Описание
Рецензии

Сериал Барс
Касл
Актеры:
Алексей Чумаков, Анна Снаткина, Лариса Удовиченко, Екатерина Воронина (II), Степан Абрамов, Максим Ковалевский, Сергей Беляев, Светлана Захарова (II), Дарина Рыхлицкая, Алена Левкович, Алексей Кирилин, Василий Шмаков, Полина Борунова, Анатолий Калмыков, Андрей Кошевой, Елизавета Лотова, Александр Пугачёв (II), Дмитрий Радонов, Виктория Коваленко, Дмитрий Комов, Елена Котельникова, Венчислав Хотяновский, Виктория Рунцова, Владимир Чуприков, Анна Глаубэ, Сергей Долготович, Андрей Андровский, Ирина Баринова, Сергей Хрусталёв, Александра Каштанова, Александр Андриенко, Ярослав Гарнаев
Режисер:
Алексей Чистиков, Дмитрий Магонов, Павел Смирнов (II)
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
30-34 серия из 34
(26.01.2020)
В центре повествования этого захватывающего телепроекта – Александр Барс, талантливый и весьма востребованный автор детективных романов, чьи произведения, обладающие неповторимым шармом и напряженным сюжетом, покорили сердца огромной аудитории. Его творчество, с не малым успехом, пользовалось колоссальным спросом, и некоторые из его книг, как только появлялись в продаже, моментально распродавались тиражами, а их успех, казалось, не имел границ. С ранних лет Александр был окружен вниманием и почитанием, привитым ему, в частности, его матерью, выдающейся актрисой театра, которая регулярно приглашала юного сына на свои репетиции и представления, позволяя ему ощутить атмосферу славы и творческого процесса. Впоследствии, человек, когда-то привыкший к повышенному вниманию публики, обрел себе роскошную резиденцию в одном из самых престижных и живописных районов Москвы.
Несмотря на статус влиятельной и известной личности, Александр постоянно сталкивался с неугасающим интересом окружающих, однако недавние события, словно горный поток, перевернули его размеренную жизнь с головой. Случайное и весьма неожиданное пересечение с майором Королевой, сотрудницей местной уголовной полиции, стало настоящим переломным моментом в его биографии. Писатель, чье произведение послужило основой для совершения жестокого и беспрецедентного убийства, оказался под подозрением в причастности к этому преступлению. Однако, после тщательного и обстоятельного расследования, выяснилось, что Александр абсолютно не был осведомлен о случившемся, что, тем не менее, не помешало ему проявить готовность оказать содействие в ходе следственных действий, охваченный, несомненно, интересом к утонченной и харизматичной майору Королевой, чья личность и манеры представлялись ему поистине загадочными и, в некотором смысле, совершенно непохожими на его собственный, более привычный стиль.
Прибытие Барса на территорию полицейского участка, разумеется, сопровождалось рясой неловких и насмешливых замечаний. Он, несомненно, не был здесь самым желанным гостем, однако благодаря своим, пусть и весьма специфическим, связям и умению анализировать сложные ситуации, ему удалось найти свое место в коллективе и, благодаря накопленному опыту, в итоге он был назначен консультантом по ряду детективных расследований, внося значительный вклад в раскрытие запутанных преступлений.
Иными словами, что же ждет Александра Барса и майора Королевой в дальнейшем, в этом захватывающем, многосерийном проекте, являющемся отечественной адаптацией популярного западного сериала “Касл”? Приятного просмотра!
С весьма критической, но при этом проникнутой любовью к первоисточнику, прошу обратить внимание, увлечённые фанаты "Касла" не спешите отворачивать взгляды от экрана в первые мгновения повествования. Этот сериал, к сожалению, оставил у меня, человека глубоко укоренившегося в культуре оригинала, весьма противоречивое впечатление.
Во-первых, нельзя не отметить, что адаптация в данном случае представляет собой, скорее, виртуозную подстройку под российскую действительность, где, к великому облегчению, действие, кажется, в первую очередь, не отступает от привычного нам нью-йоркского ландшафта. Имя "Барс" – оно звучит несколько излишне вычурно, торжественно, хотя, слава богу, не "Замок"! Это, пожалуй, был бы самый страшный вариант.
Во-вторых, к работе некоторых профессионалов прислушаться, увы, не удалось. Сергей Беляев, воплотивший образ полковника Короткого, действительно, не смог до конца раскрыть присущий "Мухомору" дерзкий и самобытный характер. Связка Богданова и Синицына, представляющая собой взаимодействие большого и маленького – Максим Ковалевский в своей роли смотрится вполне органично, однако, Степан Абрамов, на его фоне, выглядит несколько сдержанно, не обладает достаточной экспрессивностью. Лариса Удовиченко, несомненно, натянула на себя слишком большую роль в раскрытии образа Дианы Пожарской, а ведь, объективно говоря, это, по сути, второстепенный персонаж. Тем не менее, если рассматривать её деятельность в контексте общей семейной канвой – бабушка, сын, дочь – здесь наблюдается, как сейчас принято говорить, “экранная химия”, и Удовиченко, безусловно, в этом сыграла немалую роль. Анна Снаткина, к сожалению, не оправдала возложенных на неё ожиданий. Порой создавалось впечатление, что она стремилась переиграть Стану Катич, забывая о взаимодействии с её партнёром, не возникало той самой искры, той самой неподдельной химии, которая, как известно, возникла между Катич и Филлионом. Встречаются моменты, когда она, теряя фокус, играла Машу Королёву, а в заключительной 34-й серии она, безусловно, впечатляет, но… Если бы Королёва проявила лишь сожаление по поводу ухода Барса и осталась с привлекательными юнгами, это, на мой взгляд, было бы более логичным и последовательным развитием событий.
Однако, не стоит закрывать глаза на положительные моменты. Работа Алексея Чумакова, к слову, примечательна тем, что он, будучи прежде всего певцом, а не профессиональным актёром, сумел создать собственный, вполне удачный образ Нейтана Филлиона. Он не пытался в точности скопировать оригинала, что, в свою очередь, позволило ему создать персонажа, который, без сомнения, запомнится зрителям.
Несмотря на вышесказанное, как полицейский процедурал, сериал, в целом, показался удачным. Хотелось бы увидеть и "проду", и, учитывая неоднозначность финала оригинального фильма, минорное завершение адаптации, несомненно, вызывает лёгкую грусть, некоторую меланхолию. Необходимо больше оптимизма, позитива, завершённости.
Когда в моей памяти всплывают звучные обороты, связанные с понятием "адаптация", мое внимание неизменно фокусируется на одной конкретной, пусть и весьма специфической, вещественной помощи. Нет, я не имею в виду намек на известные цитаты или, что гораздо менее вероятно, наличие огнестрельного оружия, как шутливо отмечал Шендерович. Моя заинтересованность, скорее, направлена на валидол – препарат, обладающий, на мой взгляд, значительным потенциалом в этой области. Среди всего многообразия адаптационных подходов, этот, несомненно, заслуживает особого внимания.
Сценаристы, в своем стремлении приблизить повествование к российской действительности, проявили определенный талант и изобретательность. В частности, запомнилась адаптация фильма "Закрытая школа", где ужасно неудачно мне довелось оказаться втянутым в обстоятельства. Герои, отправляясь за информацией, направляются в библиотеку, где в разделе «Происшествия» старой советской газеты конца семидесятых обнаруживается поразительная статья о пропаже нескольких юных непослушателей (и это, подчеркиваю, в условиях советской прессы – такого, скорее всего, не встретишь сегодня). Ирония заключается в том, что в целях сохранения оригинального духа, попытка универсализации вылилась в замену ранее упомянутого в рецензии недостатка – "Актёры не играют роль, а копируют персонажей "Касла"..." – в явный плюс. Наблюдать, как в адаптациях, пренебрегая тонким нюансам оригинала, пытаются воплотить персонажей, – это превращается в болезненное, утомительное издевательство над первоисточником. Несомненным доказательством этого служит, пожалуй, картина "Доктор Рихтер".
К слову, учитывая мои личные предпочтения, вопрос о необходимости просмотра адаптации, в сравнении с адаптированным американским оригиналом, кажется мне весьма не принципиальным. Впрочем, я не считаю себя поклонником американского оригинала, и остаюсь при своем мнении, что самостоятельная оценка и понимание произведения, зачастую, предпочтительнее, чем опора на какую-либо заимствованную версию.
В моей кинематографической практике, насыщенной опытом созерцания разнообразных интерпретаций признанных телесериалов – от триумфальных до вызывающих неоднозначные оценки – в последнее время наблюдается заметный всплеск интереса к отечественным проектам, предлагающим адаптации зарубежных шедевров. И сегодня у нас предстоит обстоятельное знакомство с одним из таких примеров, а именно, с сериалом "Барс", являющимся, в свою очередь, переосмыслением культового американского проекта, "Касла", чья финальная серия, к счастью, завершилась не столь давно, как могло бы показаться. Огромное количество преданных поклонников не позволили этой постройке, отличавшейся особой изяществом и отсутствием явных повторений, просто так исчезнуть из нашей культурной палитры.
Перед творческой командой, стоящей за этим проектом, предстоит, несомненно, сложная и ответственная задача – не стремиться к абсолютному превосходству, а скорее, попытаться приблизиться к той безупречной эстетике и мастерству, которые были присущи оригиналу. Задача, требующая не только умения, но и тончайшего чувства, учитывающего вкусы и предпочтения зрителя.
После внимательного просмотра первых эпизодов я смело могу заявить о том, что авторам удалось добиться впечатляющих результатов. Сериал, безусловно, представляет собой достойную работу, отличающуюся высоким уровнем актерской игры и тщательным, хоть и знакомым нам, переосмыслением сюжета. В процессе восприятия не возникает ощущения, будто мы возвращаемся в уже давно знакомую картину; история заиграла новыми, неожиданными красками, привлекая внимание оригинальной подачей и свежим взглядом на события.
Мы искренне надеемся, что сценаристы не остановятся на достигнутом и решат смело изменить кульминацию оригинальной истории, адаптировав её в соответствии с современными представлениями и предпочтениями зрителей, чтобы завершить повествование на более комфортном и логичном для широкой аудитории уровне.
Оценка телесериала, исходя из первых эпизодов, зачастую представляется задачей затруднительной – однако в случае с сериалом "Барс", адаптацией популярного американского проекта "Касл", это правило, к счастью, не применимо. Изначальный сценарий, признаться, не отличается особой оригинальностью, не поднимает серьезных вопросов и не бросает вызов зрителю. В российской версии же, к сожалению, наблюдается поразительное следование оригиналу, дословное копирование образов, драматических ситуаций и даже отдельных сюжетных поворотов, что, несомненно, вызывает определенные опасения в контексте специфики российской культуры и зрительских предпочтений.
Актерский состав, к большому сожалению, не стремится к созданию самостоятельных, глубоко проработанных персонажей. Вместо этого, они, по сути, воспроизводят заимствованные образы, зачастую с такой дотошностью, что даже интонации Натана Филиона, главного героя оригинального сериала, безуспешно пытаются повторить Алексей Чумаков. Вероятно, подобная режиссёрская установка, послужившая, вероятно, одной из движущих сил создания проекта, лишь усугубила ситуацию, превратившийся в нечто, граничащее с абсурдом. Если вы знакомы с оригинальным "Каслом" и видели хотя бы пару, а возможно, и три серии, то, боюсь, российский "Барс" наверняка предстанет перед вами как циничный, гротескный и, без преувеличения, достойный лишь эпизодического появления в новогоднем капустнике, не вызывающий ни малейшего интереса и, тем более, не заслуживающий внимания серьезного зрителя.
Просмотрев "Барс" практически сразу после его выхода, я признаюсь, что первоначальный вариант, "Касл", в сравнении с ним, показался мне несколько уступающим в своей выразительности и глубине. Хотя, позволю себе отметить, что я провела дополнительный анализ, внимательно изучив несколько эпизодов оригинала, и мне лично больше запомнился и покорил Константин Чумаков – его игра была, на мой взгляд, особенно яркой и убедительной. Главная героиня в адаптации, безусловно, достойна внимания, однако, нельзя не отметить выдающуюся игру Ларисы Удовиченко, воплотившей образ матери главного героя – ее персонаж, несомненно, был тщательно проработан и, по моему мнению, являлся краеугольным камнем всей истории. А уж колоритные, харизматичные коллеги-детектив, эти настоящие «красавцы», добавили картине неповторимого колорита. По правде говоря, вся команда актеров была идеально подобрана – эта заслуживает высочайшей похвалы! Получилось действительно впечатляющее, блестящее произведение, лишенное прямого, формального копирования, а обладающее собственным, уникальным "изюминкой", сотканным из тонких, добротных шуток и легкой, ненавязчивой иронии. В заключение хочу выразить надежду на то, что этот замечательный проект не останется единственным, и мы с нетерпением ждем появления новых, столь же достойных продолжений.
Рекомендуем к просмотру