Описание
Рецензии

Сериал Агония

Актеры:
Алексей Петренко, Анатолий Ромашин, Велта Лине, Алиса Фрейндлих, Александр Романцов, Юрий Катин-Ярцев, Леонид Броневой, Павел Панков, Михаил Светин, Нелли Пшенная, Алексей Ванин, Людмила Полякова, Ольга Григорьева, Борис Романов (I), Сергей Мучеников, Александр Павлов (I), Байтен Омаров, Владимир Осенев, Федор Блажевич, Микаэла Дроздовская, Олегар Федоро, Сергей Голованов, Александр Калягин, Пантелеймон Крымов, Лев Лемке, Анатолий Равикович, Анатолий Солоницын, Валентина Талызина
Режисер:
Элем Климов
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1974
Добавлено:
сериал полностью из 2 (27.03.2018)
В далёком 1916 году Российская Империя стояла на краю бездны, балансируя на грани катастрофического кризиса. Упорные усилия Его Величества, Императора Николая II, оказались тщетными в вопросе укрепления страны в сложной, переплетенной паутине международных отношений. В результате, вокруг императорского трона развернулась всеобщая, неконтролируемая анархия, грозящая поглотить саму государственность. Умирающая, обреченная на исчезновение, оставалась старообрядческая Россия, неспособная адаптироваться к стремительно меняющимся реалиям. Вместо неё, наступало новое, нечто совершенно иное правление, новая государственная форма, провозглашающая принципиально и радикально иной подход – обещание земли и сокровищ обездоленным слоям населения. Однако, прежде чем Россия преобразится в отражение этого нового видения, предстояло пройти череду долгих и изнурительных лет, испещренных ожесточённой борьбой за самоопределение, за право на существование, за свободу, за право сохранить свою идентичность. Обновлённый мир, казалось, был предрешён обречённым оставаться под гнетущим влиянием, под воздействием устоявшихся, укоренившихся, в сущности, застойных общественных норм и принципов. Возникало впечатление, будто сама ткань жизни навсегда изменилась, что прежний, привычный уклад был утрачен безвозвратно, и будущее, несомненно, будет не похожим на то, что мы знали.
В моей душе не заложеною стремления быть страстным поклонником исторических полотен или, в принципе, кинематографических произведений в целом. Я скорее ощущаю себя наблюдателем, умеющим ценить зрелищность и подтекст, но лишь в той мере, когда они органично вплетены в повествование. Мне ближе фильмы, где история выступает скорее как фон, а не доминирующая тема, где она лишь оттеняет развитие сюжета. Я предпочитаю зрелищные легенды, эпические повествования о воинах, одержавших победы. В большинстве случаев, я испытываю разочарование, когда исторические кинокартины, представляющие собой, по сути, боевик или даже фантастику, содержат мало фактических данных, больше ляпов и неточностей. В подобных проектах, как правило, отсутствует стремление к глубокому изучению культуры, к пониманию исторических эпох и периодов. Главная цель – развлечься, а прочие детали, такие как имена и имена собственные, часто остаются на втором плане. Однако, есть исключения. Я испытываю искреннее восхищение и благодарность проектам, в которых достоверность подтверждается множеством источников – учебниками, статьями, архивными документами, а также архитектурной правдой и литературными произведениями. Такие фильмы, где показано и услышано – основано на проверенных данных, заслуживают особого внимания. Примером может служить сериал «Романовы. Венценосная семья», часть фильмов, посвященных дворцовым переворотам и Смутному времени. Также, я считаю достойными внимания историческую драму «Бедный, бедный Павел». Эти работы, без сомнения, заслуживают не просто созерцания, но и активного изучения, если вы готовы к этому. Здесь всё открыто и правдиво, и вы можете спокойно обсуждать увиденное с учителем, детьми или, например, историком. Я признаюсь, что меня не привлекают фильмы, где зрелищность является единственным критерием успеха. Я понимаю, что сейчас, как и в прошлом, людям нужно разнообразие и перерывы, но кинематограф должен предложить больше. В нашей стране, к сожалению, пока не сформировалась культура создания масштабных и зрелищных проектов, сравнимых с теми, что производятся в Соединенных Штатах. Есть отдельные, яркие примеры, но они не дотягивают до уровня масштабности. И, признаюсь, я вижу, как отсутствие такого уровня зрелищности влияет на кассовые сборы фильмов. Я не упоминаю мультфильмы с впечатляющей анимацией. В прошлом, когда технологии были менее развиты, кинематограф мог конкурировать, но сейчас... И хотя я не могу однозначно оценить фильм «Агония», я должен признать, что он не произвел на меня впечатления. Я не являюсь экспертом в области истории, и перед просмотром фильма я ничего не штудировал и не готовился специально, как к экзамену. В результате я не смог в полной мере познакомиться с историческими персонажами и не прочувствовал атмосферу тех событий. История, представленная в фильме, была запутанной и не всегда соответствовала действительности. Некоторые детали и дворцовые интриги вообще не имели отношения к распутинской эпохе, хотя эта фигура имела огромное значение для российской истории. Здесь не было конкретики, практического знания. Режиссер, по моему мнению, был довольно странным человеком, что подтверждается его фильмами. Например, во время съемок фильма «Иди и смотри» о захваченной Белоруссии во времена фашизма, ради съемок вживую была убита корова. В фильме Николай Второй, когда был раздражен, вживую расстреливал ворон. Видимо, убить корову в то время ничего не стоило, ведь её можно было пустить на тушенку или котлеты, а вороны мешают сельхозработам. Так что все было несерьезно. Поэтому фильм получился довольно странным. Я не считаю, что необходимо показывать все самые потаенные истории, особенно если они не касаются непосредственно российской истории. Я имею в виду слухи, ненужные интриги или подлости, которые не имеют прямого отношения к делу. Если и есть нечто подлое и неприятное, то стоит это показывать в случае необходимости, но не акцентировать на этом внимание. Фильм должен волновать зрителя, заставить его сопереживать героям. Вместе с тем, мне очень понравилось, как авторы показали особое отношение русского народа к юродивым. Если перед нами такой человек, то не помочь ему — большая грех. Даже не знаю, есть ли подобная черта, ментальность или предрассудок общества в отношении таких людей в других странах Европы. В нашей стране, у церквей, у соборов, даже возле торговых центров стоят бродяги и попрошайки, а люди считают своим долгом им помочь. В свое время в выходные дни многие бедняки стояли в очереди у церквей и тянули ладони, чтобы более обеспеченные люди помогали им. И действительно, те клали им деньги в руки. Были и в те времена бедняки и нищие, которые пытались обмануть и получить больше. Некоторые тянули вместо одной ладони две. Отсюда и пошло такое ругательство как «двурушник». Даже само слово «Спасибо!», является производной от бедняцкого «Спаси Бог!». Скажу честно, хотя не хочу никого оскорбить. Но основным заработком для многих была именно торговля. И было забавно то, что если у кого-то дело шло в гору, то это считалось одобрением божеским, а если была неудача, то это было что-то вроде небесного откровения, в котором нужно увидеть знак. Совершенно нормально было и то, что торговцы желали всеми силами благословения и небесного снисхождения. Так было положено, если хорошо заработал, то поделись заработком с бедняком. Были даже те, кто совсем ударялся в паломники, собирал при себе самых разных юродивых. При себе держали юродивых и государи. Так устроена была власть, что если во главе находится правитель, то он обязательно верующий, а потому при нем должны были быть юродивые. Многие самодержавцы делали много суровых вещей в течение дня, но после отмаливали свои грехи. Были и ложные юродивые, которые знали, что таковыми быть выгодно. Им помогали, к их речам прислушивались, а они лишь посмеивались над остальными. Таких мошенников было очень много. В сериале отлично показана религиозная составляющая и атмосфера прошлого времени.
Фильм «Агония» заслуживает особого внимания, прежде всего из-за его исторической достоверности и глубокого осмысления эпохи, представленной в нем. Меня особенно привлекло это кино благодаря его жанровой принадлежности – историческому жанру, который я всегда испытываю искренний интерес и уважение. Многие подобные проекты, позиционирующиеся как исторические, часто содержат значительную долю художественного вымысла, и, конечно, они не являются надёжным источником информации об исторических событиях. Однако, «Агония» выделяется среди подобных проектов, благодаря стремлению авторов к максимальной правдивости и, как следствие, предоставлению зрителю возможности расширить свой кругозор и лучше понять историю. Работа над фильмом, возглавленной Элем Климовым, продолжалась несколько лет, что является, пожалуй, достаточно оригинальным подходом для советского кинематографа, особенно учитывая, что фильм был представлен широкой публике, а не просто отправлен на полки пылиться. Основным сюжетом является трагическая история Григория Распутина, человека, выдававшего себя за старца и сумевшего добиться расположения царской семьи, несмотря на его аморальный образ жизни. Фильм, состоящий из двух серий, обладает заметной атмосферой, а при всей своей символичности и масштабности, представляет собой весьма интересную историю. Особого внимания заслуживает сильный сценарий, дополненный мощной актерской игрой, что делает фильм поистине достойным. Роль главного героя, Григория Распутина, исполнил Алексей Петренко, который продемонстрировал поразительное попадание в образ, сделав его максимально выразительным и эффектным. Работа Петренко требует колоссального мастерства – необходимо было найти тонкую грань между правдой и преувеличением, избегая как фальши, так и излишнего театрального пафоса. Его способность к такому филигранотному мастерству – неоспоримое актерское достоинство! Современным актерам, особенно молодым, следует брать пример с таких мастеров актёрского искусства. Распутин – фигура сложная, противоречивая, богатая множеством граней, и Петренко сумел отразить все эти грани – от религиозности и великодушия, до многочисленных любовных похождений и проницательного, живого ума, смешанного с напускной шутностью. Нельзя не отметить и игру Анатолия Ромашина в роли императора Николая Второго. Его персонаж представлен на экране не так часто, но на меня произвел сильное впечатление, вызвав сочувствие и понимание. В изображении царя чувствуется уязвимость, слабость, осознание надвигающихся перемен и предчувствие трагической развязки. На мой взгляд, Николай Второй оказался в ситуации, когда любая попытка радикально изменить обстоятельства была бы бессмысленной – механизм уже был запущен, и его невозможно было остановить. Именно поэтому он не мог, например, просто "ставить условия" Распутину, – он был вынужден выполнять те требования, которые выдвигались ему авантюристом. Особым достоинством фильма является и мастерская игра актеров второго плана. Однако, стоит отметить и игру других персонажей, поскольку именно благодаря их диалогам и поступкам оживает тот исторический период. Например, стоит выделить эпизодическую роль некоего проходимца и негодяя, который сумел оказаться у семьи царя, и, возможно, стал жертвой обмана. Трагический финал, заложенный в сюжете, демонстрирует, насколько сложной и неоднозначной была эта эпоха. Особое внимание заслуживает внимание к деталям. Авторы фильма, использовав документальные кинохроники и фотоматериалы из архивов, смогли создать правдивый и убедительный образ Российской империи начала XX века. Они представили свой взгляд на роль Распутина в истории, но, конечно, неизбежно возникнут и противоположные точки зрения. Но, независимо от этих разногласий, «Агония» должна быть признана достойной кинолентой, а по мнению некоторых, даже шедевром советского кинематографа. К сожалению, фильм был забыт многими, однако он заслуживает повторного просмотра. Во время просмотра возникла у меня впечатление, что для русского человека ничего не изменилось на протяжении всех времен. Юродивых всегда жалели, и такая русская душа, которая готова принять и простить. Нельзя отрицать, что это может быть воспринято как слабость, но не стоит за это стыдиться. Нужно уметь протянуть руку помощи нуждающимся, как это делали и раньше – церквые просят подаяния, и люди стараются им помочь. Трагическая ситуация, в которой оказались царь и его окружение, показала, как люди способны использовать почти любую ситуацию в своих целях, чтобы «замолить свои грехи». Особое впечатление произвела сцена, в которой Распутин, в пальто с босыми ногами, буквально бежит по городу, осознавая неизбежность трагических событий, которые должны произойти. Многочисленные сцены в фильме производят глубокое впечатление, и они, несомненно, останутся в памяти. «Агония» – гениальный фильм, который должен увидеть каждый, кто интересуется историей своего государства.
Просмотрев фильм «Агония», снятый гениальным режиссей Элемом Климовым, я не могу не поделиться своими размышлениями об этом, на мой взгляд, выдающемся кинематографическом произведении. Это, безусловно, сложная и неоднозначная картина, требующая глубокого осмысления. Позвольте мне сразу отметить, что, как и многие зрители того времени, я столкнулась с существенным противоречием: словно бы, эта работа, несмотря на ее художественное достоинство, не совсем отражает реальный контекст предреволюционной эпохи, окрашенный в определенные тона. История, в конечном итоге, – это сложный и запутанный клубок легенд, воспоминаний, вымысла и субъективных интерпретаций, зачастую подкрепленных политическими мотивами. Учитывая рассекреченность архивных документов, которые стали доступны лишь спустя десятилетия, возникает вопрос: как мы можем достоверно реконструировать события, особенно те, что связаны с периодом политических и социальных потрясений? Фильм Климова, в своей основе, представляет собой попытку взглянуть на эту сложную эпоху сквозь призму личных трагедий и духовных исканий. И здесь, как мне кажется, заключается его большая ценность – способность вызвать у зрителя глубокие эмоции и заставить задуматься о природе власти, человеческой ответственности и конечном смысле жизни. Особого внимания заслуживают хроники, включенные в фильм. Видеозаписи тех страшных событий – эпидемии тифа в Ходынке, ужасы Первой мировой войны – не могут не потрясать воображение. Голос летописца, повествующего об этих трагедиях, лишь усиливает ощущение присутствия в прошлом. Нельзя не отметить и тщательность работы режиссера, который сумел передать атмосферу страха, отчаяния и безысходности, царившую в дореволюционной России. Исполненные актерами Анатолием Ромашиным и Алексеем Петренко, образы Николая Второго и Григория Распутина, являются одними из самых запоминающихся. Актер Петренко, воплотивший образ Распутина, поражает своей убедительностью и трагизмом. Его персонаж – фигура противоречивая, сложная и неоднозначная, представляющая собой воплощение страдания, отчаяния и, возможно, даже некоторой невинности. Удивительно, как актер сумел передать в его облике не только политическую силу, но и глубокую человеческую боль. Образ Николая Второго, представленный Ромашиным, также производит неизгладимое впечатление. В нем ощущается не только бессилие и безволица, но и, возможно, искреннее раскаяние в тяжелейших обстоятельствах. Исполнение этого образа артистом вызывает чувство глубокого сочувствия и понимания. При этом стоит отметить, что фильм, как и сама история, не лишен субъективности. Элемент Климов, очевидно, стремился показать не только негативные аспекты предреволюционного времени, но и человеческие трагедии, связанные с ним. Однако, несомненно, это всего лишь одна из возможных интерпретаций, и, как и в любом историческом произведении, здесь присутствуют определенные допущения и акценты. Учитывая все вышесказанное, я не могу не выразить свою признательность Элему Климову за его смелый и оригинальный взгляд на историю. Он сумел создать работу, которая, несмотря на свою неоднозначность, остается актуальной и сегодня. В конечном итоге, каждый зритель должен сформировать собственное мнение о фильме, опираясь на свои знания, опыт и чувства. Надеюсь, мои размышления по поводу «Агонии» помогут вам лучше понять эту сложную и противоречивую картину. Спасибо за внимание и уделенное мне время.
Погружение в этот кинематографический шедевр требует не просто просмотра, а вдумчивого, почти медитативного восприятия. Сериал, представляющий собой целостный, двухчастный фильм, требует от зрителя максимальной концентрации и внимания к мельчайшим деталям. Каждый эпизод, каждая сцена – это важная составляющая общей картины, и упуская что-то одно, вы рискуете потерять из виду суть повествования. Элем Климов, выдающийся режиссер, посвятил этот проект не стремлению к финансовой выгоде, а искренней любви к аудитории, которая в конечном итоге и оценила его творчество. Климов отличался крайней требовательностью к своим проектам, стремясь донести историю до каждого зрителя. Его целью, безусловно, удалось добиться – картина "Иди и смотри" в 1985 году получила признание журнала "Советский экран" и была просмотрена более чем 30 миллионами человек. Его избрание председателем пятого съезда кинематографистов ознаменовало собой, к сожалению, конец эпохи советского кино и начало совершенно другой исторической эпохи для отечественного кинематографа. Настоящее открытие для меня стало, конечно, "Агония". Несмотря на опасения относительно возможного негативного влияния фильма на страну и кинематограф, я пришел к выводу, что на распад советского кино не может быть возложена главная вина талантливого режиссера Элема Климова. Фильм, лишенный явных элементов, способных нанести вред, сфокусирован на описании пагубного состояния дел в дореволюционной России. Спустя годы просмотра, я убедился в том, что, несмотря на критику, “Агония” стала свидетельством уникального таланта Элема Климова, его способности создавать фильмы, которые трогают до глубины души. Особое восхищение вызывает игра Алексея Петренко в роли Григория Распутина. Он воплотил эту сложную, противоречивую фигуру настолько правдиво и убедительно, что кажется, будто сам является Распутиным. Его работа – это чистая, безграничная честность, требующая от актера полной самоотдачи. Нельзя не отметить и блестящий актерский состав сериала в целом. Алиса Фрейндлих и Анатолий Ромашин создали запоминающиеся образы, а роль царя, сыгранная Ромашиным, получилась удивительно тонкой и умелой – слегка преувеличенной, но пронизанной глубоким пониманием и чувством. Это кино – пример, к которому стоит стремиться. Фильм обладает чертами оригинального произведения, сочетая в себе цветные эпизоды и черно-белые хроники, динамичное развитие сюжета, не допускающее затянутости, и, конечно же, мастерскую режиссуру Климова и талантливую игру актеров. Особенно поражает, как Климов, используя технику одной камеры, создает сложные, не поддающиеся с первого взгляда эпизоды. Увы, многие выдающиеся произведения искусства оказываются забытыми после создания. Элем Климов, Андрей Тарковский и Алексей Герман стали известными лишь спустя много лет. Климов, как и многие другие деятели искусства, выступал за отмену цензуры, понимая, что она ограничивает свободу творчества режиссера и съемочной группы. К сожалению, отмена цензуры не привела к улучшению качества кинематографа – наоборот, она привела к его размыванию, к появлению "киношного шлака". Спрос на качественные фильмы оказался крайне низким. Это стало трагическим фиаско, показав, что не все режиссеры и авторы, такие как Элем Климов, стремятся создавать произведения, достойные внимания. В итоге, кинематограф столкнулся с крахом. В конечном счете, проблема заключается в том, что для восприятия качественных и продуманных фильмов необходимо развитие общества, повышение культуры и интеллектуального уровня аудитории. Этот фильм – не просто кино, это – образец, к которому стоит стремиться.
Создание этого проекта потребовало значительных усилий от режиссера Климова, который тщательно дорабатывал исходный сценарий, стремясь воплотить в жизнь выдающуюся и захватывающую работу. Выбор названия также представлял собой непростую задачу, и после череды споров, режиссер остановился на варианте «Агония», признав его наиболее точно отражающим суть и драматизм происходящего. В центре повествования – загадочная фигура Григория Распутина, человека, сумевшего добиться беспрецедентного влияния на царскую семью, превратив её в колыбель последних вздохов российской монархии. Распутин, словно тень, пронизывающая весь фильм, присутствует в кругу самых ключевых персонажей, но его роль, по сути, остается лишь отражением той эпохи и ее противоречий. Постоянно появляются новые действующие лица, играющие лишь декоративную роль, отвлекая зрителя от основных событий и движущих сил сюжета, однако каждый из них вносит свой вклад в создание сложного и многогранного полотна. В работе присутствуют детализированные титры, содержащие информацию о персонажах, однако эта справочная информация, скорее, для любознательных зрителей, не углубляющихся в понимание исторического контекста. Рассматриваемый фильм представляет собой мрачную панораму человеческих пороков. Изображение императора Николая II, царя-нерешателя, поражает своей безвольностью и отчужденностью – он не в силах выслушать даже своих министров, предпочитая уединение и занятие бессмысленными увлечениями, такими как фотография и рисование причудливых рисунков. Его царский статус, его слабость, его полное отсутствие видения – все это делает его образ крайне комичным и, в то же время, трагичным. Царица Александра Федоровна, поглощенная молитвами перед иконой "старца", полностью подчинена его воле, превратив свою жизнь в бессознательное исполнение его прихотей. В окружении царской семьи – лишь груда неприглядных персонажей, воплощающих собой самые темные стороны человеческой натуры. Стены дворцов, по-видимому, хранили не только заговоры, но и мерзость, злобу и ничтожную жажду власти. Перед нами предстают не герои, а бессознательные злодеи, стремящиеся к собственному обогащению и не чуждые ни капли сострадания к простым людям. В финале фильма, нас, словно вывернутого наизнанку, оставляет осознание того, как ничтожно малы и незначительны были судьбы этих людей, запутавшихся в сети интриг и пороков. Ужасает не столько сам сюжет, сколько безграничность человеческой глупости и эгоизма, развернувшихся на фоне трагической судьбы России.