Описание
Рецензии

Сериал Алька

Актеры:
Анна Фомина, Андрей Фролов, Наталья Терехова, Константин Воробьёв, Николай Иванов, Николай Реутов, Ирина Скобцева, Наталья Суркова, Виктор Юрков, Вахтанг Беридзе
Режисер:
Виктор Бутурлин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 4 (02.05.2013)
Рейтинг:
6.40
В разгар кровопролитных сражений, сразу после окончания учебы в престижном хореографическом училище, группа молодых артистов, обладающих неукротимым стремлением к героизму, приняла решение отправиться на передовой. Среди них выделялись юные танцовщицы, Алька и Надя, чьи мечты о славных подвигах, к сожалению, не оправдались. Вместо этого, их судьба привела их в госпиталь, расположенный непосредственно на фронтовой линии, где они заняли должность санитарок – сложную, но необходимую работу, направленную на спасение жизней раненых. Однако, девушки, не смирившись с внезапно изменившимся планом, неуклонно шли к своей цели и, вопреки ожиданиям, оказались в эпицентре боевых действий. В первые же минуты ожесточенного артиллерийского обстрела, в разгар хаоса и разрушений, трагически погибла Надя, став жертвой случайной, но смертельной ошибки. После долгих и мучительных недель реабилитации, прошедших под пристальным наблюдением врачей и с невероятным трудом, преодолев последствия тяжелой контузии, Алька вновь оказалась на передовой, но уже в составе разведывательного взвода морской пехоты. Ей было поручено выполнить первое боевое задание – добыть важного информатора, так называемого "языка", чья информация, как полагали, могла сыграть решающую роль в дальнейших операциях. Этот эпизод, проникнутый одновременно и надеждой, и предчувствием опасности, стал началом её непростой и, несомненно, драматичной военной истории.
Недавно меня совершенно неожиданно захватила воля к просмотру очередного телевизионного сериала, посвященного периоду Великой Отечественной войны. Вспоминаются мои предыдущие впечатления от подобных фильмов, которые, признаться, меня очень трогали, и я решила окунуться в эту историю. Сюжет, однако, оказался далеко не типичным, лишенным привычной логики повествования и, откровенно говоря, полон нестыковок. Центральной фигурой картины является Алька, и, казалось бы, все события должны вращаться вокруг её судьбы, её подвигов и её внутреннего мира. Но это не так. Вокруг неё, словно блуждающий призрак, сплелись десятки второстепенных персонажей, которые, чрезмерно активно демонстрируемые на экране, отвлекали внимание зрителя от главной героини, превращая её историю в нечто смутное и непонятное. Изначально фильм должен был быть про неё – про её отвагу, её бесстрашие, её героизм, но получилось совершенно не так. Несмотря на это, меня особенно смутило внезапное и неуместное появление в сюжете темы отношений между военными и их супругами. Какова была цель этого введения? Неужели авторы хотели добавить драматизма, но сделали это совершенно нелепо? А еще разворачивалась весьма странная картина романтических отношений, которые были показаны в первых сериях. СССР начала 1940-х годов – время строгих моральных норм, и любые "смелые" мысли, да еще и в форме любовных треугольников, где девушки, казалось бы, вообще не возражали против такого поворота событий, были тут же подвергались осуждению. Особенно неприятным и, откровенно говоря, вызывающим возмущение, показался эпизод, где русские солдаты навещали польских женщин. Смотреть на это было просто невыносимо, осознавая всю абсурдность и бесчеловечность ситуации. Притом, я по-прежнему ощущаю шок от момента с воровством сапог, когда командир, просто закрыл глаза на этот факт, а по законам военного времени должен был отправить этих людей в штрафной батальон. Я находилась в полном недоумении, наблюдая за командиром разведки, который совершенно не мог ответить ни на один поставленный ему вопрос. Неужели он вообще понимал, что делает на войне? Искрой непонимания стала и странность повествования: на протяжении всей войны подразделение, в котором находится Алька, ни куда не перемещалось, и всех пленных разведчиков брали все время в одном и том же месте. Это выглядело настолько неправдоподобно, что вызывало особую смутную атмосферу. Несмотря на это, меня поразило, что на протяжении всего сериала нам показывали только сцены, снятые в летнее время. Вспоминается, что зимой война прекращалась и ждала, когда потеплеет. Алька считалась самым лучшим разведчиком своей роты и не только, но достигла всего лишь звания ефрейтора. Искрой интересной мысли стала и ситуация, когда генерал-лейтенант поинтересовался, кто стал её замом. Не знала, что ефрейторы имеют заместителей! И вообще не понятно, зачем генерал спрашивал мнение у какой-то девчонки? По сути, это был сериал о войне, но в нем было очень мало военных действий. Мало того, что часть всей войны простояла на месте, никуда не двигаясь, так еще и никаких наступлений или оборонительных действий не было видно. Понятно, что эти действия касались разведывательной деятельности, но остальные войска должны были хотя бы что-то делать. "Боевые" действия стали происходить только к концу сериала, но они были вялыми и не совсем внятны. Из этого сериала можно сделать вывод, что любовным утехам отдавалось большее предпочтение, чем ведению боев и наступательным операциям. Посмотрев пару серий, я надеялась на то, что сериал наберёт обороты и я увижу хорошее, качественное и интересное кино. К сожалению, это не произошло. Я лично осталась крайне недовольна увиденным на экране.
В корне не понятна и весьма запутанная сюжетная линия данного телепроекта, где балет, на первый взгляд, неожиданно и доминирующе занимает центральное место. Честно говоря, представить себе любую другую деятельность – от кулинарного мастерства до профессионального футбола – не представляется трудным. Идея, казалось бы, открыта для широкого спектра интерпретаций. Однако, почему-то именно балет стал краеугольным камнем повествования, и вопрос, какую цель преследовали авторы, остается в глубокой тайне. Безусловно, неясно, учитывали ли они актуальность балетной тематики в современной России, и в конечном итоге, фильм представляет собой своего рода интеллектуальный парадокс, не имеющий чёткой, однозначной трактовки. В центре внимания оказывается героиня, вокруг которой, по логике развития событий, должно строиться основное повествование. Однако, зрителя методично перегружают деталями жизни многочисленных второстепенных персонажей, не обладающих особой глубиной, харизмой или, смею заметить, зрительской привлекательностью. Их облик кажется блеклым, безликим, и их присутствие в истории вызывает лишь снисходительное недоумение. Альке, по сути, оказывалась лишь эпизодической фигурой, то появляясь в эпицентре событий, то отступая в периферию, как будто заложница неразрешимой ситуации. Изначально задуманная, по-видимому, героическая хрониль, изображающая мужество людей в условиях войны, в итоге трансформируется в нечто совершенно неопределённое и не поддающееся анализу. Очевидно, что сценаристы упустили из виду или намеренно игнорировали истинную суть военных конфликтов. Особого внимания удостоилась тема жен, чьи мужья не вернулись с фронта, хотя эта линия, на мой взгляд, лишена какой-либо значимости. Наряду с этим, в проекте зародился абсурдный любовный треугольник, изначально создавший впечатление о готовности молодого человека к браку с обеими девушками, не вызывая у них особого протеста. Вопрос, возможно ли это в контексте эпохи СССР, вызывает лишь скептическую улыбку. Безусловно, сценаристы намеренно раздули эту тему, что также является значительным упущением в логике повествования. Еще более удивительным представляется тот факт, что в течение всей продолжительной военной кампании, главный персонаж пребывает в одной и той же, статичной точке, будто бы вокруг которой происходят все описываемые события. Разведчики, по-видимому, занимались лишь бесконечным сбором "языков", что вызывает горькое ощущение нереалистичности. Безусловно, военная разведка предполагает не только сбор данных, но и активное взаимодействие с полем боя, однако в данном проекте, кажется, этой концепции не было принято во внимание. В заключительной части фильма мы с вами стали свидетелями сцен уличных столкновений, которые, признаться, были реализованы весьма посредственно. В целом, проект производит впечатление заблудшей души, будто авторам потерялся ориентир, и они не смогли донести до зрителя свою задумку. С чего-то они начали, и, казалось бы, закончили совершенно другим путем – не очень удачным. Результат – плохо и не интересно. Оцениваю этот проект как единицу из десяти – и это максимум!
По окончании просмотра российского телефильма «Алька», я не могла удержаться от желания поделиться своими размышлениями и впечатлениями об этом проекте. Подобно тому, как принято, в повествовании присутствует центральный персонаж – Алька, воплощенная талантливой актрисой Анной Фоминой. Имя главной героини, как предопределено, служит названием сериала, что, несомненно, указывает на то, что сюжет будет сосредоточен на её судьбе, её подвигах и, безусловно, на проявлении героических качеств. Однако, погружение в историю, увы, оказалось не совсем таким, как ожидалось. По мере развития повествования, внимание зрителя постепенно рассеивается, и лично мне возникло ощущение, что Алька, казалось, теряется на фоне развития событий. Вопрос о целесообразности использования имени героини в качестве названия сериала, не обязывающего его исключительно на её историю, остаётся открытым. Далее, в повествовании появляются второстепенные персонажи, однако, их роль, как мне показалось, недостаточно проработана. Особого внимания заслуживает эпизод с любовным треугольником, который, на мой взгляд, выглядит не совсем убедительно и не вписывается в канву общей картины. Не совсем понятно, почему главный герой пытается заключить союзы с двумя молодыми женщинами, и почему те, как бы то ни было, не возражают против этого. Нельзя не отметить и сцену ночного визита советских солдат к польским женщинам – крайне неприятную и, откровенно говоря, вызывающую отвращение. Далее следует эпизод с хищением сапог, представленный с явно комическим уклоном, и поведение командира роты, который, демонстрируя своеобразную некомпетентность, вместо наказания правонарушителей, «проглотил» эту ситуацию, что, по сути, представляло собой пример полного некомпетентства. Особенно запомнился образ командира разведроты – беспомощного и нерешительного, его присутствие в рамках военной драмы показалось крайне неуместным. Интересным представляется и момент, когда наша героиня, казалось бы, находится в центре событий, но при этом её роль ограничена положением ефрейтора. Назначение ей заместителя, на первый взгляд, кажется нелогичным и, в конечном счете, вызывает лишь смешанные чувства. Более того, создатели сериала, по моему мнению, уделяли чрезмерное внимание драматическим аспектам повествования, зачастую в ущерб самим событиям войны. Любовные переживания и, что особенно заметно, сексуальные сцены, явно выступали в роли центрального элемента, а реальные боевые действия практически отсутствовали. К концу просмотра, создалось впечатление, что сценаристы лишь «вспомнили», что это военная драма. Считаю своим долгом выразить мнение, что данный телефильм не стоит рекомендовать к просмотру, если только вы не желаете лично убедиться в моих размышлениях. Надеюсь, этот отзыв поможет вам сделать правильный выбор и насладиться более качественным кинопроизводством. Приятного просмотра!