Описание
Рецензии

Сериал А зори здесь тихие... (1972)
Актеры:
Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Ирина Долганова, Андрей Мартынов, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Алексей Чернов, Виктор Авдюшко
Режисер:
Станислав Ростоцкий
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1972
Добавлено:
сериал полностью из 2
(08.08.2013)
Рейтинг:


Действие повествования происходит на фоне трагических и героических событий Великой Отечественной войны – эпохи, отмеченной небывалыми испытаниями и мужественным сопротивлением. Ужасы войны, обрушившиеся на страну, вынудили многих, в том числе и женщин, клятвенно встать на защиту Отечества, воспрянув дух непокоренности и отваги. Не оставив равнодушными даже сердца, ранее наполненные надеждами на нежные чувства, грядущую семейную гавань, девушки, оказавшиеся на передовой, преобразились, став настоящими воительницами, храбрыми зенитчицами, стрелковыми дружинницами, способными, не дрогнув, встретить вражескую армаду. Вспомним, как в начале войны героини столь трогательного фильма "А зори здесь тихие" представлялись нам романтичными, наивными юными барышками, мечтающими о нежной любви и светлом будущем. Теперь же, лишенные иллюзий, они, преодолевая страх и сомнения, превратились в закаленных в боях сражающихся за свою страну женщин, воплощающих в себе силу, стойкость и непоколебимую преданность Родине. Их поступки, пропитанные беспримерным мужеством и самоотверженностью, становятся ярким доказательством того, что в час испытаний истинные ценности – любовь к Родине и готовность отдать за нее все, даже свою жизнь.
В лесной хижине, словно в узком кругу семейной жизни, разворачивается трагическая история пяти девушек, призванных к нелегкому подвигу. Старшина Васков, человек суровый и порывистый, с едва заметной отеческой теплотой относится к ним, своеобразно используя девиз: «Нет здесь женских вопросов. Есть война и есть командиры». Эта фраза, словно негласное правило, подчеркивает, что перед ними стоит задача отбросить все привычное, личные переживания и полностью сконцентрироваться на военной задаче.
Фильм «...А зори здесь тихие», основанный на повести Б.Л. Васильева, – это поразительное погружение в атмосферу Великой Отечественной войны, где ощутима не только жестокость битвы, но и глубокие человеческие чувства: страх за близких, ненависть к врагу, неугасающее желание победы. Сюжет, детально и реалистично передающий военные действия, фокусируется на жизни пяти молодых женщин, неожиданно втянутых в смертельную схватку.
Девушки, мало умеющие обращаться с оружием, представляют собой разношерстную компанию, каждая из которых несет на себе отпечаток личной драмы. Рита Осянина, молчаливая вдова с ребенком, Женя Комелькова, с длинными волосами и трагичной историей, Соня Гурвич, увлеченная стихами Блока и переживающая за судьбу оставшихся в Минске родственников, – каждая из них обладает уникальной, часто невыраженной, силой. Их повседневные проблемы – потерянные гребешки, лишние килограммы – кажутся нереальными на фоне надвигающейся опасности.
В этой хижине, подобно дому, где собрались женщины, царит не только атмосфера подготовки к войне, но и тепла, взаимопомощи, дружбы. Они делятся секретами, танцуют, устраивают балы – словно до последнего не желая верить, что их жизнь может оборваться. Но, как и в любом доме, тут тоже случаются ссоры и обиды, и каждый из них отражает глубину личных переживаний.
В один роковой момент, когда Рита Осянина выслеживает и уничтожает двух немецких солдат, Васков Федота Евграфович, главный командир, в срочном порядке поднимает боевой отряд: Женя Комелькова, Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич. Они идут в лес, не подозревая, что их ждет трагическая развязка, и даже в последние минуты, доводя до безнадежности, они и танцуют, и разговаривают, не отчаявшись, но не отступая.
Стоит отметить, что даже в моменты, когда смерть кажется неизбежной, героини не теряют чувства юмора и веры в себя. И вот, в лесу, несмотря на кажущуюся бессмысленность происходящего, они проявляют истинную отвагу и решимость. Они проявляют характер, превозмогая страх и безысходность. И в результате, несмотря на трагический исход, они достигают поставленной цели.
Борис Васильев, создавший эту удивительную повесть и по которой снят фильм, был не только выдающимся писателем, но и тонким психологом, сумевшим мастерски передать сложные эмоции и переживания героев. Режиссер фильма, в свою очередь, с помощью актеров сумел перенести на экран те чувства и эмоции, которые открывала читателям книга. Каждый взгляд, каждая мимика, каждый жест – страх, отчаяние, надежда – все это создало ощущение полного погружения в трагический мир войны.
С каждым поколением становится всё труднее понять и прочувствовать те страдания, которые перенесли наши предки. Остается лишь слышать эхо этих страданий. И всё же, фильмы, такие как «...А зори здесь тихие», позволяют нам увековечить память о героях, проявить уважение к их подвигу, и ценить чистое небо над головой, которое дано нам благодаря их жертве. Безусловно, этот фильм – легендарный и значимый по своей тематике, и его можно пересматривать снова и снова, каждый раз находя в нем новые грани трагедии и героизма.
Старшина Васков, человек, чье лицо казалось высеченным из камня, воплощавшим собой незыблемость и непоколебимость, искренне желал, чтобы эти пять юных девчонок обрели укрытие вдали от мрачных, пропитанных тревогой лесных глубин. Он мечтал, чтобы их жилища оказались очагами уюта, местами, где царила атмосфера тепла, нежности и гармонии, окруженные объятиями близких, дорогих душ. Он отчаянно надеялся, что эти хрупкие, нежные создания, лишенные всякого опыта и знаний, навседневно останутся в неведении относительно разрастающейся, неумолимой тьмы войны… не слышать неистового гула вражеских истребителей, рассекающих небеса, не слышать ослепительных вспышек выстрелов из винтовок, грозящих разрушить их мир. Он не хотел, чтобы их изящные пальчики, не привыкшие к ощущению тяжелого оружия, сжимали приклад автоматов, символ бесчисленных страданий.
Пять зенитчиц, каждая из которых представляла собой уникальную, неповторимую личность, обладали совершенно разными характерами, судьбами и жизненным опытом. Однако, объединяющим их фактором стала несомненно трагическая война – жестокий и бесчеловечный конфликт, заставивший их, несмотря на юный возраст, решиться на отчаянный шаг и встать на защиту своей Родины. Они, подобно стойким воинам, шли в самое пекло, готовые до последнего патрона, чтобы отомстить за гибель своих близких и защитить свою страну от надвигающейся угрозы фашистского режима. Эти юные героини, не щадящие себя, заслуживают не только величайшего уважения и почитания, но и бесконечной славы, пронесённой через поколения.
Этот фильм – настоящее произведение искусства, завораживающее и не отпускающее зрителя ни на секунду, наполненное замирающим волнением. Это кинокартина, которую с гордостью можно и нужно демонстрировать своим потомкам, чтобы они знали, помнили и были благодарны этим молодым девушкам за то, что они жили в мирной стране и, к сожалению, увидели те ужасы, которые причислились к их жизни.
О, война, ты такая коварная и подлая, что же ты сделала? Вместо светлых свадеб – лишь разлуки, лишь дым и пепел, а наши девушки, в свои белоснежные платьица, отдавали их сестрам своим, как дань памяти и надежды. Сапоги – ну куда от них денешься, когда на кону судьба целого мира? Зелёные крылья погон – символ отваги и бесстрашия. Вы наплюйте на сплетников, девочки, не обращайте внимания на их пустые слова. Мы, в конце концов, сведем с ними счеты, когда придет время. Пусть тщетно болтают, вещая о том, что им верить не во что, что они идут войной наугад, как будто в бреду.
Прощайте, девочки!
Вернитесь, пожалуйста, назад!
(Булат Окуджава)
Застыв перед монитором, я осознал, насколько глубоко и пронзительно отзывался на сердце фильм "А зори здесь тихие". В груди ощущался не просто диссонанс, а целый комок невысказанной скорби, который, казалось, не собирался развеять свою неумолимую власть. Тяжело, с ощущением невыносимой утраты, я вспоминал тех дивных, прекрасных девчонок, воплощенных на экране – пятерых очаровательных девушек, ставших жертвами жестокости и бесчеловечности фашистского режима.
Перед глазами вновь и вновь возникают картины, запечатленные кинематографистами: эпизоды, где хладнокровные немецкие солдаты, бесчувственно отводя от Риты и Васкова, демонстрировали абсолютную безнадежность их положения. И, разумеется, тот затяжной, изнурительный процесс съемок сцены, когда Женю Комелькову уносили врагам – эпизод, требующий максимальной точности и психологической глубины, который так долго не мог быть воплощен на экране.
Множество других моментов, также требовавших кропотливой работы режиссера и актеров, наполнены трепетной нежностью и трагической иронией. Не забудется, например, сцена, в которой девушка, исполняя песню, в отчаянии бежала от своих соратников, отчаянно пытаясь защитить себя, смело, отчаянно стреляя в преследователей. И актриса, пережившая страх, воплотившийся в каждом кадре, не сумевшая воплотить этот эпизод в полной мере, её игра заслуживает особой, глубокой признательности.
Нельзя не оценить и ценность этих, безусловно, уникальных и бесценных произведений искусства, требующих бережного отношения и безоговорочного уважения. Нам, современным зрителям, нужно помнить и сохранить в своей памяти эту трагическую страницу истории, одарить вечной памятью всем тем, кто, будучи молодыми, полными жизни и надежды, погиб на полях сражений, став жертвой безрассудной, чудовищной войны. Выражаю низкий, глубокий поклон тем, кто одержал победу, тому, кто выстоял и вернулся домой, вернулся, чтобы рассказать о тех ужасах, которые они пережили. И, главное, чтобы эта история никогда не была забыта.
Этот кинематографический опыт оставил во мне след глубочайшей, почти болезненной, но, безусловно, искренней вовлеченности. Фильм оказался поистине насыщенным запоминающимися репликами, и именно его содержание, его сложная, многогранная сюжетная линия, выковало во мне неизгладимую память. Несмотря на последующее погружение в литературную адаптацию, эмоциональное воздействие фильма оставалось ощутимым. Это была история, исполненная не только трогательной, но и, откровенно говоря, глубоко печальной, с оттенками отчаяния и надежды.
Нельзя не отметить, что в картине впечатляющий арсенал комических ситуаций, создающий некоторую дисгармонию и придающих ей особый колорит. И, особо стоит отметить, что «Этот фильм» занял в моем личном кинематографическом репертуаре особое, привилегированное место, становится объектом постоянного, возобновляемого желания для повторного просмотра и, по правде говоря, для неизбежных, глубочайших слез в финальной, кульминационной части повествования.
Несомненным достоинством произведения является филигранный подход к кастингу, такой искренний и пронзительный актерский ансамбль, который буквально проникает в самое сердце, заставляет сопереживать героям и ощущать их внутренние переживания. Стереотипный, но столь эффективный прием использования черно-белых кадров, представляющих военные моменты, и цветных – современные сцены, создает поразительный визуальный контраст, усиливает драматизм и повышает степень вовлеченности зрителя.
Однако, особые слова критики касаются роли Петра Федорова в этом фильме. К сожалению, его исполнение показалось мне искусственным, лишенным подлинных эмоций; наблюдалось ощущение, что актерские проявления были не столько выражением чувств, сколько заготовленными, тщательно продуманными. В некоторых моментах ощущалась полная отсутствие искренней эмоциональной вовлеченности. В отличие от этого, экранизация, безусловно, заслуженно считается произведением искусства, настоящим шедевром, способным оставить неугасимый след в душе каждого, кто готов к глубоким и честным чувствам.
Рекомендуем к просмотру