Описание
Рецензии

Сериал Бег (1970)
Актеры:
Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Ткач, Владимир Заманский, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1970
Добавлено:
сериал полностью из 2
(09.08.2013)
Сплетаясь в канву эпохи, повествование картины укоренилось в турбулентные двадцатые годы, в период финальных, драматических этапов Гражданской войны. Крым, некогда пульсировавший под знаменами красных, теперь ощущал на себе тяжесть неминуемого превосходства Красной Армии, что, несомненно, принесло нелегкие времена тем, кто не склонился перед новыми порядками. Главные герои, оказавшись в эпицентре военных потрясений, оказались перед колоссальной задачей – удержаться на плаву в стремительно меняющемся мире, противостоять многочисленным опасностям, возникавшим на каждом шагу, и, самое главное, не поддаться искушению попрать собственные моральные убеждения и глубоко заложенные принципы. Их судьба, запутавшаяся в паутине политической нестабильности и личных испытаний, представляла собой сложнейшую головоломку, требующую от них не только физической стойкости, но и непоколебимой внутренней силы и верности своим идеалам. Этот период их жизни, пропитанный тревогами и неопределенностью, стал проверкой на прочность, определив, кем они станут в этой раздираемой войной стране.
Фильм “Бег” – это новаторская, в контексте советского кинематографа, экранизация гениального произведения Булгакова, заслужившая признание как одно из наиболее значимых и глубоких произведений искусства. Александр Алов и Владимир Наумов, как режиссеры, продемонстрировали выдающийся талант, сумев с максимальной достоверностью передать на экране драматизм и эпический размах повествования, воссоздав события начала XX века, включая трагическую Гражданскую войну и печальную судьбу беженцев, эмигрировавших на Запад. Картина, собравшая под своим крылом блестящих актеров своего времени, породила уникальный, грандиозный полотно, в котором воедино сплелись судьбы бесчисленных персонажей, многие из которых имели историческую основу, а зрелищные боевые сцены и поразительные картины бегства людей из России, пронизанные густой атмосферой отчаяния и страха, оставили неизгладимый след в памяти зрителя.
Конец ушедшей эпохи, словно затянутая пыльной тканью, пришел к завершению, предваряя наступление новой, неопределённой России. Всё подвергалось фундаментальным изменениям. Древние портреты бывших императоров, словно издевательны, были занавешены грязными тряпками, а роскошный пух, использовавшийся для отопления вагонов, горел с печальной, угасающей искрой. Имперские офицеры, лишенные власти и будущего, лишь с трудом срывали с себя вывезенные в спешке погоны или, в отчаянии, совершали бесславные, мгновенные выстрелы в висок. Сотни тысяч людей – военные и гражданские, интеллигенты и аферисты, промышленники и высокопоставленные чиновники, чьи взгляды были устремлены в будущее, пусть даже не в полную уверенность, но определяемые неотвратимым разорением, в панике бежали, без всякого стратегического плана, не обращая внимания на непредсказуемость грядущего, пытаясь забыть о прошлом, навсегда потерявшем свою значимость. Вокруг этого хаоса разворачивались ожесточенные сражения, обломки снарядов с оглушительным визгом раскатывались по земле, господствовал бессмысленный, жестокий грабеж, перестрелки, и лишь те, кто сумел преодолеть физическую усталость и сохранить несломленный дух и веру в лучшую судьбу, смогли одержать победу. Война, Гражданская война, звучала как леденящая душу симфония разрушения, сквозь которую еле доносился марш военного оркестра, уже утонувшего в грязи, но продолжавшего играть до победного конца. А другие, не имея сил для сопротивления, бежали, бежали и не оглядываясь, оставив позади всё, что имело для них значение.
Однако, даже среди этого море отчаяния, существовала одна, редкая надежда – генерал Хлудов, последний из уцелевших генералов, продолжавший сопротивляться и сохранявший веру в себя и в своих людей. Мы впервые видим его на станции, в окружении паникующих людей. Он, словно единственный, способен увидеть обреченных, замечает их уставшие, потускневшие глаза, устремленные в одну точку, в надежде найти хоть какой-то смысл в пустоте. Ясно было только одно – для них все было кончено. Белое движение трагически теряло свои позиции. Владислав Дворжецкий блестяще исполнил эту сложную, противоречивую роль, без малейшего намека на эмоции, бесстрастно, но внушая неотразимый страх. Хлудов осознал, что дальнейшая война не выигрывается, но, не сломленный, продолжал бороться, оставляя после себя сотни фонарей с "мешками", уничтожая всех, кто отказывался подчиняться, и спокойно отдавая приказы своим подчиненным. Последним он погубил простого русского солдата, который, осмелившись высказать свое мнение своему командиру, заявил, что "удовки" не выиграют войну. Хлудов не понял его, и убил его. Этот молодой человек навсегда останется в его памяти, каждой ночью приходя во сне, постоянным напоминанием о собственной беспомощности. После этого Хлудов отступил и бежал из страны в Константинополь, где, в окружении бродячих псов, он сидел на утесе, глядя на родину, которую он потерял навсегда.
Константинополь, показанный в фильме, предстает удручающимся, темным, духота городом, населенным лишь разношерстной толпой национальностей. За событиями, разворачивающимися в этом городе, мы наблюдаем во второй части фильма. Здесь, в нищете и унижении, доживают свои дни русские эмигранты – те, кто когда-то занимал почетные посты в имперской России. Даже ученые, генералы, ловкие казаки, гордые дамы, вынуждены просить милостыню, торговать игрушками, выступать в цирке. Любимым развлечением в Константинополе стали "тараканьи бега", где люди ставили деньги на гонщиков, управляемых этими неуклюжими насекомыми. Вот ирония, и обман, когда эти неуклюжие насекомые соперничают друг с другом. Многие хотят вырваться отсюда, посетить Париж или Мадрид, но не хотят оставаться здесь и не хотят возвращаться обратно в Россию.
Что же такое "бег"? Позорное отступление "тех, кто бросил землю"? Вынужденная участь изгнанников? А может быть, это сама история человечества, со всеми ее резкими поворотами и неожиданными событиями, которую делают люди, а не только стратегические командующие в погонах? Фильм показывает нам, что даже несмотря на жестокость и войну на Родине, чужбина не всегда будет местом, куда стоит бежать. Тоска по родине и холод хозяев чужой земли доводят любого человека до полного отчаяния. Поэтому бывший генерал-майор Чарнота, человек, казалось бы, никогда не теряющий оптимизма, но на самом деле, скрывающий под маской остроумного шута отчаяние и беспросветную грусть, будет шататься по французским улочкам и говорить своим друзьям, нищим: «Когда вас поведут в рай, я буду сидеть там у ворот и перед мной будет лежать шляпа. Я буду сидеть там тысячу лет, и просить, и никто не подаст, даже Бог. При желании можно выклянчить все – деньги, славу, власть, но только не родину. Особенно такую, как моя!»
Погрузитесь в мир творчества Булгакова – и вас, несомненно, ждет поистине захватывающее открытие! Экранизация пьесы «Бег», созданная еще в далёком прошлом, остаётся недостижимым сокровищем для многих, но, позвольте признаться, вы, возможно, уже испытали ощутимую потерю, не прикоснувшись к этому шедевру. Этот кинематографический опыт заставляет зрителя стать не просто наблюдателем, а активным соучастником происходящего, заставляя его с невообразимой интенсивностью переживать каждое мгновение, опасаясь пропустить малейшую деталь. Фильм изобилует тончайшими деталями и сложными действиями, требующими пристального внимания и анализа.
Я, к слову, не начинала просмотр с самого начала, однако, даже этот кажущийся не принципиальным выбором не смог остаться незамеченным – меня мгновенно поглотила завораживающая круговерть событий, разворачивавшихся на экране. Я до сих пор поражена, насколько велики были таланты у тех режиссеров, которые создали этот фильм, и насколько они умело и тщательно стремились к созданию непревзойденного кинопроизведения. Мне уже возникло неудержимое желание, после просмотра даже краткого отрывка этой замечательной экранизации, немедленно погрузиться в чтение самого произведения. И эта судьба постигла и пьесу “Бег”.
Как только я увидела экранизацию, необъяснимым образом мои руки сами потянулись к книге. И персонажи, выходящие на страницы произведения, словно ожили перед моими глазами, приобретя конкретные, ощутимые черты лица. Они также унаследовали от своих экранных двойников манеру речи, движения, нюансы поведения – всё это было настолько точно отражено в написанном Булгаковым, что создавало поистине иллюзию присутствия. Считаю, что качество экранизации было поистине выдающимся, благодаря таланту актеров и виртуозной работе режиссера.
Этот фильм, как зритель, буквально ошеломил меня, навалившись потоком мыслей, эмоций, смятений и переживаний. Булгаков, вложив в своё произведение глубокий смысл, сумел реализовать его на экране, создав поистине впечатляющую и многогранную картину. Несомненно, не каждый сможет оценить этот фильм – некоторые могут посчитать его излишне вдумчивым и сдержанным. Однако, позвольте порекомендовать: перед просмотром, возможно, стоит прочитать пьесу. Если она покорит ваше воображение, то смело устраивайтесь перед экраном.
Несмотря на то, что я не до конца осознала все мотивы и поступки героев, фильм меня поразил до глубины души, вызвал бурю чувств, заставил задуматься о том, как внешние факторы и обстоятельства жизни влияют на выбор людей. Он удовлетворил все мои ожидания и даже превзошел их, оставив после себя неизгладимый след.
Фамилии Дворжецкий, Евстигнеев, Баталов и Ульянов – эти имена, часто встречающиеся в описаниях кинематографических проектов, невольно вызывают определенную оценку, побуждают к более пристальному рассмотрению произведения. Однако, в эпоху информационной перенасыщенности и огромного выбора развлечений, современный зритель, к сожалению, зачастую просто не обращает особого внимания на подобные создания, не вникая в их замысел и глубину.
Тем не менее, я не могу отрицать, что непостижимая сила актерского мастерства, эта завораживающая способность преображаться, вовлекает меня в неминуемый транс, заставляя неотрывно следить за развитием событий на экране. И, пожалуй, существует лишь один сериал, способный вызвать столь глубокий эмоциональный отклик, сравнимый с эпической мощью и проникновенной красотой экранизации «Тихого Дона» режиссера Герасимова – произведения, проникнутого бескомпромиссной искренностью и трагической мудростью. Несомненно, мало кому под силу повторить столь масштабный успех и передать такую колоссальную энергию, такую внушительную силу, заключенную в этой кинематографической легенде.
Во время просмотра ощущается, как русское кино, несмотря на все вызовы и трудности, сохраняет в себе потенциал для удивительных откровений, способно поразить и удивить, привносить новые смыслы и вызывать глубочайшие переживания. К сожалению, такие впечатления можно испытать, в полной мере осознав, лишь при созерцании классических, устоявшихся в истории кино произведений. Позвольте себе отправиться в этот увлекательный полет в мир кино, наслаждайтесь эстетикой, глубиной сюжетных линий и искренностью героических персонажей. Примите эту возможность, погрузитесь в мастерство видеоарта и откройте для себя неисчерпаемые сокровища кинематографического наследия.
Рекомендуем к просмотру