Описание
Рецензии

Сериал Белые одежды
Актеры:
Валерий Гаркалин, Жанна Эппле, Валерий Порошин, Андрей Болтнев, Алексей Булдаков, Владимир Антоник, Людмила Гурченко, Эрнст Романов, Юрий Смирнов, Владимир Мсрян
Режисер:
Леонид Белозорович
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
1992
Добавлено:
сериал полностью из 7
(06.02.2013)
Рейтинг:


В центре повествования – захватывающая сюжетная линия, тесно переплетенная с трагическими событиями, лишь отдалёнными от нас по времени. В настоящем, словно погружённые в сон, эти истории обретают нереальный, почти мифологический оттенок, ибо свидетелями стали беспрецедентные трансформации в научном ландшафте, породившие такие, казалось бы, выходящие за рамки реальности, направления, как генетика и селекция. В какой-то определённый момент, научному сообществу пришлось столкнуться с невероятно сложным дилеммой, вынуждая их сделать выбор между дальнейшей жизнью и неукоснимым соблюдением своей репутации. Главный персонаж кинематографической истории оказался в эпицентре сложнейшего морального выбора, и лишь чудом, благодаря череде неожиданных обстоятельств, избежал участи, грозившего ему преследования со стороны безжалостных властных структур, чьи мотивы оставались, в сущности, неясными и подлежащими самым разным интерпретациям. Эта история – завораживающий рассказ о переплетении науки, власти и человеческой морали, заставляющий задуматься о цене истины и ответственности за свои поступки.
Судьба человеческая – это, несомненно, колоссальный, многогранный вызов, требующий от каждого не только усилий, но и непоколебимой воли, отчаянной борьбы за самосохранение и воплощение своих убеждений. Однако, когда мир окутан жесточайшей тьмой, когда время выпадает на крайне неблагоприятный период, когда жизнь приобретает черты невообразимой сложности, задача становится еще более тернистой и многослойной. В центре повествования – послевоенные реалии, кажущиеся поначалу освобожденными от ужасающего шума войны, от грохота снарядов и смертоносных выстрелов. Но, увы, над мрачным пейзажем продолжает свою неумолимую работу та самая, прогнившая изнутри, вертикаль власти, неспособная существовать без участия людей, движимых нездоровым стремлением к разложению и мучениям тех, кто осмеливается не соглашаться с их догматическим режимом. Эти индивидуумы, представляющие собой вершину иерархии, убеждены в абсолютной правоте своих идей и, не гнушаясь, пытаются искоренить любые проявления несогласия, любые элементы, отклоняющиеся от их жестко установленных рамок.
В духе знаменитого «Ревизора» Гоголя, зритель становится свидетелем подготовки к грядущей проверке, к тщательно спланированному визиту представителей партии, прибывающих в сельскохозяйственный институт Москвы для оценки соответствия устаревшей линии партии. Послевоенный период характеризовался не стремлением к переустройству мира, не желанием к улучшению жизни, а скорее, акцентом на разрушение Родины, возложенным на плечи партийной элиты.
В центре внимания – Федор Дежкин, чья деятельность, по сути, представляет собой сознательное отклонение от устоявшихся норм, разрушение экспериментов и опытов "очковтирателей", прикрывающихся именами академиков Мичурина и Лысенко. Но, к сожалению, молодой человек не осознает, что его действия – это прямое нарушение установленного порядка. В период 30-х годов, представители вершины власти умело использовали свое положение, занимая привилегированные места в научных обществах. В этом случае, не ум, а хитрость и расчетливое умение манипулировать ситуацией являлись главным фактором успеха. Это отголосок теории Дарвина, где выживает не сильнейший, а наиболее хитрый.
Развитие сюжета постепенно обретает остросюжетный характер, погружая главного героя в глубины самопознания, в непростую дилемму, в которой ему предстоит определить, сможет ли он придерживаться пути добра, не поддаваясь искушению тупиковых решений. Особо хочется отметить вклад Валерия Гаркалина в создание этого образа. Считаю, что он исполнил роль, которая, несомненно, является одной из лучших в его творческом наследии. Его игра достойна восхищения, а актерский состав в целом – поражает своим мастерством, демонстрируя великолепие советской школы кинематографа.
Сериал насыщен глубокими размышлениями о нравственности, о противостоянии добра и зла. Если вы разделяете подобное философское направление – не упустите возможность окунуться в этот захватывающий мир! "Белые одежды" – безусловно, одно из самых масштабных и значительных произведений, снятых в Советском Союзе, и я с особым удовольствием отношусь к этому сериалу.
В любой эпохе, особенно же в период жесткого, бескомпромиссного тоталитарного контроля, манипулирование лезвием – это всегда рискованное предприятие, не обремененное особой безопасностью. Главный герой, представленный на экране, производит крайне запутанное, неоднозначное впечатление, его лояльность вызывает глубокие сомнения: он, кажется, одновременно находится под влиянием как наших, так и ваших сил. Однако разве необходимо быть однозначно другом или врагом? Не было бы разумнее придерживаться собственной, независимой позиции, не совпадающей ни с одной из существующих фракций? Ведь в любых жизненных ситуациях, в любых обстоятельствах, возможно следовать универсальным, общечеловеческим законам и принципам морали, а не принимать навязанные режимом, временем или противостоянием режиму ограничения. Устоять за собой перед лицом массового общественного мнения – задача, представляющая собой, пожалуй, нереальный вызов. Привлечь к ответственности за это крайне сложно, и лишь Федор Дежкин, с поразительной изобретательностью, сумел в этом преуспеть.
Валерий Гаркалин, по праву, заслуживает высочайшей похвалы – он воплотил в роли Дежкина истинное чудо актерского мастерства. Он обладает не только интеллектом и острым умом, но и тонкой, чуткой натурой, что позволило ему настолько достоверно воплотить эту сложную и противоречивую личность. Роль Дежкина стала для Гаркалина своего рода воплощением его таланта.
Актёрские интерпретации в этом произведении действительно заслуживают пристального внимания. Юрий Смирнов, в интерпретации роли Свешникова, демонстрирует поразительную выразительность и мастерство. Невероятно убедительно он изобразил момент, когда Дежкин, вызволяя из плена мерзкого Бревешкова, подобно божественному правосудию, восстанавливает справедливость, не оставляя места для милосердия и жалости. Справедливый закон Судьбы неумолимо творится, и, если бы Федор поступил иначе, это противоречило бы самой сути его натуры. Именно в этом и заключается сущность Дежкина – его непоколебимая приверженность своим принципам.
Для тех зрителей, кто стремится к глубокому осмыслению увиденного и в поисках истинного смысла в кинокартине, я настоятельно рекомендую к просмотру данный фильм. Также советую его увидеть всем поклонникам классических, достойных фильмов, демонстрирующих мастерство Леонида Белозоровича, особенно учитывая, что съемки проходили в сложное, противоречивое время 90-х годов прошлого столетия. Я лично считаю, что этот фильм – обязательный к просмотру экземпляр.
Рекомендуем к просмотру