Описание
Рецензии

Сериал Белая ночь
Актеры:
Сергей Юшкевич, Александр Фисенко, Олег Фёдоров, Георгий Неусыпов, Иван Патраман, Виталий Жигалин, Андрей Котов, Валерий Малюшин, Юлия Горшенина, Ольга Гагарина
Режисер:
Александр Якимчук
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2015
Добавлено:
3-4 серия из 4
(09.05.2015)
Рейтинг:

В эпицентре повествования разворачиваются драматичные зарисовки 1944 года, охватывая ключевые этапы и трагические повороты войны. Сериал погружает зрителя в мир советских разведчиков, чьи судьбы были неразрывно связаны с грядущими событиями. В эпицентр сюжета выходит группа, возглавляемая капитаном С. Тумановым – человеком смелым, решительным и глубоко преданным делу Победы.
После выполнения очередного, крайне опасного задания, данного в рамках диверсионной операции, отряд, руководствуемый Тумановым, вынужден был покинуть оборонительные рубежи и отступить вглубь вражеской территории. Однако, вскоре становится очевидным, что противник не собирается отпускать их на произвол судьбы, и ведет неустанное преследование. В сложившейся критической ситуации, капитан принимает сложное и противоречивое решение – устранение пленных немецких солдат, мотивируя это необходимостью обеспечить собственное выживание и спасение от неминуемой опасности. Этот акт, совершаемый с горечью и неохотой, приводит к трагическим последствиям: пленников уничтожают, и, к счастью, отряду удается скрыться, вернуться к своим рядам, не потеряв ни одного человека.
Однако, вскоре после произошедшего, решение Туманова подвергается резкой критике со стороны представителей НКВД. Советским органам безопасности, руководствующимся принципами беспрекословного подчинения и приоритетом выполнения поставленных задач, казалось, что капитан допустил грубейшее нарушение инструкций, и должен был, любой ценой, довести пленных до штаба, несмотря ни на какие обстоятельства. Это глубокое несогласие, вызванное различием в подходах к решению проблем, приводит к аресту Туманова.
Оказавшись в плену, капитан, используя свою природную хитрость и умение выживать, совершает дерзкий побег, демонстрируя не только профессиональные качества, но и непоколебимую волю к жизни.
Проходят годы, и в непроходимых уголках Ленинграда, окутанный мраком и тайной, появляется бесстрашный и неуловимый преступник. Поймать его оказывается практически невозможно – он действует с поразительной изобретательностью, даже с профессиональным мастерством. От простых, прямолинейных способов борьбы с ним не проходит. Со временем становится ясно, что этим бесспорно талантливым злодеем в прошлом был сам капитан С. Туманов, человек, выросший в условиях войны и, казалось, навсегда отмеченный её трагической атмосферой.
Этот фильм, представленный на экране, вызвал у меня глубокое разочарование – как от самой кинокартины, так и от её реализации. Моя критика не носит предвзятого характера, а основана на моем восприятии и на том, чего я ожидала от такого рода произведения. Вопрос о создании фильмов о Великой Победе, разумеется, требует особого уважения к исторической правде, но, к сожалению, «Белая ночь» не соответствует этим требованиям.
С момента своего появления на экранах, подобные проекты часто, к сожалению, стремятся лишь к удовлетворению коммерческих интересов, забывая о той ответственности, которая ложится на плечи создателей. При этом, такие фильмы, в большинстве своем, не обладают той глубиной и достоверностью, которые необходимы для реального осмысления исторических событий.
С самого начала я ожидала от этой кинокартины серьёзного, вдумчивого подхода к теме войны, но, увы, это не оправдалось. Вместо этого, зрителя ждала, скорее, набор клише и банальностей. Мотивация, по сути, была ясна – это было бы хорошо для кассы. Но это не оправдывает отсутствие подлинной художественной ценности.
Приведу примеры. В начале фильма, капитан Туманов, герой, демонстрирует себя как ответственный и мудрый офицер. Однако, в конце картины, его поступки, его моральный облик, кажутся совершенно нелогичными и неправдоподобными. Кажется, что сценаристы просто не смогли найти достойного способа объяснить столь радикальную трансформацию персонажа. Объяснение, которое было дано в финале, не кажется мне убедительным и лишено какой-либо глубины. По сути, зрителя бросают с нерешенными вопросами, и это не способствует развитию, а наоборот, только демотивирует.
Сюжет фильма полон несостыковок. Вместо того, чтобы углубиться в исторический контекст, вместо того, чтобы раскрыть трагедию людей, переживших войну, кинематографисты выбрали путь создания фантастических, порой абсурдных событий. Появление преступлений в послевоенном Ленинграде, расследование, проведенное начальником по борьбе с бандитизмом, – всё это кажется диссонансом с реальностью. Подобные "вставка" для меня – это просто уловка, чтобы хоть как-то отвлечь зрителя от нелепости происходящего.
Особенно я разочарована игрой актеров. Персонажи кажутся картонными, лишенными индивидуальности. Динамика, эмоции, психологическая глубина – всё это отсутствует. Вроде бы, можно было создать глубокие, сложные образы, но вместо этого мы получили набор шаблонных, невыразительных героев.
Особую критику заслуживает тот факт, что фильм снят на канале «НТВ», который известен своим стремлением к зрелищности и часто игнорирует историческую достоверность. Подобные проекты, на мой взгляд, только подрывают доверие к кинематографу и уводят внимание от действительно важных и значимых произведений.
Я слышала, что на этот фильм положительные отзывы оставляют в основном подростки. Возможно, они не обладают достаточным жизненным опытом и не способны критически оценить произведение. В то же время, люди, которые хоть немного знакомы с историей и имеют представление о документальных фильмах, не смогут на такое произведение положиться.
В заключение, я хочу сказать, что, если вы ищете качественный, вдумчивый фильм о Великой Победе, то «Белая ночь» вас, скорее всего, разочарует. Это пустая, бездушная кинокартина, которая не соответствует никаким стандартам качества. Я призываю всех к осторожности при выборе фильмов, особенно если они затрагивают такие значимые исторические события. Помните, что истинное уважение к прошлому требует не только зрительного присутствия, но и осознанного, критического осмысления.
Приношу свои извинения, если мои слова покажутся вам резкими или оскорбительными. Моя цель – предупредить вас о некачественном произведении и помочь вам сделать осознанный выбор.
Критика, представленная в одном из первых обзоров этого кинематографического произведения, выражающаяся в утверждении о привычной для автора тяге к фильмам, восхваляющим воинский героизм и благородство, кажется несколько устарелой и не учитывающей текущую историческую реальность. Действительно, послевоенный кинематограф действительно был насыщен картинами, прославляющими подвиги солдат, и лента "Небесный тихоход" является ярким, хоть и спорным, примером этой тенденции. Нельзя не отметить, что в период, когда последствия ожесточенной войны еще ощущались, с жестокостью, открытым обсуждением проблем власти и с осознанием ужасов, пережитых в тылу, не приветствовалась. Понимание этого вполне закономерно, учитывая, что новые поколения, особенно молодежь, все еще видят войну, в первую очередь, как захватывающий приключенческий маршрут, пропитанный отвагой и храбростью. И такая наивная иллюзия, на мой взгляд, представляет собой серьезную опасность. Именно поэтому фильмы, способные показать действительно глубокий, непростой взгляд на военную историю, крайне необходимы.
Сам фильм, безусловно, получился качественно реализованным. Актерская игра Сергея Юшкевича и его команды, в частности, Федорова, производит весьма убедительное впечатление. Однако, следует признать, что в этом произведении лишь затронута крошечная, едва заметная грань жестокости тех лет. Суть того, что на самом деле происходило на приграничных территориях, в недавно освобожденных районах и в глубине нашей страны, – вещь, скорее всего, навсегда останется скрытой от посторонних глаз. Постановкой и режиссурой подобных фильмов необходимо заниматься с особой ответственностью, осознавая, что многие аспекты истории, возможно, не подлежат прямому изображению на экране. Иногда, обладая выдающимся актерским мастерством, невозможно достоверно передать нюансы, связанные с трагическими событиями и моральными дилеммами.
Нельзя не отметить, что в данном обзоре ощущается явный элемент личного пиара, пахнущий, к сожалению, весьма неприятно. Автор, не проявляя сочувствия и понимания, сознательно пытается очернить труд всей творческой группы, подорвав доверие к их работе. Лучше бы просто промолчала, не нанося тем самым ущерба достоинству созданного произведения. Ее слова, лишенные какого-либо интеллекта, лишь породили туман и грязь, не касаясь сути. Полагаю, что эти рассуждения в первую очередь затрагивают её самого автора. Мой отец – ветеран трех войн – видел многое, вспоминая о ночных посиделких фронтовиков, когда они делились своими переживаниями и историями. Я слышал много, о чем в фильмах, несомненно, никогда не смогут рассказать. И это не только из-за ограничений, связанных с изображением событий на экране, но и потому, что не все можно воплотить в кино, используя только актерские таланты. Таким образом, поверхностное прославление патриотизма в рамках этого обзора представляется скорее всего демонстрацией, и, возможно, недоброжелательной завистью к успеху фильма!
Первые эпизоды сериала я поглощал с пылом, как только он появился на экранах, однако, к сожалению, не смог завершить просмотр – на тот момент меня буквально захлестнула волна подобных проектов, пропитанных атмосферой жёсткой ликвидации и насилия. Признаться, я отбросил эти первоначальные ожидания, и, к моему удивлению, обнаружил, что сериал далеко не столь приторно-уголовный, как, например, "Чёрные кошки" или "Ростов". Его хронометраж был вполне умеренным, а сцены рукопашного боя, поножовщины и перестрелок отличались грамотным исполнением. Особое внимание привлекали персонажи, выстроенные на принципах явных контрастов – одни из них без колебаний готовы были к применению оружия, другие же, напротив, сохраняли веру в возможность исправления и, в частности, невиновности отдельного человека, а один из сотрудников милиции, прямо скажем, не мог понять, зачем вообще он пошёл в эту самую систему.
Безусловно, восхищение вызвала игра Юшкевича – он, как всегда, достиг предельной убедительности. Однако, мне показалось, что Фисенко, безусловно, талантливый и многогранный актёр, значительно недооценён. Я до сих пор с особым удовольствием вспоминаю его игру в сериале "Меч", где он демонстрировал поразительную способность легко и естественно переключаться между образами мужественного волевого лица разведчика, шахтёра, бандита и милиционера. Несмотря на очевидный потенциал, его не сделали центральным героем, возможно, режиссёры не посчитали его образ ещё не до конца выразвшимся или, напротив, что-то в нём переросло, потеряв свою первоначальную ясность.
В целом, подобные сериалы, начиная с "Апостола" и вошедшие в канон постсоветского "истерна", представляли собой нечто уникальное – пред- или послевоенную эпоху, где люди с особым, порой сломленным, характером, закалённые революцией, войной, голодом, разрухой и примитивным бытом, всё же находили возможность реализовывать свои чувства, стремления и желания – от самых возвышенных до самых низменных.
Настоящим было бы крайне интересно составить рецензию на этот сериал, выполненную западным зрителем, чтобы сравнить их восприятие с нашим. Ведь, как мы знаем, в нашем кинематографе и в самой исторической реальности середины прошлого века были реализованы и поданы столь же яркие и сложные образы, актеры обладали высоким мастерством, а режиссеры и сценаристы создавали произведения, не уступающие по качеству зарубежным аналогиям.
И, наконец, главное – это то, что этот сериал не являлся очередной киноадаптацией в духе "Обратной стороны луны" (которую я, кстати, также очень люблю), а представлял собой сугубо отечественную военно-уголовную романтику, насыщенную историческим колоритом и глубокими человеческими драмами.
Рекомендуем к просмотру