Описание
Рецензии

Сериал Баязет
Актеры:
Алексей Серебряков, Игнат Акрачков, Лоуис Пьер Бруно, Ольга Будина, Александр Дьяченко, Олег Морозов, Сергей Греков, Сергей Удовик, Александр Ефимов, Вячеслав Степанян
Режисер:
Андрей Черных, Николай Стамбула
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2003
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 12
(20.07.2010)
В эпоху ожесточённого противостояния между Российской империей и Османской Портуни, период обороны крепости Баязет стал известен как «баязетское сидение», став символом невероятной стойкости и самоотверженности российских войск. Этот драматический эпизод, разворачивающийся под тяжёлым бременем невыносимых обстоятельств, характеризуется практически непреодолимой изоляцией небольшого воинского отряда, координирующего оборону.
В силу коренных недоработок и вопиющей небрежности в руководстве, не имевшие формального подчинения солдаты оказались, словно жертвы случайности, брошенные на произвол судьбы, однако, несмотря на нечеловеческие лишения, на деградацию, которая, казалось, неизбежна в подобной ситуации, они продемонстрировали исключительную храбрость и несгибаемый дух, отчаянно защищая стратегически важный объект. Гарнизон, возглавляемый отважным подполковником Пацевичем, на протяжении почти месяца лишился не только базовых потребностей – воды и продовольствия – но и надлежащей помощи раненым, оказавшимся в критическом состоянии.
Несмотря на катастрофические потери и впечатляющую интенсивность вражеского огня, Баязет так и не был сдан в руки противника. Успех российской обороны был, по сути, обусловлен исключительными качествами, присущими героям, которые, порой, не осознавали собственную исключительность, убеждённые в том, что любой человек, оказавшись на их месте, действовал бы столь же мужественно и решительно. В этих нереальных, почти мифических условиях, словно расцветающий цветок, пробивающийся сквозь толстый слой асфальта, возникло чувство нежной человечности и глубокой благодарности, одно из офицеров, подаренное одним из воинов, почувствовал к жене подполковника Пацевича.
Когда этот сериал, обещавший сорваться с потолка, предвкушался к показу, я уже с уверенностью предвидел, что это будет не прорывной, апогей кинематографического мастерства, а скорее, выдающийся, увлекательный исторический полотно, достойное моего внимания. Моя предвзятость была обусловлена именем Валентина Пикуля – гениального автора, чьи творческие поиски легли в основу этого проекта, и лично для меня он является образцом для подражания. И, надо сказать, сериал оказал на меня настолько сильное воздействие, что я испытывал тревогу, опасаясь пропустить каждую последующую серию, буквально затаившись в ожидании их выхода. Однако, после просмотра каждой серии неизменно возникало ощущение некоторой грусти – вероятнее всего, из-за осознания того, что этот замечательный сериал, несомненно, не предназначен для многократных просмотров.
Актерский ансамбль, представленный на экране, продемонстрировал поистине выдающиеся результаты. Особенно хочется отметить игру Алексея Серебрякова, Александра Дьяченко, А. Тютина, С. Удовик, С. Грекова, а также Н. Парфенюк. Музыкальное сопровождение сериала, буквально пронизывающее каждый кадр, заслуживает отдельной похвалы. Ольга Будина, по моему мнению, совершенно не похожа на себя – её игра обладает какой-то живой, пульсирующей энергией. Актриса буквально выкладывается на полную, демонстрируя невероятную динамику: бег, падения, мгновенное восстановление – всё это создает потрясающий эффект присутствия. Чувствуется в ней истинная харизма и неповторимый нерв, рождающий глубокие и сильные эмоции. Это действительно неописуемо – наблюдать, как актеры, не щадя себя, вкладывают в проект все свои силы и талант.
Созданный по книге этого выдающегося автора, этот сериал открыл новую страницу в отечественном кинематографе, представив зрителям нечто принципиально новое и неординарное. Батальные сцены, воплощенные на экране, поражают своей эпичностью и захватывают дух, вызывая бурю эмоций. Браво!
К сожалению, один неприятный нюанс омрачил впечатления: непоследовательность режиссуры. Сериал, начинаясь как завораживающее полотно, постепенно приобретал неоднородность, иногда казалось, что зритель смотрит нечто не совсем цельное. Эта непоследовательность, безусловно, мешала полностью погрузиться в атмосферу произведения.
Еще одним моментом, вызывающим критику, стало изображение турок. Эти воины, воплощенные на экране, предстали как грозные, неудержимые силы, носившиеся по степям с неистовой яростью. В то время как на экране они предстали в некоторой степени ослабленными, сонными, медленно и нерешительно приближающимися к крепости с минимальной обороной. И военная массовка русских тоже показалась несколько скучной и невыразительной по сравнению с грозной мощью вражеских воинов. Но, признаться, это можно легко закрыть глаза, ведь этот сериал, несомненно, является настоящим шедевром среди российских сериалов! Актерская игра и захватывающий сюжет, созданный Валентином Пикулем, смогли легко преодолеть все сложности, связанные с сменой режиссеров. И, да, мы простим Турции! Кстати, меня удивило отсутствие имени Василия Соловьева, игравшего полковника Хвощинского, в базе данных КиноПоиска. Как это возможно? Он же великолепно справился со своей ролью!
Но "Баязет" все же вышел на простор, заставляя нас задуматься о смысле жизни, прежде чем принимать решения, тщательно взвешивать все "за" и "против", искать всегда верное решение.
Этот сериал настолько силен и притягателен, что его герои, их сложные судьбы будут преследовать вас еще долго после финальных титров.
Задолго до того, как я погрузился в созерцание этого сериала, я испытывал некое подобие колебаний, даже опасения. Ведь его создание базировалось на фундаменте произведения Виктора Пикуля – писателя, чье имя, на мой взгляд, справедливо можно уравнять с колоссальными творцами, такими как Александр Пушкин, Уилльям Шекспир, Федор Достоевский, Стивен Кинг, Тедро Драйзер, и, безусловно, гениальный физик-теоретик и писатель Стивен Спилберг. Я не хотел упускать возможность оценить произведение как нечто более глубокое и осмысленное, ведь поверхностное восприятие, на мой взгляд, было бы воистину недальновидным выбором.
Однако, к моему величайшему удивлению и полному ликождению, все предрассудки, некогда окружавшие этот проект, рассеялись, как утренний туман. Сценарий выполнен с поразительной изобретательностью, а режиссёрская работа заслуживает искренней похвалы. Актёрский состав, к моему счастью, не позволил себе фальши, я не обнаружил ни малейшего повода для критики. Особого восхищения я удостоил Алексея Серебрякова – его исполнение, на мой взгляд, превзошло все ожидания, в том числе и в контексте столь же выдающейся роли в знаменитой «Штрафбате». Серебряков блестяще воплотил сразу три сложенных вместе персонажа: образ главного героя, страстного любовника и человека, страдающего от алкогольной зависимости – роль, требующая от актера не только мастерства, но и глубочайшего драматического чутья. Не менее впечатляющим оказался Игнат Акрачков, лично у меня до недавнего времени он представлялся весьма посредственным актёром, но этот сериал заставил меня пересмотреть своё мнение – он воплотил барона в «Баязите» с удивительной глубиной и интеллигентностью, отличаясь при этом тонким чувством юмора и весьма своеобразным поведением.
Мне импонировала игра всего актёрского ансамбля – они продемонстрировали профессионализм, проникновенность и осознанный подход к своей работе.
Сериал обладает удивительной живостью, насыщен онно захватывающими интригами и богат на колоритных персонажей. Его историческая достоверность поражает: офицеры русской армии представлены не как идеальные герои, лишенные слабостей, а как обычные люди, со своими недостатками и уязвимостями, но невероятно стойкие и отважные. Эти воины, несомненно, заслуживают глубокого уважения и почитания. Произведение вобрало в себя не только военные события, но и, что не менее важно, неукротимое стремление к любви и яростную страсть. И, разумеется, великолепно сыгранных артистов, чьё мастерство, несомненно, стало одной из ключевых составляющих успеха.
Я настоятельно рекомендую этот сериал к просмотру всем, кто увлекается историей. Он станет особенно ценным для истинных ценителей исторических сюжетов, а для тех, кто лишь начинает знакомиться с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 годов, он, несомненно, будет полезен в качестве просветительского материала.
Подлинная историческая база – основой повествования. Здесь показаны ключевые исторические фигуры, а также простые люди, которые принимали участие в обороне крепости Баязет – трагического и одновременно героического события в контексте русско-турецкой войны. Участие в этой обороне стало тяжёлой и драматической страницей в истории России.
Начав знакомство с этим телесериалом, я испытал предчувствие, что погружусь в него полностью, без остатка, подобно поглощению страницы захватывающей книги. Прекрасная литературная работа Виктора Пикуля, в сочетании с безспорной талантливостью режиссера Николая Стамбула – человека, запомнившегося зрителям его потрясающим «Волчьей кровью», а также интригующие трейлеры, порождали в моей душе уверенность в захватывающем повествовании. К сожалению, моя первоначальная надежда была жестоко разбита. Поныне я до конца не могу понять, как подобное произведение, столь амбициозное и претенциозное, могло оказаться столь далеким от совершенства. Подобное зрелище, которое, кажется, специально создано для того, чтобы утомлять и разочаровывать меланхоличных, склонных к излишней чувствительности домохозяек зрелого возраста, с заляпанными слезами и соплями от безысходности.
Особенно возмутило меня изображение благородного российского генерала от кавалерии Исмаила Хана Нахичеванского. Этот исторический персонаж, в некотором роде, являвшийся ключевой фигурой в обороне Баязета после вынужденного отстранения Пацевича, который предпринял отчаянную попытку ослабить боевые позиции, наверняка с ужасом и негодованием переворачивался в своем гробу, наблюдая за беспросветной пошлостью, в которую превратилась его судьба в рамках данного телесериала.
Какова была цель создания подобного спектакля? Какие политические дивиденды могли быть получены от столь дерзкой и циничной лжи, лежащей в основе сюжета? Сложно даже представить, каким образом могло быть оправдано такое искажение исторических фактов и пренебрежение к тонкостям эпохи.
Особенно болезненно показана любовная линия Карабанова (Серебрякова) и Хвощинской (Будина), в то время как патриотический заряд, который, как я надеялся, будет являться основой повествования, в значительной степени притуплен. Характер персонажа Жана Даниэля (турецкого визиря) – тупой, бездарный, словно карикатурный образ, встречающийся в некоторых российских фильмах о Великой Отечественной войне, порождает закономерный вопрос: какими недюжинными дураками нужно быть, чтобы в столкновении с подобными врагами лить реки российской крови?
В заключение, опираясь на моё субъективное мнение, создатели сериала не сумели вытянуть из оригинальной книги Виктора Пикуля даже крошечную часть её сути и глубины. С глубоким сожалением я вынужден признать, что российская кинематографическая отрасль переживает весьма тревожное время, отмеченное потерей художественного видения и неспособностью к реалистичному изображению истории.
Рекомендуем к просмотру