Описание
Рецензии

Сериал 1942

Актеры:
Александр Пашков, Йоханес Габриель, Ольга Олексий, Кирилл Жандаров, Валентина Лосовская, Сергей Романюк, Игорь Денисов, Александр Гиренок, Дарья Баранова, Катожина Завадска
Режисер:
Валерий Шалыга
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 13-16 серия из 16 (07.05.2011)
Рейтинг:
7.60
6.80
Осень 1942 года обрушилась на русский народ в виде жесточайших испытаний, превратив привычный пейзаж в лабиринт смертельной опасности. В сердце бескрайних, поросших мхом лесов, не покидая призрачную надежду, укрылся отважный, но измученный отряд партизан, где его судьба была переплетена с судьбой Григория. За зиму, полную лишений и бессонных ночей, они понесли огромные потери, отбросив в безвестность многих товарищей, с которыми когда-то шли плечом к плечу. Остались лишь немногие крепкие воины, в основном – закаленные временем односельчане, а также Даша и Муха, и, конечно же, Григорий – человек, чья храбрость и отвага, казалось, были выкованы самой жизнью. В отряде преобладали женщины и старики – ростки молодого поколения, выжившие благодаря своим знаниям местности и неиссякаемому запасу мужества. Среди них Алена, чья душа, запятнанная тяжестью невыносимых потерь и трагических обстоятельств, едва не сломлена под гнетом пережитого. Ее муж, к тому же, обрел счастье в объятиях другой женщины, в то время как любовь Алены, пылавшая так ярко и страстно, была бесследно разрушена, разбита на осколки, ведь ей пришлось признать, что тот, кому она дарила свою верность и доверие, назван предателем – столь жестокий удар, словно молния, пронзившая ее сердце. Карательные отряды фашистских эсесовцев и латышских полицаев, бесчинствуя в окрестностях, методично прочесывали каждый уголок, стараясь не оставить ни единого шанса для сопротивления. Для жителей, оказавшихся в этом смертельном плену, путь обратно в родную деревню был объявлен невозможным – дорога эта была заблокирована, превратившись в символ отчаяния и безысходности. Их жизнь, словно запертая в лесной клетке, вращалась вокруг постоянной борьбы за выживание, опутана сложными и запутанными переплетениями судеб, где каждый момент был наполнен угрозой и неопределенностью. Они жили, словно тени, перемещаясь между деревьями, храня в своих сердцах не только надежду, но и твердую волю к сопротивлению.
В прошедшем году широкую аудиторию завоевал фильм «1941», сумевший найти отклик в сердцах зрителей как в России, так и в Украине. Теперь же, на волне успеха, возникло продолжение под названием «1942», которое, несомненно, опирается на определенные элементы и настроения, характерные для признанных шедевров советского кинематографа, в частности, таких эпических мелодрам, как «Судьбы» и «Вечный зов». Переизбыток романтических переживаний, откровенно выходящий за рамки разумного, создает ощущение почти истерического накала страстей, где любовь, разворачивающаяся на фоне катастрофических событий Великой Отечественной войны, занимает, несомненно, привилеированное положение. Признаться, стремление к исторической достоверности в данном проекте, подобно попытке найти золотые монеты в океане, выглядит нереалистичным. Не стоит также критиковать работу съемочной группы, режиссера и сценариста, ведь, несомненно, в картине присутствует немало нестыковок, неточностей и натянутых моментов, формирование которых может повлечь за собой создание поистине внушительного списка замечаний. На мой взгляд, фильм, безусловно, найдет своих преданных поклонников и зрителей, обладающих тонким чувством прекрасного. Актерская игра, несомненно, станет ключевым фактором, способным покорить преимущественно женскую аудиторию, поскольку она пронизана искренностью и сочувствием, заставляя зрителей испытывать искреннее сопереживание персонажам. Внимательное наблюдение за игрой актеров становится настоящим удовольствием, погружая в атмосферу переживаний и тревог. Центральным элементом повествования, безусловно, стала любовная линия, разворачивающаяся между немецким военным, оказавшимся в плену, и русской девушкой Дашей. Именно этот, порой казавшийся нарочито сконструированный, фрагмент сюжета и является главным стимулом для просмотра фильма. Производители намеренно подчеркнули эту линию, что особенно заметно в первых пяти эпизодах, где отношения немецкого офицера и русской девушки становятся поворотным моментом в их жизни. В фильме «1941» Вальтер представал как воплощение вражеского завоевателя, вызывающий у Даши отторжение и неприятие зарождающихся чувств. Однако в новой ситуации – находясь в плену и подвергаясь угрозе расстрела – он предстает перед ней уязвимым и несчастным человеком. Романтичная русская девушка, не в силах остаться равнодушной к его беде, становится той самой движущей силой сюжета. В последнее время, как мы наблюдаем, производство различных сериалов, основанных на подобных сюжетных концепциях – "Я вернусь", "Когда растаял снег" – становится все более распространенным явлением. Особую нелепость, однако, можно испытывать при просмотре 4-серийного телевизионного фильма «О тебе», где Михалков Артём играет роль немецкого офицера, демонстрируя довольно аристократичную манеру поведения. Выражать комментарии в данном случае, кажется, не представляется возможным. В «1942» роль немцев исполняют весьма достойные немецкие актеры. Особенно хочется отметить поразительное сходство Й. Габриеля с известным актером Рэйфом Файнсом. Помимо этого, в фильме появляется ключевой отрицательный персонаж – штурмбанфюрер СС Вайсман, что, как известно, является нередким элементом партизанских фильмов. В данном контексте, стоит согласиться с братьями Стругацкими, которые, как известно, считали, что в кино не должно быть избыточного количества штурмбанфюреров СС, а количество используемого оружия должно быть не менее трех типов. В целом, фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, и я с нетерпением жду выхода продолжения.
На протяжении полувека, а возможно, и больше, память о Великой Отечественной войне, эта грандиозная страница в истории нашей Родины и всего человечества, хранили в себе множество повествований – в литературных романах, кинематографических фильмах, проникновенных песнях. Опыт и свидетельства этого периода, словно глубоко укоренившиеся корни, прочно запечатлены в народном сознании и будут служить примером для будущих поколений на протяжении многих лет. Несомненно, на экране было создано немало военных кинокартин, однако среди них особое место занимают многосерийные фильмы «1941» и «1942». Эти произведения отличаются не только масштабностью повествования, но и высоким качеством исполнения, где великолепный актерский ансамбль сумел создать правдивый и многогранный образ тех лет. В рамках этих фильмов, исторические события представлены с поразительной объективностью – в них отсутствуют кардинальные злодеи и карикатурные герои. Перед зрителем предстают, прежде всего, живые люди, представители разных народов, будь то русские солдаты или немецкие офицеры. Сюжетная канва этих фильмов буквально пронизана напряженностью, и зритель, не отрываясь, переживает за судьбу каждого персонажа: за отважную Дашу, за бесстрашную Алёну, за сложного и противоречивого Вальтера, за мужественного Муху. Особой ценностью этой работы является то, что роль полячки возложена на настоящую представительницу этой страны, талантливую актрису Катожину Завадску, а роли немецких военных исполняют реальные немцы, что добавляет проекту особую достоверность и реалистичность. Контекст, атмосфера, манера исполнения – все в этих сериалах в корне отличается от советских военных фильмов раннего периода, где образ немецких солдат часто был упрощен до образа глупого и беспощадного фашиста. Безусловно, сериал – выдающееся произведение, однако стремление к бесконечному продолжению вызывает определенные сомнения. Нежелание сопереживать неизбежной гибели героев, постоянное напряжение и драматизм, превращают просмотр в исключительно эмоциональный и трудный опыт – каждая серия, каждая сцена заслуживают пристального вдумывания и, несомненно, многократного переосмысления.
Я испытываю искреннюю и глубочайшую признательность к авторам этого поистине выдающегося произведения, созданного в 1942 году. До недавнего времени, сознательно избегая просмотра экранизаций, посвященных героическому периоду Великой Отечественной войны, этот случай представлял собой исключительное, крайне ценное отклонение от моих привычек. Во время трансляции сериала, вокруг нашего телевизора, собиралось все семейство, словно привлеченное незримой силой этой истории. Сценарий, безусловно, был написан с исключительным мастерством, игра актеров – безупречной, особенно поразила филигранная работа с второстепенными персонажами, а также, само собой, главный актерский состав. В результате просмотра, мы, зрители, ощутили не просто сопереживание, а истинный, животрепещущий страх за судьбу этих невероятных героев. Некоторые сцены, словно словно пронзая душу, вызывали не сдержанные вздохи, а настоящие, искренние слезы – особенно трогательный эпизод с письмом от Мухи, адресованным его родным. Кульминацией эмоционального воздействия стала, несомненно, последняя серия. Неизбежное желание заглянуть в будущее, увидеть, что ждет наших героев в послевоенные годы, в 44-45 годах, и, в частности, узнать, какова будет участь Даши и Вальтера, было настолько сильным, что заставляло сердце биться чаще. Уверен, что многие зрители разделят мое мнение, что не помешает нам узнать, как сложится дальнейшая жизнь этих людей. Остается теплая надежда, что они, с Божьей помощью, сумеют обрести новую жизнь, и, в частности, я мечтаю увидеть, как Муха, получив после войны свое собственное, личное послание от близких, сумеет найти исцеление и гармонию. Я искренне надеюсь, что этот проект, этот фильм, займет достойное место в истории нашего кинематографа, и внесет свой вклад в сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни за Родину. Еще раз, от всего сердца, благодарю всех, кто трудился над созданием этого шедевра!
В повествовательном пространстве фильма прослеживается довольно эксцентричный акцент на концепции "интернационализма", ярко продемонстрированный через сюжетную линию “Даша-Вальтер”, где представлены представители обеих воюющих сторон, что, несомненно, выделяет этот аспект. В контрасте с этим, линия взаимоотношений “Муха-Эва” оказалась крайне приглушенной и не вызывала особого интереса, лишь подкрепляя впечатление, что её отсутствие не оказало существенного негативного влияния на художественную целостность и достоинство сериала, хотя и не избавило его от незначительных, но ощутимых потерь. Наиболее заметным и запоминающимся стало нестандартное, новаторское изображение темы Второй мировой войны, подкрепленное несколькими изобретательными сюжетными ходами и впечатляющими актерскими достоинствами. Особого внимания заслуживает широкий спектр использованных планов, а также добротная, профессиональная работа операторов и монтажеров. При этом органично сочеталось музыкальное оформление, вплетенное в повествование, с небанальными темами, продуманной аранжировкой и удивительным композиторским чутьём, которое способно было значительно дополнить, усилить и наполнить экранный колорит, атмосферу и смысловое содержание эпизодов. В итоге, этот фильм можно уверенно отнести к значительным достижениям российской кинематографии. Приятко было заметить среди списка участников съемочной группы присутствие украинских фамилий, включая имя продюсера, что свидетельствует о международном сотрудничестве и расширяет горизонты кинопроизводства.