Описание
Рецензии

Сериал Холодный дом (2005) / Bleak House (2005)

Актеры:
Анна Максвелл Мартин, Дэнис Лосон, Кэри Маллиган, Финн Моррелл, Джиллиан Андерсон, Том Джорджсон, Чарльз Дэнс, Патрик Кеннеди, Тимоти Уэст, Берн Горман
Режисер:
Джастин Чадвик, Сузанна Уайт
Жанр:
драмы
Страна:
США, Великобритания
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 15 (27.10.2012)
В жизни Эстер, юной девушки, едва достигшей четырнадцати лет, произошла трагическая утрата – скончался ее дорогой крестный, человек, чья любовь и забота стали для неё настоящим оплотом. Потеря, особенно в столь юном возрасте, опустила ей душу, оставив ощущение глубокой пустоты и полной растерянности. К тому же, девочка осталась абсолютно без поддержки, ее родители давно покинули этот мир, оставив ей без родительской опеки и защиты. В эту непростую минуту, когда надежда уже начинала угасать, в её жизни появился человек необычайной доброты и великодушия – мистер Джон Джарндис. Он, словно посланный небесами, протянул Эстер руку помощи, открыв перед ней невиданные перспективы. Мистер Джарндис, демонстрируя исключительное проницательное видение, решил вернуть ей шанс на достойную жизнь, предоставляя возможность продолжить обучение в престижной академии, известной своим высоким уровнем образования и выдающимися выпускниками. После завершения учебы, он, воодушевлённый ее способностями и целеустремлённостью, неожиданно сделал Эстер щедрый подарок – передал ей в собственность уединенное поместье, впоследствии прозванное "Холодным Домом". Владея этим забытым и, казалось бы, нежилым местом, Эстер, благодаря своему неукротимому духу и поразительным организаторским навыкам, с невероятной энергией и упорством взяла на себя задачу его преображения. Она, словно волшебница, превратила запустелое и заброшенное поместье в очаровательное, уютное гнездышко, наполненное теплом и светом. Подумать только, какое колоссальное количество сил, времени и энергии она вложила в эту сложную и, казалось бы, невозможную задачу! И действительно ли этот результат, достигнутый столь значительными усилиями, стоит той огромной жертвы, которую принесёт эта преобразующая работа? Размышления об этом оставались в её сознании, наполняя душу сложной смесью благодарности и неопределённости.
Мой восхитительный, почти религиозный интерес к творчеству Чарльза Диккенса обуславливает мои крайне строгие критерии оценки любых его экранизаций. Я предъявляю к ним особые требования, в особенности к актерской игре, и воспринимаю любое отклонение от первоначального замысла как глубокое оскорбление. Невозможно испортить столь гениальное произведение, но, увы, нередки случаи, когда экранизация, даже с великолепным визуальным рядом и талантливыми актерами, лишена той самой, неподвластной времени атмосферы, свойственной великому писателю. Как яркий пример можно привести экранизацию «Больших надежд» Альфонса Куарона. Визуальное оформление безусловно поражает воображение, музыкальное сопровождение обладает исключительной красотой, актеры демонстрируют высочайший уровень мастерства, и, тем не менее, отсутствует та самая, неотъемлемая от Диккенса, атмосфера. Создается впечатление, будто к сценарию был прилеплен старый, потрепанный годами трамвай, усеянный глубокомыслящими и интересными личностями, а затем, не дожидаясь его остановки, промчался роскошный, но в сущности пустой поезд. К счастью, специалисты BBC проявляют себя с особым пониманием предмета. Их подход к созданию любого фильма отличается не только тщательностью, но и гармоничным распределением ресурсов. Они досконально выверяют каждый этап работы, стремясь добиться максимального качества результата. Подбор актеров осуществляется из ряда малоизвестных, но талантливых личностей, а кадры, в свою очередь, предоставляет театральный Лондон. И, удивительно, даже эти относительно неизвестные актеры способны затмить многих известных голливудских звезд. Как я уже отмечал ранее, для меня первостепенное значение имеет атмосфера, которую создает фильм для своего зрителя. Произведения Чарльза Диккенса, как известно, пронизаны мрачными и серо-бурыми оттенками. Каждая страница пропитана нищетой бедных городских кварталов. В некоторых эпизодах чередуются картины роскошных интерьеров и всевозможных светских удовольствий. В центре повествования – Эстер Саммерсон, сирота, которую приглашает в Лондон влиятельный и состоятельный мистер Джардинс. Она устраивается работать экономкой в его поместье под названием «Холодный дом», где знакомится с Адой и Ричардом, двумя наследниками, вовлеченными в судебный процесс против Джардинсов. Параллельно зритель знакомится с историей леди Дедлок, которая длительное время посвящает поиску своей дочери. Особую восхищение вызывает игра тумана, представленного в фильме как живой персонаж. Принадлежащие Англии дожди, чопорность, пейзажи, ощущение дискомфорта – все это создает неповторимую атмосферу, неотъемлемую от «Холодного дома». Кадры уличной жизни сменяются эффектными изображениями британского быта, свет и тьма бесконечно чередуются. Невольно возникает мысль о том, что сам писатель, возможно, участвовал в разработке декораций. Примечателен тот факт, что весь фильм продуман до мельчайших деталей. Выбор костюмов, каждого элемента одеяния, экипажа, интерьера – все это сделано с особой тщательностью и аккуратностью. На экране все выглядит и ощущается изящно и гармонично. Даже одежда бедняков, вложенная в этот проект столько труда и стараний. В качестве интересного приема используется эффект показа места, где будет происходить следующее действие, под разными ракурсами. Это создает ощущение резкости, таинственности, даже страха, и, несомненно, оставляет неизгладимое впечатление. Сериал должен пробуждать в зрителя эмоциональную сторону, а не утомлять ее. Здесь нет просто актерской игры, здесь происходит взаимодействие актеров с персонажами. Они сдержанны в выражении чувств, могут быть эмоциональными или, напротив, весьма сдержанными. Они являются воплощением низшего зла или, наоборот, высшего гуманизма. Эти персонажи могут вызывать одновременно и отвращение, и сильную симпатию. Анна Максвелл сумела создать интересную и самобытную Эстер. Мартин с особой тонкостью передает эволюцию основной героини. В начале романа Эстер предстает перед нами неискушенной и несчастной девушкой, которая со временем преображается в счастливую, рассудительную и зрелую женщину. Джиллиан Андерсен сумела отойти от назойливого образа Даны Скалли. Она исполнена леди Дедлок с особым выражением и изысканностью. Она практически неподвижна, но все ее мысли и чувства передаются посредством мимики и взгляда, способных в некоторых случаях сказать больше, чем слова и поступки. Чарльз Дэнс выступает в роли неуязвимого воплощения демонизма. Он является алчным и мерзопакостным адвокатом, относящимся к семье Дедлоков. После его появления возникает чувство навязчивого отвращения, что еще раз подтверждает блестящую работу Дэнса. Безусловно, достоинства других актеров несомненны, но именно эта троица выделяется на их фоне и притягивает внимание зрителя. Великолепный мистер Гапи, в котором сочетаются черты героев Тима Бартона – Айчеборта Крэйна и Эдварда Руки-Ножницы, обладает выразительными жестами и мимикой. Дэнисе Лоусоне сочетаются мудрость и доброта. Невероятным обаянием наделен Натаниель Паркер, исполнивший роль Скимпла. Конечно, и другие актеры также хорошо справились со своими ролями. Все действия в «Холодном доме» отличаются динамикой и стремительностью. В некоторых случаях происходит замедление, но это делается для того, чтобы акцентировать внимание на важных моментах. Сериал уделяет определенное место для детектива. Актеры стараются сохранить атмосферу загадки, которая ждет своего решения. В заключение хотелось бы отметить относительно значительный вклад музыки. Величественные музыкальные композиции Джона Ланна, которые всегда уместны. В некоторых случаях они торжественны, в других - грустны, но всегда передают счастливые моменты. Звуки «Холодного дома» идентичны запахам «Парфюма». Персонажи, которые нашли в жизни свое место и сумели оценить духовные составляющие, вознаграждаются. Порок побеждает добродетель. В этом мире всегда были люди, отличающиеся благородством и добротой. Все это передается «Холодным домом» в сердца и души зрителя.
Эпоха викторианской Англии, пожалуй, остается самым желанным периодом для читателей и исследователей, очарованных ее литературным наследием. Неудивительно, что экранизации произведений, созданных такими мастерами, как Диккенс, Теккерей, Остин и Бронте, не только привлекают внимание, но и вызывают неизменный интерес. BBC, обладая бесспорными возможностями для адаптации классических произведений, зачастую демонстрирует впечатляющий талант. Диккенс, Остин, Бронте – авторы, сумевшие столь живо и проницательно изобразить ту самую Англию, которая столь глубоко проникла в сердца миллионов читателей. Остин, в особенности, предлагает нам романтизированную картину мира, в то время как Диккенс, вооружившись горьким реализмом, погружает нас в холодные и мрачные тупики социального неравенства и отчаяния. Некоторые критики утверждают, что истинную ценность Диккенса можно постичь лишь после осознанного и вдумчивого перечитывания его произведений. Однако, даже при всей степени терпения, текст может открыться лишь постепенно. Его стиль, по сути, представляет собой архаичность, запечатленную в словах. Читая Диккенса, возникаешь ощущение, что люди, жившие в ту эпоху, обладали неповторимым мастерством в передаче сложной палитры человеческих эмоций и переживаний. Особенно ценными кажутся изначально громоздкие описания погоды, предметов, архитектурных деталей – эти элементы, словно открывают дверь в другой мир. Рассмотрим экранизацию романа "Холодный дом". С одной стороны, это самостоятельный фильм, а с другой – адаптация литературного произведения. В качестве адаптации, к сожалению, она показалась несколько поверхностной. Роман Диккенса сложен и многогранен, и этот уровень его урезания ощущается. Однако, отдельные моменты, особенно актерская игра и атмосфера, заслуживают высокой оценки. Сюжет "Холодного дома" затрагивает целый ряд значимых тем. Во-первых, это тема Канцлерского суда – жестокое и беспринципное отражение судебной системы Англии того времени, где противостояние между Джарндинсами и Джарндинами приводит к разорению невинных людей. Яркие примеры этого – юный Ричард и эксцентричная мисс Флайт. Во-вторых, важная тема – это тема детей, брошенных на произвол судьбы сирот. Эта тема служит демонстрацией, в какой степени Англия того времени заботилась о собственном народе. В-третьих, не менее значима тема повести Эстер, представляющая собой детективное повествование с загадочной Леди Дедлок и любовными линиями Ричарда и Ады, а также Аллена Вудкорта и Эстер. Нельзя не отметить, что представленное описание носит скорее краткий обзор, а не полноценную рецензию. Его основная цель – обозначить ключевые темы и выделить особенности экранизации. Лично меня экранизация покорила благодаря актерскому ансамблю и созданной атмосфере. Декорации – "Холодный дом" и поместье Дедлоков – "Чесни Уолд" – отражают мрачность и удушливость того времени. Не менее значимы и другие локации – темные адвокаты в конторах, "Одинокий Том" – приют для больных и нищих. Все это создает полное ощущение погружения в мир, созданный Диккенсом. Особо хочется отметить игру отдельных актеров: Джон Джарндис – Опекун, воплощение широкой души и, несмотря на усталость, неизменной доброты. Леди Дедлок (Джиллиан Андерсон) – воплощение холодной, величественной красоты и железной выдержки. Ее игра производит неизгладимое впечатление, позволяя зрителям почувствовать глубину ее внутреннего мира. Эстер (Анна Максвелл Мартин) – неповторимый персонаж, сочетающий в себе отзывчивость, доброту и здравый смысл. Аллен Вудкорт – мой любимый персонаж. В исполнении Ричарда он кажется наилучшим из всех мужских персонажей, воплощением благородства и чести. Инспектор Баккет – идеальный персонаж, созданный для воплощения в жизнь на экране. В заключение, стоит отметить, что экранизация, хотя и не лишена определенных недостатков, представляет собой достойную адаптацию произведения Диккенса, сохранив его атмосферу и основные темы. Эта экранизация, безусловно, порадует поклонников BBC и любителей классической литературы.
Для меня Англия — это не просто географическое понятие, а словно сотканый из воспоминаний, изящный мозаичный образ, пронизанный глубоким духом истории и умиротворенной красотой. В моей памяти он пропитан мерцанием утреннего тумана, столь характерного для английских пейзажей, ароматом душистого травяного чая, изысканными манерами, воплощенными в жизни персонажей, и, конечно же, колоритными фигурами, словно сошедшими со страниц великих писателей, таких как Чарльз Диккенс, Лиза Беннет и мисс Марпл. Особое место в этом воображении занимает автор, чьи произведения, по моим наблюдениям, способны увлечь на часы, особенно когда его шедевры воплощены в захватывающих мини-сериалах, транслируемых каналом BBC, в прохладные зимние вечера, окутанные тишиной и спокойствием. Именно в этих экранизациях, надо сказать, во всей полноте раскрываются все тщательно выстроенные элементы мироздания Диккенса: от эксцентричных, порой необъяснимо странных чудаков, облаченных в нелепые, казалось бы, не сочетающиеся друг с другом одежды, до хищно прищуренных, внушающих трепет эпических злодеев, к которым прибавьте неисчислимое количество оскорбленных, униженных и обманутых, болезней и эпидемий, потерянных детей, заблудившихся в лабиринтах незнакомых улиц, и, к счастью, присутствие душой чистой и добродетельной героини, воплощающей истинную юношескую любовь, и возвышенность, глубину и незыблемость человеческих отношений. Все это, в совокупности, создает неповторимую атмосферу, настолько реалистичную, что даже самые отдаленные от литературы зрители, невольно погружаются в этот удивительный мир. Создатели "Холодного дома" сумели поразительно точно передать эту завораживающую атмосферу, благодаря великолепному актерскому составу, включающему талантливых исполнителей, таких как прекрасный Чарльз Дэнс, безупречная Джиллиан Андерсен, милая Кэрри Маллиган, интереснейший Берн Горман, и многих других, не умолкнувших в этом художественном произведении. Эта замечательная интерпретация, наполненная аутентичными музыкальными композициями, обрела удивительную способность оживать в ярких, запоминающихся тональностях, вовлекая зрителя в захватывающую игру. Однако, несмотря на очевидные достоинства, мне показалось, что актриса, исполнившая главную роль, хоть и справилась с поставленной задачей на высшем уровне, но по ряду причин не совсем угадила в образ столь тонкой и аристократической Джиллиан Андерсен, облаченной в незыблемую осанку, и, к сожалению, не смогла полностью раскрыть всю глубину и сложность персонажа. Осуществить такую игру с таким акцентом на иные черты, в данном случае – на жизненный опыт и непосредственную эмоциональность – вышло, откровенно говоря, не вполне удачно. Жаль, что, несмотря на всю красоту и масштабность картины, вся книжная интрига, исход событий, на которых держался весь сюжет, не раскрылась в полной мере, в силу этой определенной несоответственности. Если бы авторы сделали небольшую корректировку, учитывая особенности и индивидуальные черты Джиллиан Андерсен, то отличная картина приобрела бы еще большую убедительность и глубину, заставляя зрителя еще более сильно сопереживать героям. В итоге, я бы оценил этот шедевр на 7 из 10 баллов.
После завершения просмотра меня охватило глубочайшее и неподдельное потрясение. Повествование, представленное на экране, обладает поистине поразительной жизненной правдой, пронизанной острой, почти физической чувственностью. В ней, словно в зеркале, отразились самые темные грани человеческого существования: безмерная боль, мучительные падения, болезненные разочарования, тяжелые шрамы предательства, и, одновременно, всепоглощающая, чистая любовь, сложность и драматизм взаимоотношений, нищета, граничащая с отчаянием, и роскошь, ослепляющая своей пустотой. Каждый эпизод дарит возможность окунуться в словно бы параллельную реальность, вместе с героями проживая их личные трагедии, испытывая искреннее сочувствие к некоторым, и, невольно, зарождая неприязнь к другим. Неудержимое желание продолжать просмотр, стремление докопаться до истины, увидеть, как разворачиваются события, довести историю до ее кульминации, до финального аккорда, становится практически неконтролируемым. Игра актеров поистине выдающаяся – они воплощают свои роли с невероятной глубиной и убедительностью. Атмосфера, созданная командой создателей, завораживает и пленяет, проникает в самую суть, в каждую клеточку сознания и души. И, конечно, не стоит забывать о музыкальном сопровождении – оно притягивает, переворошит, поднимет каждую мелодию до самых глубин чувств, усиливая эмоциональное воздействие повествования. Сравнения с литературными источниками, как правило, – дело субъективное, личное. Но, если вам близок этот жанр, если вы готовы к переживанию целого спектра чувств, будьте уверены: вы получите незабываемые ощущения, настоящие эмоции, которые останутся с вами надолго. С уверенностью могу рекомендовать к просмотру – это произведение заслуживает высшей оценки: 10 из 10.