Описание
Рецензии

Сериал Благородный разбойник Владимир Дубровский

Актеры:
Михаил Ефремов, Марина Зудина, Владимир Самойлов, Кирилл Лавров, Анатолий Ромашин, Виктор Павлов, Владимир Конкин, Геннадий Фролов, Михаил Матвеев, Андрей Смоляков
Режисер:
Вячеслав Никифоров
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1988
Добавлено:
сериал полностью из 4 (13.09.2013)
Рейтинг:
7.66
6.80
Неугасающая вражда между древними родовитыми семействами Троекуровых и Дубровских, словно невидимая, но крепко сплетенная нить, окутывала их происхождение на протяжении многих поколений. Непреодолимая гордость, глубоко укоренившееся чувство собственного превосходства и неспособность к уступкам, поглощала Дубровских, лишая их возможности простить обиду, нанесенную их предком, Троекуровым, и, следовательно, и возможность предпринять конструктивные шаги к долгожданному примирению. Оскорбление, глубоко травмировавшее Дубровского-старшего, оказалось невыносимым бременем, не поддающимся облегчению, и любые попытки Троекурова восстановить прежние добрые отношения встречались лишь с жесточайшим, беспощадным сопротивлением. С наступлением неизбежного конца уважаемого Дубровского-пожилого, его внук, молодой аристократ по имени Владимир, всерьез заполнился ядом первобытной ненависти, который, словно ядовитый туман, застилал ему разум. В нём возникло решительное, не утихающее стремление к возмездию, и поместье, которое теперь находилось в собственности врага, было сожжено, став символом его одержимости. Жизнь Владимира Дубровского приобрела смысл лишь в исполнении этого зловещего замысла. В стремлении достичь своей цели, он стал методично грабить влиятельных землевладельцев, перераспределяя полученные средства в пользу малоимущих и обездоленных, демонстрируя извращенное понимание справедливости. В ходе одной из своих дерзких операций, под маской образовательного педагога, он проник в усадьбу Троекуровых, где, проведя там значительное время, невольно осознал, что его сердце, словно плененный орел, покорил прекрасная Мария – дочь его недоброго соседа, что стало сложным, запутанным испытанием для его души.
Этот текст – настоящее сокровище для любителя литературы и кинематографа, погружающее в мир пушкинских историй и размышлений о них. Он окутан атмосферой глубокой задумчивости и, конечно же, любви к русской классике. Текст раскрывает не только сюжет повести Пушкина «Дубровский», но и контекст его создания, включая влияние исторических событий, замысловатые мотивы, и особенности своего времени. Особое внимание уделяется образу Троекурова, его превращению в самодура, и описывается замечательно, как потерявший человечность человек. Акцент сделан на размытости грани между добром и злом, на сложности морального выбора, что делает повесть особенно запоминающейся. Подчеркнуто, как необычно и интересно оказалась история о разбойнике, ставшего особенным. В тексте также понятны задумки Пушкина, как он предвидел цензурные ограничения, сдвигая действия в дальнейшее прошлое. Он смело демонстрирует умение Пушкина учитывать социальные и политические реалии. Автор не только рассказывает о смелом и таланте полна Пушкина, но и скрупулезно описывает отношения между Дубровским и Машей, показывая сложность их чувств, где любовь и долг взаимопроникают, и оказывается нелегким выбором. В тексте очень удачно отражены настроения и смысл, которые автор хотел передать. Стиль повествования отличается остроумием, некоторой иронией, и вдумчивостью. Текст повествует и о замысле автора, и о различиях между повестью и фильмом. Автор не избегает критики фильма, и подчеркивает некоторую затянутость повествования. В тексте указаны некоторые эпизоды, которые могут быть сокращены, что не уменьшит достоинства фильма. Автор не только рассматривает значение повести и фильма, но и приводит примеры других произведений русской классики: «Лето любви», «Онегин», «Герой нашего времени». И еще, автор привносит в текст личные размышления и впечатления от просмотра оперы Э. Направника, что делает повествование ещё более живым и интересным. Заканчивается текст личноминным советом, который нацелен на любовников классики.
Александр Сергеевич Пушкин – фигура, не вызывающая сомнений в своем гении, остаётся краеугольным камнем русской литературы. Его творчество, столь широко представленное в школьной программе, лишь частично раскрывает масштаб его таланта, ведь помимо знаменитых стихотворений, он оставил после себя значительные произведения в жанре прозы, достойные особого внимания. Поэт, отличавшийся бесстрашной смелостью в своих высказываниях, не боялся подвергать критике даже самые острые социальные вопросы, в частности, о существующей тогдашней системе, о крепостном праве и о положении дворянства. Своими произведениями, касающимися этой крайне сложной эпохи, он, по сути, предвосхитил мысли и размышления поэта Николая Алексеевича Некрасова, чьё произведение «Кому на Руси жить хорошо» отражало те же глубокие социальные противоречия, но уже в контексте более позднего времени. Важно отметить, что даже столь спорное явление, как крепостное право, воспринималось не как что-то положительное и счастливое, а, скорее, как жестокая несправедливость, особенно в отношении обездоленных крестьян. Особое место в наследии Пушкина занимает роман «Дубровский», где писатель, словно в кошмарном сне, рисует картину крепостничества как орудия тотального угнетения и страха для всей России. Его критика дворянского класса, подчёркивающая разумность восстаний Пугачева и Разина, как попыток противостоять несправедливому режиму, основана на глубоком понимании аморальности самой системы. Именно на этих принципах и возникло знаменитое произведение, продемонстрировавшее выдающийся талант автора. Эпоха, изображённая в романе, была поистине суровой. Зритель наблюдает за жизнью двух баринов: у одного крестьяне испытывают нищету, однако их не подвергают пыткам и насилию, а у другого барина царит деспотизм, и он рассматривает крестьян не как людей, а как бесполезных псов. Разгорелась между ними вражда, и в конечном итоге превосходство имело тот, кто обладал большим влиянием. Первая экранизация романа состоялась в 1936 году, и фильм, выполненный в черно-белом исполнении, лишь частично отразил сложный и многогранный сюжет произведения. В 1988 году вышел более качественный киносериал, в котором авторы постарались максимально точно воссоздать атмосферу романа, не внося существенных корректировок в сюжет. К тому моменту фильм уже был выполнен в цветном варианте, что, несомненно, добавило ему привлекательности. Несмотря на то, что и в этом сериале не удалось показать все ключевые моменты романа, кинолента 1988 года, «Благородный разбойник Владимир Дубровский», безусловно, превосходит предшественника 1936 года. А появление в 2014 году ещё одной экранизации, вызвала у меня определённое разочарование. В целом, кинокартина 1988 года – наилучшая экранизация романа. В СССР сериал представлялся в несколько сокращенном виде, транслировался в кинотеатрах, а после его показа, можно было увидеть в формате минисериала по телевидению. Сериал, хотя и не сравнится с книгой, вызвал у меня искреннее восхищение, особенно как было показан суровый мир, те ужасы, которые имели место в имении Троекурова. Нищий барин, вместе со своими крестьянами, готов был на все, чтобы выжить, даже на кражу у богатых, которые, в свою очередь, не переставали пропивать имеющиеся средства. Конечно, я не буду приводить полный пересказ сюжета, поскольку все ключевые моменты подробно описаны в оригинальном романе. Но, в заключение, хочу отметить, что сериал получился великолепным, и, как я уже говорил, не может сравниться с книгой. Просмотр этого минисериала оказался интересным и захватывающим опытом. Это замечательная работа над гениальным произведением.
В ранние годы моей жизни, еще в юности, особое место занимал фильм «Дубровский» – картина, оставившая глубокий, почти неизгладимый след в моей душе. Я неоднократно погружалась в страницы романа Александра Сергеевича Пушкина, буквально исторшив его, раз за разом, вдыхая в себя атмосферу той эпохи. Меня поразило осознание того, что «Дубровский» – произведение не законченное, что существуют задуманные автором наброски для продолжения, предвещающие, разумеется, новые встречи между Владимиром и Машей. Советский кинематограф, к слову, выдал ряд блестящих экранизаций – результат кропотливой работы сценаристов, сумевших превосходно передать дух России, ее реалии и настроения того времени. Я с удовольствием пересмотрела «Дубровского» и «Барскую Крестьянку», после просмотра последней меня охватило легкое, почти осязаемое чувство восхищения и восторженности. «Дубровский», в некотором смысле, представлял собой оборотную сторону этой же монеты – мрачный, сложный, но не менее захватывающий сюжет. Актёрский ансамбль, вобравший в себя профессионалов высочайшего класса, безусловно, сыграл немалую роль в успехе этих картин. Особенно мне запомнилась игра молодого Михаила Ефремова в роли Владимира Дубровского. Его персонаж – воплощение силы, интеллигентной сдержанности, но при этом – глубокой, почти болезненной, ярости, тщательно сдерживаемой и не позволяющей раскрыться звериной стороне. Наблюдать за его внутренними терзаниями, за мучительной борьбой между местью и человечностью, было просто завораживающе. В его исполнении чувствовалась тончайшая драматическая интонация, способность передать всю глубину и сложность человеческого духа. Нельзя не отметить и игру Владимира Самойлова в роли Троекурова – жестокого, властного помещика, давно враждующего с Дубровским. Я всегда испытывал особый интерес к отрицательным персонажам в кино, и наблюдение за его игрой – за воплощением злобы и беспринципности – было для меня своего рода испытанием, позволяющим оценить мастерство актера. Актриса Марина Зудина в роли Маши – этого персонажа я считаю одним из самых трогательных и проникновенных. Она воплотила в себе не только нежную, наивную красоту, но и глубокое понимание чувств, способность к состраданию и принятию. Её игра заставила меня задуматься о природе человеческих отношений, о важности прощения и понимания. И, наконец, Андрей Смоляков, исполнивший роль крестьянина, заставил меня по-новому взглянуть на отношение простого народа к помещикам. Его персонаж – бунтующий, страстный, стремящийся к свободе, он чувствует себя как дома в банде, потому что у него появляется возможность отомстить за несправедливость, за тяжкий крестьянский труд, за лишения и унижения. К сожалению, нынешнее поколение, кажется, не разделяет моего увлечения классикой. Дети мои не проявляют интереса ни к классическим постановкам, ни к самим произведениям. Я твердо убеждена, что советские экранизации – это вершина кинематографического искусства, самые лучшие в мире! Наш советский кинематограф был на самом высоком уровне, и его наследие, несомненно, должно быть сохранено и увековечено.