Описание
Рецензии

Сериал Бабек / Babək
Актеры:
Расим Балаев, Гасанага Турабов, Амалия Панахова, Тамара Яндиева, Шахмар Алекперов, Мамед Вердиев, Хамид Азаев, Энвер Гасанов, Гамлет Хани-заде, Гаджимурад Ягизаров, Самандар Рзаев, Гаджи Халилов, Рамиз Меликов, Эльданиз Расулов, Мухтар Маниев, Алиаббас Гадиров, Бахадур Алиев, Микаил Мирзоев, Яшар Мамедов, юндуз Аббасов, Эльхан Ахадзаде, Фатех Фатуллаев, Сулейман Алескеров, Али Зейналов, Рафик Азимов, Агаали Алиев, Мамед Алили, Осман Хакки, Гюмрах Рагимов, Юрий Балиев
Режисер:
Эльдар Кулиев
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1979
Добавлено:
сериал полностью из 2
(10.07.2018)
Повествование уводит нас в далёкие просторы эпохи, в жестокий девятый век, когда застыла в немом противостоянии судьба двух могущественных держав – воинственного иранского племени хуррамитов и стремительно растущего Арабского халифата. Последний, посредством гениальной дипломатии и военного могущества, сумел собрать под единым знаменем невероятно разнообразную контингент – собрание различных этнических групп, включая мужественных арабов, гордых персов, отважных курдов и бесчисленное множество других народных масс, объединенных общей целью.
В эпицентре этого драматического противостояния оказался Бабек – выдающийся военачальник, истинный воплощение отваги и непоколебимости, чьё имя уже звучало как символ неукротимости. Ему удалось одержать победу в четырёх ключевых сражениях, продемонстрировав несравненное мастерство и стратегический гений. Однако, в пятой, решающей схватке, судьба развернулась с особой жестокостью – воину постигла сокрушительная неудача. Оказавшись в руках врага, он столкнулся с предательством со стороны своих самых верных соратников. Казнь Бабека, эта трагическая, но определяющая момент, стала мощным символом устрашения для всех, кто даже отдалённо рассматривал возможность поднять знамя восстания, укрепив таким образом легитимность власти халифата.
Этот кинематографический проект, безусловно, представляет собой значимую и, несомненно, гордость для азербайджанских киностудий – работы подобного масштаба и художественной глубины, как правило, оказываются чрезвычайно сложны в повторении. Я пересмотрел его спустя три десятилетия, прошедшие после первой просмотра, и этот опыт лишь укрепил мое восхищение. Несмотря на то, что некоторые исследователи искали причудливые детали, даже обнаруженный телеграфный столб, для меня, как для ценителя исторического кино, это не имело никакого значения. Меня по-настоящему захватило личность Бабека, о которой мы с таким интересом изучали в рамках курса истории в школе. Этот период времени, и, как следствие, сама фигура Бабека, пробудили во мне искренний интерес.
Человек этот обладал весьма специфическими взглядами, основанными на общественной системе землевладения и, будучи не отмеченным опытом землевладения, он проявлял значительную проницательность и, несомненно, был весьма благородным. Однако, как известно, те, кто придерживается неординарных взглядов, часто сталкиваются с сопротивлением и, увы, нередко уходят из жизни преждевременно. Приведем в пример, что это был девятый век – эпоха, когда Бабек, на протяжении двадцати двух лет, неустанно отражал вражеские арабские силы, отстояв свои территории. За его поимку было объявлено щедрое вознаграждение – один миллион дирхемов – и, как ни парадоксально, казнь действительно состоялась.
Сериал, снятый в Советском Союзе, представляет собой выдающееся произведение, не исказив героическое имя столь важной личности. Он сумел комплексно раскрыть фигуру Бабека, избегая поверхностного акцента на отдельных сражениях или эпизодах, которые, как правило, используются для создания зрелищности. Личность Бабека сама по себе была достаточно интересной, и авторам удалось придать ей дополнительное весомому звучание, не прибегая к искусственным усилениям. Они сфокусировались на ключевых мотивах, побудивших Бабека к столь решительным действиям, и смогли донести эту информацию до зрителя с предельной ясностью. Зрительский опыт полностью погружает в жизнь героя, где всё развивается логично и закономерно – нет ни намека на натянутость или искусственность.
В сериале ярко и реалистично показан феодальный строй, тяжелые условия жизни простых людей, эпизоды казни и, конечно же, масштабные сражения, обрушившиеся на страну, как мощные волны. Мы видим богатые пиры и роскошные интерьеры, отражающие достаток и благополучие. Особое внимание уделено внутреннему миру Бабека, его эволюции, его любовной истории, которая, к счастью, не стала центральным сюжетом, что позволило авторам сохранить историческую достоверность. Здесь присутствует горькая правда – герой, в конце концов, поверил в свою удачу и силу, дарованные ему Богом, что привело его к чрезмерной самоуверенности и, в конечном итоге, к гибели.
Перед нами не просто исторический фильм, но и произведение, затрагивающее фундаментальные вопросы истории. Многие современные сериалы и фильмы, называемые историческими, на самом деле далеки от исторической правды – как это часто происходит на Западе, где существует множество зрелищных, но совершенно не соответствовающих действительности киноработ. Конечно, они не являются документальными, но почему бы не снять работы, основанные на достоверных исторических фактах? Вопрос, очевидно, заключается в кассовых сборах и коммерческом успехе.
Еще одним значимым аспектом советского кино, которое выпускалось после 1950-х годов, было внимательное отношение к деталям – будь то расположение солдат в шеренге, количество участников сражения или даже архитектурные особенности построек. Это создавало эффект полного погружения в происходящее и позволяло зрителям увидеть и понять, как люди, действительно, вели себя в тех или иных обстоятельствах. Цензура, конечно, имела свое влияние, но фильмы делались на основе официальных источников, что обеспечивало определенную степень достоверности. Такое кино можно смотреть и пересказывать детям, зная, что это отражает реальную историю.
Бабек жил в девятом столетии, но, благодаря вниманию режиссера, мы можем представить себе быт и сражения того времени, противостояние Персии и Кавказа с влиятельными арабом, с поразительной достоверностью и эффектностью. Это кино было не только интересным и познавательным, но и зрелищным, правдоподобным, качественным и, главное, с душой.
Печально, что в нашей стране отношение к собственной истории часто бывает некультурным, не таким, как на Востоке, где её знают, помнят своих предков, имеют родословные. Каждый, взрослея, задумывается о своих родных, о том, кем они были, чем занимались, где работали, что имели, какие интересы их вели. Возможно, если бы у нас тоже было больше уважения к своему прошлому, мы могли бы лучше понять самих себя.
Желаю всем приятного просмотра и, возможно, вдохновения на изучение и осознание своей истории!
Рекомендуем к просмотру