Описание
Рецензии

Сериал Блиндаж

Актеры:
Ирина Рахманова, Игорь Хрипунов, Алексей Шевченков, Евгений Князев, Евгений Атарик, Сергей Угрюмов, Кирилл Полухин, Федор Лавров, Роза Хайруллина, Константин фон Ящерофф
Режисер:
Александр Горновский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
сериал полностью из 4 (24.02.2012)
Лето 1941 года ознаменовалось кошмарным разворачиванием боевых действий на белорусской земле, вблизи малоизвестного села Любаши. Раскаты громогласных сражений, сотрясавшие окрестности, породили хаос и отчаяние, а сотни местных жителей, в смертельной панике, устремились в объятия густых, непроходимых лесов, пытаясь избежать участи. К сожалению, значительная их часть оказалась в эпицентре этого адского столкновения, став жертвой бесчеловечной вражеской мощи. Несмотря на ожесточенные усилия, наши воинские подразделения оказались не в силах переломить стремительное наступление захватчиков, вынужденно отступая, подрывая свои собственные оборонительные рубежи. Линия фронта, словно раздираемая раной, неумолимо продвигалась на восток, обостряя положение и увеличивая зону боевых потерь. В этой обстановке, капитан Хлебников, некогда гордый командир, лишивший зрения в результате ожесточенного взрыва, внезапно пробудился в мрачном царстве сознания, обнаружив себя внутри полуразрушенного, окопленного блиндажа, ставшего символом безысходности. В ухватившем его отчаянии, Хлебников, словно в приступе безумия, предпринял отчаянную попытку прекратить свое существование, стремясь обрести покой в безмолвном объятии смерти. К счастью, его замысел был сорван благодаря вмешательству Серафимы, жизнерадостной и мужественной жительницы села, чья доброта и сострадание мгновенно пронзили его угрюмую оболочку. Она, видя искалеченного бойца, обладающего все еще горящим в душе огнем, приняла твердое решение спасти его, невзирая на собственную опасность. Вскоре к этой необычной, казалось бы, несовместимой компании присоединились дополнительные личности, каждый из которых нес на себе отпечаток войны. Немецкий солдат-дезертивец Хольц, некогда участник вражеских рядов, но сумевший обрести человечность, райкомовец Демидович, прошедший через испытание огнем, и выживший после зверских расстрелов еврей Нохим – все они, словно собратья в беде, составили причудливый, разношерстный коллектив. Ужиться им было невероятно сложно, их взгляды и убеждения кардинально отличались, однако, осознавая, что на их плечах лежит ответственность за дальнейшую жизнь Серафимы, она, рискуя жизнью, неустанно собирала и доставляла им все необходимое для выживания, стремилась к сохранению хрупкого мира в этой душной, опасной среде.
Фильм «Блиндаж», основанный на мотивах незавершенной повести небезызвестного Василия Быкова – выдающегося прозаика, посвятившего творчество трагическим страницам Великой Отечественной войны – представляет собой произведение, обладающее поразительной правдивостью и глубиной. Судить о картине, осознавая, насколько точно она передает дух и атмосферу повести Быкова, представляется невозможным – исходный текст, к сожалению, не был доступен для непосредственного ознакомления. Однако, очевидно, что авторы смогли блестяще отследить его интонации, сумев воссоздать ощущение безысходности, страха и человеческого достоинства, которые были столь характерны для прозы Быкова. Неожиданно и по-настоящему приятно поразила масштабность и достоинство созданного фильма. В нынешней обстановке, когда поток кинематографических работ, по большому счету, представляет собой лишь череду подделок, не выдерживающих даже минимального анализа, «Блиндаж» выделяется как пример качественно выполненной работы. Скептический настрой, неизбежный при начале просмотра, постепенно рассеивается, позволяя окунуться в историю, проникнуться сочувствием к героям – простым людям, оказавшимся в эпицентре войны. Фильм не навязывает свою точку зрения, не приукрашивает действительность, а словно выхвачен из реальных жизненных обстоятельств, что, безусловно, является залогом его правдивости и убедительности. Центральным элементом повествования является образ Серафимы – обычной деревенской женщины, воплощенный Ириной Рахмановой. Ее игра настолько убедительна, настолько пронизана жизнью и человеческой теплотой, что изначально возникали сомнения – не является ли актриса настоящей сельчанкой из глухой белорусской деревни. Она привносит в историю ощущение бесстрашия, мужества и сострадания, что делает ее одним из самых ярких и запоминающихся персонажей. Сюжет развивается вокруг группы людей, оказавшихся в блиндаже – временном убежище, найденном капитаном, и, соответственно, вынужденных жить под одной крышей. Среди них – ефрейтор медслужбы немецкой армии Хольц, воплощенный актером с имеющимися русскими корнями Константином фон Ящероффом, и капитан Хлебников, сыгранный Игорем Хрипуновым – истинным героем, потерявшим зрение в результате боя, но сумевшим обрести вновь веру в жизнь. Не менее значимой и, пожалуй, самой драматичной частью фильма является история ефрейтора медслужбы Хольца, оказавшегося заложником обстоятельств и, фактически, подтрибуна, поскольку его невыполнение приказа о спасении раненого солдата привело к его гибели. Не менее ярким и противоречивым персонажем является райкомовцы Демидович, воплощенный Алексеем Шевченковым – «прожженный коммунист», не способный смириться с потерей власти и привилегий в условиях наступающего фашизма. Особую трагическую окраску приобретает повествование через призму Холокоста. На белорусских землях, где произошло действие фильма, проживало значительное количество евреев, и Любаши были общиной, подвергшейся уничтожению. Сюжет, посвященный этой теме, представлен с особой остротой и реализмом, с запоминающейся сценой расправы над евреями, вызывающей шок и мучительные переживания. Наиболее трагическая фигура – Нохим, воплощенный Евгением Князевым – погружен в самые сложные и невыносимые испытания. Наряду с тщательно проработанным сюжетом, «Блиндаж» цепляет своим актерским составом. Игра Ирины Рахмановой, безусловно, является ее ярчайшим достижением, а образ Демидовича, воплощенный Алексеем Шевченковым, вызывает откровенную неприязнь, что, впрочем, является вполне логичным и уместным. Успешно раскрыты и роли Евгения Князева и Сергея Угрюмова, которые смогли придать своим персонажам особую глубину и достоверность. Несомненно, у фильма есть и свои недостатки. Нельзя не отметить, что сцена боя около села выглядит несколько нереалистично, а количество полицаев, несмотря на контекст, может показаться избыточным для белорусской территории. К тому же, авторам можно упрекнуть в некоторой догматичности при изображении роли, которую выполняли полицаи в уничтожении евреев. Однако, эти замечания, по большому счету, не имеют принципиального значения. Главное – понять суть картины, увидеть в ней отражение трагических событий, которые произошли на белорусской земле. Стоит помнить, что за период войны погибло 25% белорусского населения, и «Блиндаж» – это не просто фильм, а важная иллюстрация этого страшного события, еще одно доказательство правдивости и глубины творчества Василия Быкова.
Этот выдающийся кинематографический проект, без сомнения, является одним из самых значительных военных драматических творений отечественного кино за последнее десятилетие. Сказать о нём просто “сериал” – значит существенно недооценить его масштаб и глубину. Предыдущие работы создателей, такие как «Наркомовский обоз», «Вольф Мессинг» и другие, не приближаются по художественной ценности к этому настоящему шедевру. Однозначно, команда, стоящая за созданием «Блиндажа», заслуживает самых высоких похвал и признания за этот впечатляющий проект. Этот фильм, благодаря творческому взлету команды, превратился в поистине первоклассное, увлекательное полотно, которое можно пересматривать снова и снова, не теряя своей эмоциональной силы и художественной ценности. И, разумеется, это не случайно – ведь основу для создания картины заложил замечательный белорусский писатель Василий Быков. Снять некачественную экранизацию его произведений – задача, граничащая с богохульством для любого кинорежиссёра. Зрителям, предпочитающим традиционный стиль повествования, характерный для создания этой картины, не знаком ни один новый приём или изысканный ход. В ней нет приукрашенных деталей, преуменьшенных эмоций, и никакой фантастической элементности – все события разворачиваются с поразительной достоверностью, словно вырванные из реальной жизни. Единственное, что, возможно, вызвало некоторое удивление, – это относительная сухость и ограниченность в раскрытии образов некоторых персонажей. Кажется, авторам следовало позволить их планам приобрести большую эпичность и значимость, в полной мере раскрыть их потенциал. Особенно это касается образа Серафимы. В фильме ощущается недостаток тех моментов, когда актеры способны демонстрировать всю глубину своих переживаний, «играть лицом», передавать тончайшие нюансы эмоций. Однако, создатели проекта, прекрасно понимая свою задачу, сумели реализовать её на высшем уровне. Поэтому, моя оценка их труда – безусловное восхищение. Фильм уже сейчас восхищает своим содержанием, и попытка указать на незначительные недостатки – просто бессмысленна. Особое внимание, безусловно, заслуживает актерская игра, которая демонстрирует поразительное мастерство исполнителей. Характеры главных героев полностью раскрыты, благодаря гению Василия Быкова. И в частности, образ немецкого "ботаника" – дезертиры и партийного функционера – вызывает некоторые вопросы. На мой взгляд, персонаж выглядит несколько неправдоподобно, даже карикатурно. Однако, над этими образами, безусловно, можно было бы еще поработать, чтобы добиться максимальной достоверности. Тем не менее, они вносят определенный колорит в фильм и в этом их плюс. Особую благодарность и восхищение вызывает образ Серафимы, которую воплотила Ирина Рахманова. Эта девушка, по моему мнению, является воплощением лучших человеческих качеств, она и есть настоящий идеал. За такую блестящую работу Ирина Рахманова, несомненно, заслуживает самых престижных наград. Подобно Серафиме, она – образец для подражания. Музыкальное сопровождение картины, основанное на печальных белорусских песнях, создает неповторимую атмосферу и, в определенные моменты, даже заставляет зрителя прослезиться. Огромное спасибо композитору и музыкальному редактору за их прекрасную работу – они сумели прочувствовать дух времени и создать музыку, которая идеально дополняет повествование. Нельзя не отметить и красоту натуры, использованной в качестве съемочной площадки. Выбор места, практически не тронутого человеческой рукой и сохранившего свою экологическую чистоту, является гениальным решением. Огромное спасибо студии «Белорусьфильм» – именно сотрудники этой студии выбрали это место, чтобы воплотить в жизнь этот замечательный проект. И, конечно, нельзя не упомянуть о наболевшем – о теме Холокоста. В Западной Белоруссии всегда проживало большое количество евреев, и сериал правдиво и без прикрас показывает жестокое отношение фашистов к этому народу. Один из самых запоминающихся эпизодов – это сцена, в которой фотографа заставляют снимать смерть его собственных детей. Хотя, возможно, изображённые в фильме репрессируемые "юды" и действительно были настолько наивными и недальновидными, как они показаны в этом фильме? Ведь не может ли это противоречить характеру древнего народа, который, на протяжении многих веков, был подвержен преследованиям во многих странах? Имело ли смысл, чтобы этот народ, умудренный опытом, не развил в себе чувство осторожности и опасности? Несмотря на некоторые недостатки, фильм содержит в себе множество сильных сторон. Просмотр «Блиндажа» заставляет волноваться, тревожиться, переживать за главных и не только главных персонажей. Именно поэтому я считаю этот фильм заслуживающим высшей оценки – твердой пятерки! Поверьте, после просмотра вы непременно будете в восторге!
Пришло ли вам в голову когда-либо заметить, как ветераны, прошедшие через ад Великой Отечественной войны, зачастую повествуют о трагических событиях с какой-то сдержанной, даже отстранённой, дистанцией? Их рассказы, как правило, отличаются значительной неточностью по сравнению с излагаемым в школьных учебниках истории. И даже произведения, запечатлённые в литературных текстах и воплощённые на экране кино, нередко представляют собой лишь отдалённую, субъективную интерпретацию того, что реально происходило. Заслуживает внимания тот факт, что даже столь влиятельная фигура, как Н.С. Хрущев, проявлял явное нежелание скрупулезно изучать кинематографические документальные фильмы, посвященные военным действиям, поскольку многие аспекты оставались завуалированными, не до конца раскрытыми. Однако, среди малого числа писателей, сумевших воссоздать правдивый, неискажённый образ тех ужасных событий, выделяется Василий Быков. Одна из его драматических повестей была экранизирована, и этот образец кинематографического искусства, надо признать, представлял собой весьма достойное творение. Несмотря на наличие определённых, пусть даже незначительных, оговорок, фильм в целом оказался просто великолепным. Описанные в книге Быкова события были представлены на экране, казалось, никуда не хуже, а, возможно, даже более глубоко и проницательно. Но самое главное заключалось в другом. Фильм отличался живыми, правдиво изображёнными персонажами. Зритель не просто наблюдал за происходящими событиями, он мог непосредственно проникнуть в душу каждого героя, понять мотивы, побудившие его к действию, осознать всю трагичность и безысходность ситуации, в которой оказался этот человек. Особого внимания заслуживает талантливая актерская игра Ирины Рахматовой, сумевшей с поразительной точностью передать зрителю всю гамму чувств и переживаний её персонажа. Стоит отметить, что эта картина не просто рассказывает о зарождающейся, трепетной любви, а, прежде всего, о самой ценности истинной, искренней любви, о необходимости бережно хранить её – и, как следствие, осознавать и ценить саму себя. Творчество Василия Быкова заслуживает небывалого уважения, поскольку его произведение – это не просто хроника военных событий, а глубокое исследование того, что переживали люди в тот период, какой ценой, с каким мучением и, возможно, с какой потерей, обернулась для них эта роковая, бессмысленная война.