерского мастерства. Особого восхищения удостоился и Павел Деревянко – его персонаж, вызывавший одновременно отвращение и бурный энтузиазм, даже с оттенком сочувствия, был поистине многогранным и сложным. Однако, справедливости ради, следует отметить, что именно Белоснежский, представлявшийся мне изначально в первую очередь Иваном (с его горячим сердцем, неустанно ищущим путь выхода из мрачных обстоятельств), покорил меня больше всего. Актрис также не оставили равнодушным Лядов – ее голос, ее манера говорить, ее внушающая уверенность и значимость для ключевых героев романа (Митя, Федор Павлович) бесспорно производили сильное впечатление. В целом, всех артистов, за исключением, разумеется, Лизе, привлекали внимание. Юная актриса, к моему разочарованию, вызвала скорее отвращение, чем умиление, вследствие колеблющейся, неустойчивой душевной порывистости, которая от персонажа достоевского должна была производить столь сильное впечатление. Световая операторская работа и декорации, впрочем, дополнили общую атмосферу, создавая по-настоящему вовлекающий и неотразимый мир. Сценарий, в немалом количестве аспектов, можно считать дополнительным минусом, несмотря на то, что я убеждена в преобладающем количестве плюсов. Соответствуя указанному фактору, определённые моменты, касающиеся, в частности, небольших, романтических делений, действий «униженных и оскорбленных» и линии отца Зосимы, остались недостаточно разработанными, однако, благодаря режиссерской способности, были сохранены почти все ключевые моменты произведения. Особенно впечатляющим оказался путешествие братьев по камнепадным каторжным работам, постоянно демонстрируемое начиная с первых серий. В итоге, признаться, работа очень высококлассной службы подарила мне нескольких часов непрерывного восхищения, именно благодаря этимностям я очень рада, что увидела благородное воплощение этой великолепной книги.
Неудивительно, что актеры МХАТ, разыгрывающие свои роли на сцене, выглядят безупречно. Однако, когда их талант выплескивается на камеру, возникает ощущение дискомфорта, граничащего с раздражением. Обстановка, созданная в фильме, будто не подчиняется законам естественного человеческого общения – события развиваются хаотично, нелогично, вызывая всеобщую растерянность. Диалоги, словно нарочно вплетены в ткань действия, кажутся нарочито искусственными, громоздкими и неправдоподобными, словно придуманные на скорую руку. При этом, не имея в виду тонкости повествования, я хотел бы подчеркнуть, что оставляет без слез и попыток понять, что на самом деле происходит. Необходимость остановок и непрерывной аналитической деятельности, обязательной для осмысления каждой сцены, подчеркивает глубину разрыва между реальной жизнью и изображаемым миром. При всем том, что сущность повествования пропитана простым, скучным и угнетающим клише – словно вырванным из сердца очередного дневного телесериала, предназначенного для показа на канале "Россия". Название, скорее всего, было выбрано с целью максимального узнаваемости, соответствуя идее продукта низкого качества. Безусловно, сейчас, обладая накопленными знаниями и рассудовыми способностями, можно оценивать прошлые события с критическим удалением, с высоты времени. Но, исходя из записей той эпохи, появляется удручающее сознание, что представители тех времен, вместо стремления к познанию, расхождений и развития, предпочитали замордованное засилье алкоголя, разговоры с гостями-цыганами, бессмысленные "потехи" гормонами и бесполезные молитвы о боге, заканчивавшиеся отработкой в грязной каторжной работе. И, наконец, огромное удивление и облегчение, что этот мрачный эпоха прошла, и русская классика отрицательно выпадает из рынка и выходит из обращения.
На заре восприятия данного телесериала меня особенно восхитила внушенная глубиной и проницательностью раскрытия ключевых тем повествования. Авторы с поразительной тщательностью и, в некоторой степени, документальной точностью воспроизвели сложный, многогранный мир, в котором разворачивались события. Однако, к сожалению, в ходе дальнейшего просмотра наблюдались определенные оговорки, моменты, когда, порой даже значимые по сюжету сцены, были произвольно "обрезаны" и устранены. Воспоминание о диалоге между Смердяковым и Павлом Федоровичем, посвященном, собственно, сомнениям в вере, оставило у меня, безусловно, глубокое впечатление: речь шла о неспособности солдата, даже обладающего искренней верой, противостоять несправедливости и, в конечном итоге, изменить ход событий. А Дмитрий Федорович, в свою очередь, планировал, закладывая пистолеты, осуществить похищение на сумму в три тысячи рублей у "Лягавого". Считаю, что проект мог быть завершен в сорока шести сериях, с полным раскрытием всех сюжетных линий, а не в стандартных двенадцати, представленных фрагментарно и хаотично. Несмотря на эти недочеты, общая оценка сериала оказалась весьма позитивной. При этом, меня заставило задуматься одно существенное обстоятельство: не дочитав до конца оригинальный роман (примерно 700 страниц из восьмисодержащих восемьсотом), я испытал сильную потребность в том, чтобы увидеть, какими актерскими достоинствами были воплощены на экране герои литературного произведения. И, к моему удивлению и до определенной степени недоумению, сериал представлял собой, по сути, вымышленную завершающую часть романа. Это, признаться, было уже совсем не приемлемо. К счастью, осознав, что в начале сериала показана именно концовка, а не исходный роман, я оперативно отключил эту часть. Если бы я знал, что Митю, в итоге, осудят в последние сто пятьдесят страниц, чтение было бы для меня абсолютно не привлекательным. Это, безусловно, являлось существенным и, пожалуй, самым большим минусом данного проекта.
После столь длительного перерыва, когда прежнее увлечение “классической” литературой, особенно после провальной интерпретации “Идиота”, я не испытывал особых иллюзий относительно таланта Анатолия Белоснежного, особенно учитывая сложность и, казалось бы, неподъемность поставленной перед ним задачи. Его исполнение, как всегда, продемонстрировало определенную, пусть и не выдающуюся, компетентность. В отличие от него, Забава Деревянко, Голубева и Исакова, на мой взгляд, заслуживали гораздо более восторженных оценок и славы. Особенно разочаровала роль Лены Лядовой – я не верю, что допустимо, чтобы актриса, не обладающая очевидным артистическим даром, так безвольно теряла свою индивидуальность в столь значимой роли. Мне показалось, что для этой, безусловно, непростой задачи, могла быть выбрана более талантливая и опытная актриса. В нынешней обстановке, когда телевидение стремительно выплевывает бесконечный поток сериалов, особый восторг и признание вызывает, по-прежнему, несколько культовых, бесспорно, очень удачных и запоминающихся проектов. Именно эти примеры, на мой взгляд, выступают настоящими эталонами жанра и доказывают, что умелое сочетание качественного сценария, профессионализма актеров и грамотной режиссуры способно создать настоящее произведение искусства.