Описание
Рецензии

Сериал Адъютант его превосходительства

Актеры:
Юрий Соломин, Владимир Козел, Татьяна Иваницкая, Владислав Стржельчик, Евгений Шутов, Александр Милокостый, Николай Тимофеев, Андрей Петров, Анатолий Папанов, Виктор Павлов
Режисер:
Евгений Ташков
Жанр:
мелодрамы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1969
Добавлено:
сериал полностью из 5 (23.12.2013)
В эпицентре повествования, в драматичном танце истории, выделяется имя разведчика Советской Армии, Павла Кольцова. Верховный правитель большевистского режима, осознав необходимость оперативного проникновения в самое сердце организации Деникина, доверил Кольцову чрезвычайно конфиденциальное поручение, требующее неукоснительного исполнения, не считая никаких жертв. Проникновение в оплот белых воинов, осуществляемое с немалыми трудностями и требующее виртуозной хитрости, в конечном итоге удалось Кольцову. Однако, судьба распорядилась еще более благоприятно – главнокомандующий белогвардейской армии неожиданно для всех принял Павла на службу, назначив его своим доверенным адъютантом. Начало выполнения основного задания уже было сделано, но теперь перед Кольцовым открылась задача вести крайне изощренную двойную игру. Ежедневно, подвергая себя опасности, он рисковал, чтобы собрать и передать ключевую информацию своему командованию. При этом, в штабе Деникина необходимо тщательно маскировать свои действия, не вызывая подозрений. Павлу предстоит с невероятным усилием выдерживать постоянное, давящее напряжение, ведь малейшая ошибка, не продуманная до мельчайших деталей, могла бы сорвать качественно спланированную операцию, подрывая все усилия.
Оказавшись лишь сейчас в возможности погрузиться в просмотр этой кинематографической работы, я испытываю несказанную радость, несмотря на то, что в прошлом, в советский период, когда гражданская война представлялась как эпоха, в центре которой стояли такие фигуры, как "Адмиралъ" и "Господа офицеры", а также "Неуловимые мстители" и "Чапаев", моя благодарность за это открытие лишь усилилась. Эта кинокартина была обнаружена мной недавно, но она, тем не менее, не уменьшила моей искренней восхищенности этим "новым" и высокопрофессиональным произведением. Начну я свою рефлексию с предисловия. В нашей стране сложилась тенденция, направленная на переосмысление исторических событий, на корректировку мировоззрения людей в соответствии с закономерностями истории. Целое поколение наследников огромной эпохи оказалось в весьма непростой ситуации. Скажу упрощённо – некоторые произведения искусства, в том числе и кинематограф, страдают от навязывания идеологических установок. То есть, не сами произведения, разумеется, а, в первую очередь, восприятие их зрителями (в отношении фильмов, если рассматривать этот аспект). Объясню суть. Если бы мы не позволяли себе воображать, что необходимо испытывать тревогу и сочувствие, адресованные конкретным персонажам, то всё было бы иначе. Например, при просмотре фильмов о гражданской войне мы часто склонны желать успеха "красным", по привычке, поскольку нам было предложено увидеть в них героев. Однако мы даже в такие моменты не обращаем внимания на политические реалии и ход событий. Эта кинокартина была создана, не стремясь угодить в идеалы и предрассудки, и она показала нам истинное положение дел. Действительно, кино представляет собой приближенное отражение реальности, хотя каждый из нас видит в ней свою правду. Однако здесь важно отметить, что наиболее ярко выражена нейтральная позиция, что является ключевым моментом. Поэтому, необходимо не только изучать основных персонажей, но и стремиться понять противоборствующую сторону, чтобы определить, за кого мы должны испытывать сочувствие. Приходится сравнивать не только поступки, но и мотивы, мысли, слова и рассуждения. Перед нами исчезает привычное разделение на светлых и темных сторон, на "хороших" и "плохих" белых и красных. Мы видим просто людей, вовлечённых в неблагородное дело – революцию. Гражданская война показана не как освободительное движение, а как разрушительный процесс, уничтожающий всё вокруг. Почему же возникла оппозиция? Она сформировалась не случайно, поскольку против "красных" должны быть аргументы. И они действительно есть. Приятно отметить, что логика фильма полностью противоречит нашим привычным принципам и взглядам. Мы знаем, что "красные" – герои, но, наблюдая за белыми, мы начинаем больше желать им успеха, ведь люди в их стане заслуживают этого. Нам, как будто, говорят создатели: "Зритель, улови эту разницу, почувствуй её!". Это не красная сказка или белая трагедия, а нечто пограничное, сделанное грамотно, учитывающее интересы и взгляды различных сторон. Я, вероятно, отступлю от своих слов и скажу, что я рад, что не посмотрел этот фильм раньше. Каждый из героев и каждой идеологии хочется симпатизировать и искать недостатки. Белогвардейцы показаны во всей своей мрачности. Главная героиня мне, к слову, безумно понравилась! Очень качественно передана атмосфера революции. Теперь никто не почувствует революционную романтику, ведь главными достоинствами на войне станут присяга, вера и правда. Быть может, многое, что показано в этом фильме, далеко от реальности, но некоторые моменты заставляют просто не верить своим глазам. Разговор Юры и Павла Андреевича - это просто гениальное мастерство! «Сад ты иметь хочешь, а ухаживать за ним не хочешь? Значит, рано или поздно, кто-то снова захочет спалить твой дом!». У меня нет достойных слов, чтобы выразить своё восхищение. Или, скажем, любовная линия. Просто глаз радуется. Неужели такое действительно было?! Даже в наше время, время повсеместной пошлости и разврата. Несколько слов о первых чекистах. Смотришь фильм про Вторую Мировую, и понимаешь, что нашим шпионам нужно одолеть врагов, что вокруг. Для достижения своей цели любые приемы можно использовать, но при этом необходимо вложить все силы и средства! А тут... Даже не знаешь, за кого переживать, поэтому и в голове путаница возникает. Отношения, как будто, не проявляются ни к "чужим". Создается впечатление, что нам показывают бой абсолютно равных соперников, в плане сил и в плане мысли. Но победа добывается в нечестном бою путем обмана, хитрости и предательства. Как-то это все кажется мерзко почему-то, грязно. Запрещенный прием. Нечестно. Не могу я этого понять. И поэтому не могу поставить максимальной оценки. Считайте это единственным моим замечанием. Ибо в остальном – безусловно, шедевр.
Наблюдая за потоком комментариев и оценок, касающихся данного фильма, я испытываю непередаваемый трепет и, одновременно, глубокое удивление. Примечательно, насколько широко распространенное явление – неприятие, порой граничащее с отвращением, слова “идеология”. Парадоксально, что, несмотря на это, большинство зрителей демонстрирует совершенно неясное понимание сути самого явления, его принципов и, как следствие, его значимости. Несмотря на то, что отдельные рецензенты отмечали, что “Адъютант” не столь однозначно отражает советский дух, в нем всё же прослеживается определенная идеологическая составляющая, возникает закономерный вопрос: зачем же столь активно критиковать сериал? Ведь, во всяком случае, любое, даже самое развитое и многогранное общество, будь то США или Советский Союз, не может функционировать без определенной системы ценностей, не без идеологического базиса. В прошлом, в Советском Союзе господствовала коммунистическая идеология, а что сейчас? Часто это нечто вроде антикоммунистического протеста, направленного против некогда устоявшихся убеждений. При сопоставлении этих систем, при анализе их духовных оснований, без сомнения, следует отдавать предпочтение советской модели, воплощенной в этом фильме. Кольцов, восставший из простого капитана, становится твердым убежденным коммунистом, не только это, но и активно принимает участие в подрывной деятельности против вражеского тыла, ведущемся под руководством Красной Армии (в лице Белякова и его окружения, представленного Антантой), – это и есть центральная идея кинокартины. Несмотря на то, что в фильме подчеркнуто и показано благородство черт белого движения, главный герой, не являющийся рабочим с Путиловского завода, проявил преданность Революции и делу освобождения народов Российской империи. Особого внимания заслуживает мастерское изображение контраста между нашим и чужим идеологическими мировоззрениями. Здесь мы сталкиваемся с древними, практически первородными, идеологическими полюсами: в образе Кольцова – красные, в образе Ковалевского – белые. Весь фильм представляет собой классическое отображение противостояния богатства и бедности, борьбы за правду и справедливость. Мне сложно, несмотря на глубокую симпатию к Стржельчику, придерживающемуся точки зрения о том, что отношение к человеку должно формироваться исходя из его социального происхождения, сочувствовать этому персонажу. Тем не менее, в СССР, в эпоху бурных перемен, был чрезвычайно популярен этот фильм, что объясняется его колоссальным влиянием. Он был часто транслировался на телевидении, а это были восьмидесятые годы! Именно тогда появились видеомагнитофоны, что позволило "Адютанту" стать одним из первых фильмов, перенесенных на физический носитель. В целом, авторам удалось создать поистине выдающийся кинематографический шедевр. Фильм легко воспринимается, не требует особого напряжения и вызывает неподдельный интерес благодаря тонкому подходу к повествованию. Персонажи, воплощенные талантливыми актерами, выглядят безупречно. Например, командиры Красной Армии Сиротин и Емельянов, несмотря на ограниченное время, уделенное им, демонстрируют себя как интересные, содержательные персонажи, которые органично дополняют общую картину. В итоге, они создали почти идеальный ансамбль. Сравнивать их можно с героями "Семнадцати мгновений весны", однако, в данном случае, мы наблюдаем совершенно другую историю – Гражданскую войну. Идеологическое воздействие в фильме ощущается довольно тонко. Обе стороны представляются зрителю без прикрас: Кольцов в тылу у белых срывает их планы, а на другой стороне – чекисты пытаются вычислить предателя, затаившегося в штабе. Обе сюжетные линии находятсящегое в идеальном балансе. К сожалению, нельзя не отметить, что игра Иваницкой вызывает определенные вопросы. Ее эмоциональная палитра кажется не совсем выразительной и неоднородной. Иногда она переигрывает, иногда не доигрывает, однако, на лице у нее сохраняется одно и то же выражение, что затрудняет полное сопереживание. Несмотря на это, я настоятельно рекомендую этот фильм всем желающим, кто готов к просмотру.
Этот кинематографический экспонат, бесспорно, занимает место среди самых выдающихся, безусловно, профессиональных и скрупулезно отточенных произведений кинематографической культуры Советского Союза, заслуживающих признания и похвал высочайшего тона. Его можно смело сопоставлять с культовой "Северным сиянием" Сергея Эйзенштейна, но в совершенно ином, более глубоком и драматичном ключе. Эта картина представляет собой сложный, многогранный рассказ, пропитанный трагизмом, неподдельным человеческим теплом и искренностью, а также проникнутый философской глубиной и, разумеется, непоколебимым героизмом. Каждая война, вне зависимости от её масштабов и идеологического контекста, неизбежно сопряжена с огромными человеческими потерями, с разрывом судеб и с искажением моральных ориентиров. В эпическом противостоянии империй, как всегда, в конечном итоге проигрывают обычные люди – простые солдаты, офицеры, каждый со своими индивидуальными переживаниями, со своими восторженными идеалами и высокими моральными принципами. Особо остро стоит вопрос в гражданских конфликтах, когда поиск оправдания для чудовищных действий требует не просто силы воли, а нерушимой, непоколебимой веры в справедливость. Фильм поражает своей безупречной проработанностью до мельчайших деталей – от выразительных взглядов персонажей до едва заметных жестов, до самого момента поворота головы. Без сомнения, ключевую роль в создании этого шедевра играет образ разведчика Кольцова, воплощенный Юрием Соломиным. Случайные обстоятельства сводят его судьбу с судьбой генерала белых, и с этого момента зритель становится свидетелем сложной, запутанной драмы. Внутренняя, психологическая борьба, разворачивающаяся в душе главного героя, показана с потрясающей реалистичностью и глубиной, не уступая по интенсивности внешним событиям. Картина построена на череде взаимопротивоборствующих, противоречивых ситуаций, в которых раскрывается истина и глубина человеческой души. Зритель наблюдает за теплой и искренней дружбой красного шпиона и молодого дворянина, за нежной, трогательной любовью, которая, к сожалению, не в силах противостоять размаху войны. На фоне этих светлых, благородных образов, фигура анархиста Ангела и его банда, воплощенная, к сожалению, в образе подлого, мелкого и беспринципного злодея, приобретает еще большую зловещую значимость. Несомненно, главное, что можно сказать об этом произведении, – это его искренность, его неподдельная, глубоко человечная глубина. Даже трагическое крушение поезда, столь реалистично воссозданное, без применения нарочитых спецэффектов и массовых сцен, кажется невероятно правдоподобным и драматичным. Этот фильм, безусловно, заслуживает наименования «шедевр», и его просмотр обязателен для всех, вне зависимости от их личных взглядов на исторические события и политические убеждения.